Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


1253 просмотра

Марат Садыков, Kcell New Businesses: «Работать быстро, понимать ошибки оперативно, отказаться от неверного хода вовремя»

Весной 2018 года в структуре компании «Кселл» появился внутренний стартап New Businesses

Весной 2018 года в структуре компании «Кселл» появился внутренний стартап New Businesses. О задачах, поставленных перед новой структурой, перспективах работы и необходимости сочетать традиционный и новаторский подходы рассказал руководитель подразделения New Businesses Марат Садыков. 

- Марат, в связи с чем в руководстве «Кселл» решили создать новое необычное подразделение? На каких направлениях работы сосредоточилась команда этой лаборатории продуктов, каких результатов удалось достичь за первый год работы?

- Подразделение создавалось в условиях бурного роста и запуска новых услуг, когда стала очевидна необходимость выделить финансовые и профессиональные ресурсы на развитие новых сфер бизнеса. В настоящее время мы сосредоточились на нескольких ключевых направлениях. В первую очередь это развлекательные ОТТ-сервисы, представленные нашей линейкой Mobi, которая была запущена еще в 2016 году. Сегодня сервисами Mobi пользуются почти 800 тыс человек. Это означает, что нашим абонентам нравятся эти услуги, и мы будем развивать их дальше. Другие фокусные направления, это интернет вещей (IoT), дата-монетизация, digital-площадки, такие, как интернет-магазин, приложения «Мой activ» и «Мой Kcell». Одним из быстрорастущих стримов являются мобильные финансовые сервисы (МФС). Это приоритетные области, доказавшие свою эффективность и потенциал, но это не означает, что мы не смотрим за их рамки. 

- Подразделение New Businesses позиционируется как внутренний стартап. В чем проявляется предпринимательский подход на практике? 

- Когда говорят о стартаперском подходе, обычно имеют в виду скорость разработки и вывода новых продуктов. И хотя мы являемся частью инфраструктуры «Кселл» и работаем по процедурам компании, все же стараемся ускорить процессы, основываясь на собственной экспертизе. Наше подразделение базируется в пространстве SmArt.Point, которое является своеобразным центром притяжения предпринимательского сообщества Казахстана. И одна из причин, по которой мы находимся здесь - стремление быть рядом с другими разработчиками и стартап-командами, обмениваться экспертизой, чтобы в конечном итоге стать более эффективными. Залог успеха нашей работы в том, чтобы максимально быстро тестировать гипотезы на рынке. В нашу обязанность входит запуск не только новых услуг, но и новых направлений бизнеса, и не все наши гипотезы могут оказаться правильными. Единственный способ преуспеть в таких условиях - работать максимально быстро, оперативно понять, что мы ошиблись и вовремя отказаться от неверного хода.

В активе нашего подразделения преобладают удачные решения, хотя, конечно, бывают неудачные пилоты. Один из факторов успеха заключается в том, чтобы не экстраполировать свой личный опыт на реалии рынка, не думать, что решение понравится потребителям только потому, что оно нравится нам. Нужно тестировать продукты, получать обратную связь от пользователей и не замыкаться исключительно на собственных ощущениях. Пока счет в нашу пользу, и мы будем придерживаться той же динамики.  

- Мобильные финансовые сервисы, или МФС, в последнее время рассматриваются в качестве одного из наиболее перспективных для мобильных операторов направлений работы. МФС от «Кселл» пока не очень широко известны массовому потребителю. Вы сознательно не придерживаетесь стратегии их массового продвижения?

- «Кселл», как и наши партнеры по рынку, понимает, что за МФС будущее, и несмотря на то, что мы, возможно, придерживаемся разного подхода к их продвижению на рынок, все казахстанские операторы хотят сделать мобильный баланс полноценным средством платежа. На протяжении последнего года сегмент МФС у «Кселл» постоянно рос: увеличивалось количество мерчантов (торговых партнеров), количество и оборот транзакций. В следующем году мы будем организационно и технологически готовы более широко представить эти услуги, тем более что многие из наших партнеров уже сегодня согласились оказать поддержку в продвижении сервиса. 

Если говорить о выводе МФС на массовый рынок, то наиболее выигрышной стратегией нам представляется первоочередный запуск микроплатежей. Таким образом мы охватим широкий круг пользователей, например, пассажиров общественного транспорта. Говоря о развитии микроплатежей, хотелось бы отметить, что это именно тот случай, когда услуга сама себя продвигает. Можно сколько угодно говорить о том, что МФС - это здорово, а можно просто наклеить стикер в автобусе, чтобы пассажир опробовал технологию и понял, насколько она хороша и проста в использовании. 

Что касается партнерских организаций, то для их руководителей удобства и преимущества мобильных финансовых сервисов очевидны: нет необходимости приобретать и обслуживать аппараты для приема денег, обучать людей пользоваться ими. Наша стратегия заключается в активном подключении автопарков, платных автодорог, парковочных зон, чтобы и компании, которые принимают платежи, и потребители поняли, что это удобно и безопасно. У нас в этом сомнений нет. Недавно мы подключили порядка 100 новых партнеров, среди которых представители игровой индустрии, автопарки, сфера оплаты услуг. 

- Судя по вашему опыту, какие МФС наиболее востребованы у казахстанцев? 

- Лидирует пополнение платежных счетов в букмекерских конторах. Популярностью пользуются услуги по снятию наличных с мобильного баланса в отделениях «Казпочты», оплата проезда в общественном транспорте Алматы, платное продвижение объявлений о купле-продаже автомобилей и недвижимости, оплата парковок в Астане и Алматы, покупка внутриигрового дополнительного снаряжения в онлайн-играх, пополнение баланса мобильного номера, покупка билетов на мероприятия. 

С точки зрения оборота беттинг (ставки) обогнать сложно, но мы наблюдаем позитивную динамику в сегменте ежедневных платежей - при том, что мы не прилагаем серьезных усилий для продвижения своих МФС. На мой взгляд, это свидетельствует об одном: у людей есть потребность оплачивать эту категорию услуг посредством мобильного баланса. В свою очередь, мы рады, что можем удовлетворить спрос и потребность разных категорий граждан в МФС. 

- Как эволюционировали со времени выхода на рынок ОТТ-сервисы от «Кселл»? Какие услуги наиболее популярны среди ваших абонентов?

- Самым популярным остается музыкальный стриминг Mobi Music, этой услугой пользуются 378 тыс человек. Мобильное телевидение в Mobi TV смотрят 288 тыс зрителей, 69 тыс выбирают просмотр фильмов и сериалов в Mobi kino, книги в Bookmate читают 42 тыс пользователей, 16 тыс читателей журналов насчитывается в Mobi press. Если говорить о тенденциях, то в этом году мы делали акцент на локальный контент. Такой же политики мы планируем придерживаться и в будущем году, потому что понимаем, что локальный контент - это та самая «фишка», за счет которой мы можем серьезно расти и поддерживать спрос на свои продукты. В тройку самых прослушиваемых исполнителей в Mobi music, например, входит Ерке Есмахан, а в Mobi TV лидирует по просмотрам шоу «Калаулым». Ориентир на локальный контент предполагает серьезную систематическую работу с местными правообладателями в том числе и для того, чтобы они поняли, что наши площадки становятся для абонентов серьезным проводником в мир их контента - музыки, фильмов, книг. 
 
В будущем году мы планируем расширить линейку ОТТ-сервисов, предоставив нашим пользователям интересные решения в области игр. Это направление широко востребовано: игровая индустрия растет, растет спрос на качественные игры и качественные форматы их предоставления. С точки зрения улучшения качества ОТТ-сервисов в наших планах увеличение казахскоязычного контента и локального контента в целом, что полностью соответствует потребностям наших абонентов. Уже в I квартале 2019 года мы существенно увеличим количество треков в приложении Mobi Music, в настоящее время мы заключаем дополнительные соглашения, чтобы привлечь новых правообладателей. В наших планах также порадовать своих подписчиков интересными каналами в доступных линейках Mobi TV и премьерами фильмов - в Mobi Kino.  

- Как Вы оцениваете перспективы мобильных операторов в сегменте IoT, и какую работу по развитию этих сервисов в линейке «Кселл» проводит ваше подразделение?

- Существует мнение, что направление IoT несколько переоценено, поскольку до сих пор нет громких практических кейсов его реализации. На мой взгляд, операторам необходимо развивать это направление, но при этом не ограничиваться ролью connectivity, или связующего звена, а обеспечивать максимально высокое качество услуг и максимально широкую цепочку ценности для клиентов. Именно поэтому мы готовимся предоставлять своим клиентам услуги связи, работать в области устройств, в том числе сенсоров, предоставлять качественную аналитику. Уже сегодня мы ведем переговоры с поставщиками оборудования, изучаем платформенные решения для создания серьезной технологической базы IoT и одновременно тестируем порядка десяти пилотных проектов в разных индустриальных направлениях. 

В промышленности, например, мы реализуем пилотный проект, который условно можно назвать «умные каски». Суть его заключается в том, что благодаря вмонтированным в каску датчикам можно отслеживать местонахождение каждого сотрудника на производственном участке, контролировать безопасность условий труда, например, уровень концентрации метана в шахте или отсутствие задымления. В области ЖКХ мы рассматриваем возможность установки счетчиков, которые в автоматическом режиме будут собирать информацию о пользовании коммунальными услугами и централизованно направлять ее на один сервер. 

Большие перспективы у IoT имеются и в агропромышленном комплексе. Здесь следует рассказать в первую очередь о технологии NarrowBand IoT, одним из достоинств которой является низкий уровень энергопотребления. Достаточно установить датчик на отдаленных полях, чтобы на семи-десяти лет собирать на сервер информацию о состоянии почвы, посевов, на основании полученных данных проводить аналитические исследования и делать прогнозы. Раньше в такие труднодоступные районы снаряжали экспедиции, и специалисты фиксировали данные вручную. Благодаря решениям NB IoT появится возможность автоматизировать эту работу, сделать ее более эффективной и продуктивной. Для нас очевидно, технология IoT способна обеспечить бизнесу дополнительные точки роста для бизнеса, создавать серьезную ценность за счет экономии ресурсов, систематизации, предоставления большого количества данных. Широкое внедрение  технологии - это вопрос времени, и «Кселл» как оператор должен постараться быть партнером для как можно большего числа потенциальных клиентов.  

- Готов ли казахстанский бизнес осваивать еще одно модное направление Big Data, и что в этом плане готова предложить предпринимателям стартаперская команда «Кселл»?

- Для нас монетизация данных является одним из самых новых направлений, но мы видим большой потенциал в его развитии. В первую очередь, на мой взгляд, нужно говорить о том, как Big Data поможет нам как оператору принимать правильные решения в отношении наших собственных продуктов, понимать, что нравится клиентам, как подходить к ценообразованию, как собирать информацию о качестве связи в разных районах. То есть речь идет о внутреннем использовании больших данных. 

Что касается монетизации агрегированных данных, то мы понимаем, что большое количество информации может быть полезным и для государственных учреждений – например, акиматов, и для бизнеса. К нам обращаются представители рекламной индустрии, которые хотят понимать, в какой части города будет наиболее перспективной установка умных биллбордов. И мы можем предоставить такую информацию, исходя из портрета и карты перемещений наших абонентов. Именно рекламное направление мы планируем продвигать в 2019 году. Наша команда серьезно поработала над тем, чтобы улучшить таргетирование, и исходя из имеющихся данных, мы с большой долей вероятности можем сказать, какие покупки сделает клиент, живущий в определенном районе и обладающий определенным уровнем доходов. Следует отметить, что мы очень серьезно относимся к защите персональной информации, и поэтому в интересах «Кселл» предоставлять агрегированные обезличенные данные, сохранять баланс между техническими возможностями и следованием букве закона.

- Как Вы оцениваете перспективы работы подразделения New Businesses в 2019 году?

- У нас самые позитивные ожидания. Мы сделаем выводы из прошедшего года, возможно, более точечно сфокусируемся на отдельных направлениях, ведь сегодня разные направления работы New Businesses находятся на разных этапах развития. Поэтом самая главная задача на будущий год - не потерять фокус и понимать, в каких именно продуктах и решениях рынок будет нуждаться в ближайшей перспективе.  


8394 просмотра

«Казахтелеком» заработает на мобильном интернете

Завершение сделки по приобретению АО «Казахтелеком» 75% акций АО «Кселл» откроет компании путь к более агрессивному использованию мобильной передачи данных

12 декабря АО «Казахтелеком» подписал соглашение с Telia Company и Fintur Holdings BV о приобретении совокупно 75% голосующих акций АО «Кселл». В рамках сделки «Казахтелеком» приобретает 24% акций «Кселл» у Telia Company и 51% акций у Fintur Holdings BV (совместного предприятия Telia Company (58,55 %) и Turkcell (41,45 %). Председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев, полагает, что сделка позволит компании сконцентрироваться на основном сегменте дальнейшего развития мобильной связи - передаче данных.

Сумма сделки не разглашается, но после пресс-конференции в Астане Telia Company сообщила, что стоимость 75% акций «Кселл» составляет $446 млн. Стоит отметить, что в феврале 2012 года «Казахтелеком» сообщил о закрытии сделки по продаже TeliaSonera A.B. 49% доли участия в ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» за $1 519 млн. То есть «дочка» вернулась к «маме» по кратно более низкой стоимости.

Неудивительно, что председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев после подписания соглашения назвал цену сделки «хорошей», а само приобретение «удачным», поскольку оно совершается в момент консолидации рынка. Он отметил, что компания намерена воспользоваться возможностями синергии, увеличив монетизацию передачи данных и реализуя конвергентные услуги. «Казахтелеком» и сейчас продает не только фиксированную телефонную связь, но и мобильную, а также другие услуги, но будет следовать этому тренду.

IMG_0050.JPG

«Сейчас на рынке мобильных услуг есть такой тренд: голос уходит, 95% пользуется WhatsApp, так что будущее за передачей данных. И мы надеемся, что после этой покупки пользователи самого «Kселл» увидят нечто новое в передаче данных: в объемах, в скорости, в тарифах. Наша основная задача – дать нашим клиентам больше интернета, больше скорости, вот основной наш тезис по поводу того, зачем мы заходим в этот актив. Ну, и не надо забывать, что «Казахтелеком» под маркой «Алтел» первым в стране развернул сотовую связь, мы первыми развернули сеть 4G, сейчас построили большую сеть data-центров, так что все, что связано с передачей данных – это наш тренд и мы будем на нем сфокусированы», - сказал глава «Казахтелекома».

Казахтелеком купил Kcell

Благодаря сделке Казахтелеком получил доминирующее положение на рынке сотовой связи Казахстана

 

 

 

 

Есекеев заверил, что после завершения сделки тарифы «Кселл» не вырастут. 

Он отметил удовлетворенность результатами и условиями сделки. «В результате ее заключения акционерная стоимость компании уже существенно возросла. Мы и в дальнейшем рассчитываем на позитивную реакцию инвесторов, основанную на успешных результатах реализации наших стратегических инвестиционных проектов, в том числе, проекта по строительству сетей LTE (4G)», - сообщил Есекеев.

И действительно, по итогам торгов 12 декабря стоимость простых акций «Казахтелекома» на Казахстанской фондовой бирже выросла на 7,9%. Бумага стала лидером роста на казахстанском фондом рынке, достигнув на закрытии торгов 32 899,99 тенге. Стоимость акций АО «Кселл» же снизилась буквально на 51 тиын (минус 0,03%) – до 1 640 тенге на конец торгового дня.  

В процессе подготовки к сделке «Казахтелеком» провел углубленный инвестиционный анализ, оценку и комплексную проверку результатов финансово-хозяйственной деятельности «Кселл» в соответствии с международными стандартами для сделок подобного рода. Решение о приобретении 75% акций «Kселл» было принято советом директоров АО «Казахтелеком» и инвестиционно-стратегическим комитетом АО «Самрук-Қазына». 

Размеры и компетенции обоих игроков рынка позволят ускорить развитие предложения услуг 4G и обеспечат возможность более оперативного и менее затратного внедрения стандарта 5G в Казахстане. «Казахтелеком» также сможет оптимизировать затраты за счет объединения инфраструктуры и устранения дублирующих элементов, считает главный финансовый директор АО «Казахтелеком» Асхат Узбеков. «Сделка обладает значительным синергетическим потенциалом за счет объединения инфраструктуры, устранения дублирующих элементов и оптимизации затрат. Эффект масштаба позволит оптимизировать расходную часть и тем самым снизить стоимость услуг связи для потребителей в Республике Казахстан», - сказал он.

Приобретение 75% «Кселл» также повысит привлекательность и самого «Казахтелекома», который в рамках программы приватизации должен пойти на SPO (вторичное публичное размещение). В «Казахтелекоме» отмечают благоприятную конъюнктуру рынка и активный рост ARPU (средняя выручка от одного абонента) от передачи данных с устойчивым трендом на рост. В 2017 году ARPU в Казахстане составил $3,8, что значительно ниже показателей в сопоставимых странах (Армения – $4,2; Молдова – $4,6; Россия – $5,3) при более высоком ВВП на душу населения.

При этом сохраняется высокий потенциал роста и услуг 4G/LTE - на июнь 2018 года «Кселл» достиг охвата сетью 4G/LTE только 51,5% населения Казахстана, тогда как СП Алтел/Теле2 – 73%. Значительный синергетический потенциал видится с «Казахтелекомом» не только за счет оптимизации расходов и объединения инфраструктуры, но и кросс-продаж. В результате сделки становится возможной оптимизация численности персонала и снижение расходов по обслуживанию сетевой инфраструктуры за счет интеграции сетей и эффекта масштаба. Также при объединении отпадает необходимость в дублирующихся базовых станциях на пересекающихся территориях присутствия.

Кроме того, в «Казахтелекоме» говорят о возможности расширения продаж услуг ФМС (пакетного предложения услуг фиксированной и мобильной связи) с использованием абонентской базы «Кселл».

По результатам января-сентября «Кселл» увеличил продажи по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 2,2% до 111,7 млрд тенге. При этом доходы от услуг голосовой связи снизились на 3,7% - до 57,9 млрд тенге, а доходы от услуг передачи данных выросли на 1,2% - до 34 млрд тенге. EBITDA (прибыль до выплаты налогов, амортизации и процентов по кредитам) снизилась на 3,5% до 40 млрд тенге. Соотношение чистой задолженности компании к EBITDA составило на конец сентября 1,21.

Эксперт по телекоммуникационному рынку Нуркен Халыкберген отметил привлекательность сделки для «Казахтелекома». «Когда-то Казахтелеком продал Кселл по высокой цене. Сейчас купил по низкой. С точки зрения инвестиций это достаточно интересная штука», - сказал он. 

Халыкберген согласен с мнением, что благодаря сделке «Казахтелеком» может выйти на гораздо больший рынок. Он оценил общее количество казахстанских мобильных номеров, включая планшеты и другие устройства с SIM-картой, в 20-25 млн единиц. Но и это не все, поскольку, констатирует он, на глазах меняется парадигма рынка. «Получается так, что казахстанский рынок связи получает новую нишу…. Рынок интернета вещей, например, устройства системы «умный дом», обмениваясь по беспроводной связи, ваш дом сам решает когда ему нагреваться, когда охлаждаться, когда включать воду, насос и так далее. С учетом систем коммунальных потребностей, различных юридических потребностей весь этот рынок оценивается в 100 млн устройств. То есть по сути в 4 раза больше, чем сегодня зарабатывает весь рынок сотовой связи. Эти 100 млн устройств нужно обеспечить связью», - сказал Халыкберген.

При этом он отметил, что рост рынка устройств не будет означать аналогичный рост в денежных доходах, но в том, что последний будет все-таки зафиксирован, эксперт не сомневается. 

«Рынок в 100 млн устройств это достаточно серьезный доход. Если с ним правильно работать, то можно получить достаточно неплохой рынок по объемам сопоставимый с тем объемом, который ты уже оказываешь на рынке связи. Может даже и больше», - сказал он.

Кроме того, казахстанцы получат улучшение сервиса со стороны «Кселл», а также новые продукты. «В компании появятся новые сервисы с точки зрения 5G, 4G, финальных сервисов, таких как облачное хранение. Из этого может получиться очень интересное сотрудничество», - считает Халыкберген. В качестве другого плюса он называет то, что теперь собранные с абонентов деньги будут оставаться в Казахстане, а не переводиться за рубеж по причине нахождения там основных акционеров.

Эксперт не ожидает роста тарифов «Кселл» в результате сделки, поскольку на рынке сохраняется конкуренция. Кроме того, по его мнению, все сотовые операторы в Казахстане являются публичными компаниями и любые намеки на сговор будут негативно восприняты рынком и в первую очередь отразятся на замешанных в этом операторах.

Халыкберген полагает, что ребрендинга «Кселл» не последует, но он не исключает в будущем возможную продажу «Казахтелекомом» доли в «Кселл». «У «Кселл» очень хорошая история, очень хорошие возможности, хорошая построенная сеть, которую нужно апгрейдить, и всей этой историей должен заниматься достаточно сильный игрок, который может дать некую синергию. В данном случае у «Казахтелекома» очень хорошая инфраструктура с точки зрения транспортной сети, это обширная сеть оптико-волоконных линий, интернет, ЛТЕ, который по сути есть и у «Алтела» и Tele2, просто дополнится с точки зрения покрытия», - сказал Халыкберген. 

В свою очередь старший партнер Центра стратегических инициатив (CSI) Олжас Худайбергенов считает сделку «однозначным плюсом» для «Казахтелекома». «Это однозначный плюс для «Казахтелекома», который владеет уже СП «Алтел»/Тele2. Теперь после покупки «Кселл», «Казахтелеком» сможет интегрировать возможности всех трех операторов, сократить дублирующиеся расходы, и претендовать на реализацию проекта 5G, который был бы неокупаемым, если бы это делалось силами отдельной компании. Что касается цены, то она оказалась в пределах тех параметров, которые ожидались рынком в течение весны-лета, поэтому, можно сказать, компромиссная цена для обеих сторон», - сказал он.

В конце августа аналитики компании «Халык Финанс» рекомендовали «держать» акции «Казахтелекома» и «Кселл» на ожидании завершения сделки.

При этом целевая цена ими прогнозировалась на уровне 32 000 и 1 350 тенге соответственно. Причем обособленная, то есть без возможной синергии с «Казахтелекомом», целевая цена «Кселл» ими называлась на уровне всего 1 170 тенге за акцию сотового оператора. «Халык Финанс» рассчитывал, что «Казахтелеком» приобретет «Кселл» по 1 472,75 тенге за одну акцию, то есть весь сотовый оператор стоил бы 285,15 млрд тенге, тогда как согласно озвученной цене Telia Company, цена за 100% составит 220 млрд тенге.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

500 тысяч тенге на семью – это тот показатель, к которому должны стремиться все...

Даурен Абаев
Министр информации и коммуникаций РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank