«Богатырь Комир» готовится к наступлению критического значения глубин добычи

Менять технологии, диверсифицировать портфель предприятие, входящее в костяк индустриального потенциала страны, вынуждает рынок

Фото: Пресс-служба ТОО «Богатырь Комир» / Олег Мальчук

Необходимость совершенствовать технологии и вкладываться в развитие становится все более актуальной в условиях санкций против одного из двух учредителей компании – российской объединенной компании «РУСАЛ», которая на паритетной основе с АО «Самрук-Энерго» владеет 50% акций предприятия. С другой стороны, менять технологии, диверсифицировать портфель предприятие, входящее в костяк индустриального потенциала страны, вынуждает рынок. ТОО «Богатырь Комир» в этом году инвестирует в производство около 17 млрд тенге. 

В распоряжении у ТОО «Богатырь Комир» два разреза – «Богатырь» и «Северный». И внедрение новшества – циклично-поточной технологии (ЦТП) добычи, усреднения и погрузки угля на гигантском «Богатыре» – топ-менеджеры компании называют самым главным проектом. Дело в том, что добыча на глубинах более 250 м с использованием железнодорожного транспорта характеризуется высокими производственными расходами, низкой эффективностью и дорогостоящим обслуживанием путей. А с внедрением ЦПТ все эти проблемы должны уйти в историю. 

Решение о переходе на другую технологию было принято несколько лет назад, но к практической реализации проекта приступили в прошлом году. О том, как продвигается главный проект компании сегодня и как в сложных условиях развивается производство, рассказал в ответе на запрос «Къ» генеральный директор ТОО «Богатырь Комир» Рустам Сансызбаев

По его словам, в 2018 году ожидаемый объем инвестиций в производство составит порядка 16,7 млрд тенге. Капиталовложения направлены на реализацию инвестиционных проектов, а также на расширение и развитие действующего производства. По поводу участия в финансировании модернизации производства российского партнера, оказавшегося под бременем западных санкций, Рустам Сансызбаев уточнил, что совместное управление акционерами предусматривает участие сторон в производстве в равных долях, в том числе и в его модернизации. Это касается и проекта ЦПТ. «Финансирование проекта ЦПТ предполагается осуществить полностью за счет привлечения заемных средств (у ЕБРР. – «Къ»). И решение о кредитном финансировании принимается обоими акционерами на паритетной основе. Теперь, в результате ввода санкций против одного из акционеров компании, кредитное соглашение приостановлено. Сумма договора по проекту ЦТП остается прежней – 200 млн евро», – отмечает г-н Сансызбаев.

Кстати, ранее в СМИ проходила информация о том, что в 2018 году в наращивание производственных активов ТОО «Богатырь Комир» намерено инвестировать 25 млрд тенге, в том числе на реализацию проекта по переходу на циклично-поточную технологию добычи, усреднения и погрузки угля на разрезе «Богатырь». По словам генерального директора, заявляя такой объем инвестиций, имели в виду начало поставок оборудования и строительные работы. 

«Но в связи с вводом санкций и, как следствие, приостановкой кредитного соглашения теперь работы выполняются только собственными силами, – уточнил Рустам Сансызбаев. – Ведение горно-строительных работ по проекту ЦПТ в 2018 году продолжается, а именно частично выполнены работы по нарезке траншеи под подъемные конвейеры. Продолжается строительство площадки для склада временного хранения под таможенным контролем и отсыпка основания земполотна под железнодорожные пути бутовым камнем. Срок запуска ЦПТ остается прежним – конец 2022 года».

Напомним, конечная цель нововведения – увеличение добычи угля. Нынешнюю автожелезнодорожную технологию горняки называют промежуточным этапом. 

Специалисты также уверены, что ЦПТ минимизирует влияние неравномерного графика работы железной дороги и сезонности потребления угля. Снижение времени оборота вагонов в 2,5 раза означает увеличение производительности на 25%. Циклично-поточная технология, считают в компании, позволит увеличить проектную мощность «Богатыря» до 40 млн т угля. 

Модернизация началась

На переходный период в компании принята программа поэтапного обновления горнотранспортного оборудования. Приобретены большегрузные самосвалы БелАЗ и Caterpillar грузоподъемностью от 130 до 140 т, погрузчики. Кроме того, за последние годы модернизировано пять роторных экскаваторов СРс(К)-2000 на сумму 8,5 млрд тенге. Это самые мощные горнодобывающие машины компании высотой с 15-этажный дом (45 м) весом более 2 тыс. т. Своим вращающимся ротором экскаватор способен извлекать 4500 т угля в час.

Зольность определяет спрос

В условиях все нарастающего роста спроса на твердое топливо со стороны населения и социальной сферы компания столкнулась с необходимостью диверсифицировать портфель, увеличить производство коммунального угля, качественно отличающегося от энергетического. В целом месторождение имеет четыре пласта. Чем глубже, тем выше зольность угля. По словам угольщиков, требуется грамотно передробить, смешать три пласта (с четвертым, с зольностью выше 60%, пока не работают. – «Къ»), чтобы получить 42%. Есть и другой способ снижения зольности – сухое обогащение.

«До конца же 2019 года будет разработана ПСД на строительство пилотной установки сухого обогащения угля третьего пласта разреза «Северный» мощностью 2 млн т в год с доведением качественной характеристики высокозольного угля до 43%. Промышленная эксплуатация комплекса планируется со второго полугодия 2020 года, по завершении строительно-монтажных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ», – говорит руководитель предприятия.

А спрос на богатырский уголь есть. За 9 месяцев текущего года добыча угля на разрезах ТОО «Богатырь Комир» превысила 32,9 млн т при плане 29,7 млн т. Отгружено также 32,9 млн т, и это выше уровня отгрузки прошлого года на 13,7% и больше плановых показателей на 10,4%.

«Согласно бизнес-плану компании объем отгрузки угля на экспорт в 2018 году составит 9,4 млн т. За 9 месяцев экспортировано в Россию более 7 млн т, – отметил в комментариях «Къ» Рустам Сансызбаев. 

При этом, по данным пресс-службы АО «Самрук-Энерго», 80% отгружаемого угля было направлено на энергогенерирующие предприятия республики для производства электроэнергии и тепла. За год 34 млн из 44 млн т получат казахстанские потребители.

Твердого топлива – всем желающим

В рамках подготовки к отопительному сезону 2018/19 года товариществом выполнены все заявки заказчиков, сообщила нам пресс-служба АО «Самрук-Энерго». За весь прошлый год отсюда потребителям коммунально-бытового угля (КБУ) было отправлено около 1,4 млн т (зольность КБУ – до 38%. – «Къ»). План отгрузки КБУ в 1 млн т на этот год был достигнут компанией уже к 25 сентября. При этом, по данным г-на Сансызбаева, спрос на КБУ вырос по сравнению с прошлым годом на 7,8% – отгрузка за 9 месяцев 2018 года составила 1,03 млн т. 

Энергетическое предприятие такого класса не может игнорировать экологические аспекты производства. По словам гендиректора ТОО «Богатырь Комир», общая сумма затрат компании на мероприятия по охране окружающей среды за 2017 год превысили 2,8 млрд при плане 1,2 млрд тенге. На 2018 год запланировано направить на природоохранные мероприятия более 1,2 млрд тенге, за 9 месяцев уже освоено около 2,5 млрд тенге. 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Из пандемии Tesla выходит победителем

Автопроизводитель из Кремниевой долины намерен выйти из кризиса с заделом на будущее

Фото: Agence France-Presse/Getty Images

Хотя Илон Маск публично жаловался на трудности, возникшие из-за пандемии, похоже, что Tesla Inc. может стать одним из крупнейших бизнес-победителей эпохи COVID-19.

После многолетних финансовых убытков, когда все больше инвесторов уже не были уверены в том, что автопроизводитель из Кремниевой долины когда-либо сможет выйти в плюс, Tesla сумела стать прибыльной в период одного из сильнейших экономических потрясений в истории. Отчасти компании удалось достичь этого благодаря продаже регуляторных кредитов. Сегодня Tesla быстро расширяет свой бизнес – в то время как другие крупные автопроизводители терпят убытки и сокращают объемы производства, хотя и продолжают конкурировать с Tesla за лидерство на рынке электромобилей.

на волне успеха.jpg

В текущем году цена акций Tesla взлетела в 4 раза, до уровня, который даже Маск считает чрезмерным.
За этой чередой успехов стоит целая серия важных шагов, предпринятых Илоном Маском за последний год. Именно они позволили компании обеспечить себе сильные позиции на момент начала пандемии. Также важную роль сыграла решимость Маска поддерживать во время пандемии работу компании в максимально полном объеме, даже если это шло вразрез с требованиями органов здравоохранения.

Однако дальнейшие успехи Tesla, как и подтверждение ее высокой рыночной оценки, которая на сегодня превышает оценку Volkswagen AG и Toyota Motor Corp., вместе взятых, пока не очевидны, особенно если учесть риск дальнейшего экономического спада. Кроме того, Маск намерен быстро нарастить производственные мощности и планирует выпуск новых моделей автомобилей, то есть снова использовать тот подход, который уже был источником проблем для Tesla.

Но если ему это удастся, Маск сможет достичь своей давней цели – превратить Tesla из нишевой компании в крупного автопроизводителя. И он мог бы вывести Tesla из пандемии точно так же, как из рецессии 2007–2009 годов вышла компания Ford Motor – в гораздо лучшей форме, чем ее конкуренты.

«Существует заметное сходство между тем, как Ford стал лидером после Великой рецессии, и почему Tesla имеет все шансы стать лидером после пандемии», – говорит Джин Манстер, управляющий партнер инвестиционной и исследовательской компании Loup Ventures.

По его словам, обе компании приняли стратегически важные меры еще до начала экономического спада, что позволило им занять свою долю рынка и генерировать значительные денежные средства.

Илон Маск уже чуть было не потерял компанию и личное состояние во время предыдущей рецессии, когда поставил на то, что электромобили станут популярными, если только он сумеет выиграть время, привлечь больше средств и разработать лучший автомобиль.

В прошлом году Tesla снова оказалась в тяжелой ситуации после того, как на протяжении ряда лет инвестировала значительные суммы в седан Model 3 и в будущий кроссовер Model Y. Давние сторонники Tesla, такие как Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley и ветеран отрасли, стали проявлять большую осторожность, когда продажи компании замедлились, а убытки начали расти. Тогда план Маска открыть завод в Китае всего через год казался попросту нереальным.

Однако Маску удалось исправить ситуацию очень своевременно. Он сосредоточился на получении прибыли и в декабре торжественно открыл новый завод в Китае. Предприятие в Шанхае помогло Tesla нарастить продажи за последние несколько месяцев и частично компенсировало временное закрытие единственного в США завода компании из-за санитарных требований со стороны местных властей. По данным компании, выручка во II квартале в США упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в Китае она выросла более чем вдвое.

На руку Tesla сыграло и то, что в марте в производство была запущена Model Y. Тот факт, что заказы были набраны еще до пандемии, помог поддержать уровень поставок в период, когда многие потенциальные покупатели новых авто оказались на самоизоляции.

Чтобы получить прибыль во II квартале, Маск использовал все доступные возможности. Например, когда в экономике США начался спад, Tesla сократила зарплату сотрудников, отправила рабочих в отпуска без содержания и начала вести переговоры с целью получить отсрочку по платежам по аренде.

бизнес на электричестве.jpg

В прошлом году Маск также выступил за продажу Tesla регулирующих кредитов, что помогло компании получить прибыль в первом полугодии текущего года. Впервые за свою историю Tesla показала прибыль в течение четырех кварталов подряд, что позволило компании претендовать на включение в индекс S&P 500.

«Изменился сам этот подход: мол, «у Tesla дела идут хорошо, когда ситуация на рынке благоприятная, но будьте осторожны, когда это не так». Что ж, сейчас ситуация на рынке далеко не простая и традиционным автопроизводителям действительно нужна удача», – говорит Джонас. 

То, насколько сильно рецессия может повлиять на автомобильную индустрию, продемонстрировал 2009 год. Tesla тогда производила всего несколько автомобилей в месяц и недотягивала до крупного игрока.

А вот компания Ford, собрав перед рецессией миллиарды долларов для финансирования плана своей трансформации, этим моментом воспользовалась. Компания сократила расходы, закрыла дилерские центры, избавилась от ряда брендов и сосредоточилась на основных продуктах. Акции Ford взлетели с минимума в $1,01 в ноябре 2008 года до максимума в $18,81 в начале 2011-го, когда компания показала самую большую с 1998 года прибыль. 

На этот раз стать сильнее собирается Tesla. Компания уже строит автомобильный завод в пригороде Берлина, а также объявила о своих планах разместить четвертый сборочный завод в Остине, штат Техас.

Согласно прогнозу Джонаса, в течение десяти лет годовой доход Tesla с прошлогоднего уровня в $24,6 млрд вырастет до $170 млрд. По этому показателю компания может превзойти прошлогодние продажи Ford в размере $156 млрд, хотя общий объем поставок автомобилей Tesla все равно будет значительно меньше.

Но ситуация с Ford может также служить и предупреждением о том, что удача в делах иногда отворачивается очень быстро. В последнее время инвесторы с сомнением оценивают стратегию компании, которая приостановила выплату дивидендов и привлекла свыше $20 млрд наличными с целью пережить нынешний экономический кризис. В четверг Ford сообщил, что во II квартале операционные убытки компании достигли $2,76 млрд.

Критики Tesla отмечают, что доход компании за последние кварталы снизился, и ставят под сомнение ее способность обеспечить устойчивость прибыли. Кроме того, та обширная финансовая поддержка, которую некоторые страны, и в первую очередь США, использовали для стимулирования роста рынка электромобилей, постепенно исчезает.

Tesla пыталась лоббировать в Вашингтоне тему сохранения налоговых льгот внутри страны, однако решение этого вопроса в большей степени будет зависеть от результатов президентских выборов в ноябре, чем от дара убеждения Маска.

Аналитик компании Sanford C. Bernstein & Co. Тони Сакконаги в прошлом месяце понизил рейтинг автопроизводителя, хотя лично сам верит в будущее электромобилей и те преимущества, которыми обладает Tesla.

«Текущие оценки Tesla просто ошеломляющие», – говорит он.

Между тем Маск обещает принять дополнительные меры для стимулирования роста, включая разработку малогабаритного автомобиля, предназначенного для рынков Европы и Китая. При этом он делает акцент на том, что компания намерена развить свой успех в плане роста прибыли.

«Мы хотим быть прибыльными, максимизировать наш рост и сделать наши автомобили как можно более доступными. Это то, чего мы пытаемся достичь», – сообщил он инвесторам в прошлом месяце.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg