Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


88 просмотров

Промышленную добычу биткоинов в Павлодарском регионе начали первыми в стране

Казахстанская компания предоставляет услуги хостинга для майнинг-ферм, анализа и мониторинга оборудования, предоставления бесперебойной электроэнергии и интернет-связи

Фото: shutterstock.com

Казахстанская компания предоставляет услуги хостинга для майнинг-ферм, анализа и мониторинга оборудования, предоставления бесперебойной электроэнергии и интернет-связи. Профицит электроэнергии, низкая цена на нее и наличие квалифицированных кадров стали решающими факторами при выборе места для создания центра.

Согласно концепции «умных» городов, основными направлениями развития в текущем году стали  здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная система и безопасность. Многие проекты из  приоритетных направлений уже реализованы и интегрированы в жизнь региона.

По информации руководителя управления индустриально- инновационного развития области Нурболата Сейтмагамбетова, в Экибастузе ТОО «BNK Energy» совместно с американскими инвесторами, вложившими в проект уже 3 млрд тенге, создали майнинг-центр. Это не единственный подобный проект, реализуемый в регионе. Так, на площадке центра обработки данных АО «Казахтелеком» в Павлодар реализуется пилотный проект по тестированию оборудования и демонстрации возможностей в области новых вычислительных технологий. АО «Транстелеком» готов реализовать проект по строительству центра обработки данных и «майнинг-отеля» на общую сумму $20 млн с последующим увеличением инвестиций.

Впрочем, цифровизация коснулась не только хранения информации или транзакций, но и повседневной жизни.

Учиться – пригодится

Павлодарская область была определена пилотной по цифровизации образования. Организации образования были оснащены компьютерной техникой, широкополосным доступом в интернет. По данным Нурболата Сейтмагамбетова, все школы области,  – а их 362 – подключены к национальной образовательной базе данных, системе электронного журнала (дневника) Kundelik, ресурса Bilim Land (онлайн-курсы).

«В  Аксу реализован проект «Безопасная школа». Автоматизированы учебные и административные процессы учебных заведений. Цифровизация позволила обеспечить прозрачность всех финансовых движений. Начата работа по автоматизации государственных услуг в колледжах, школах и детских садах области», – отметил начальник управления.

С целью развития цифровой грамотности населения были проведены бесплатные обучающие семинары для всех желающих. Население освоило несколько программ: «электронные государственные услуги», «открытое правительство», «электронная торговля». Всего обучение прошли почти 16 тыс. человек, из них на долю сельского населения пришлось порядка 10 тыс. человек.

Оцифровать здоровье

Цифровизация в здравоохранении началась с модернизации информационной системы диспетчерской службы станции скорой помощи. Все бригады, включая районные,  оснащены планшетами. В них заложен протокол оказания скорой помощи, справочник с наименованиями и дозировкой лекарственных средств, планшет обеспечивает онлайн-связь с диспетчерами, который контролирует машины скорой помощи при помощи GPS-навигаторов. Это позволяет отправить к пациенту ту бригаду, которая в данный момент свободна и ближе всего находится к его месту расположения.

В  поликлиниках постепенно оцифровывают все медкарты пациентов. По данным управления  здравоохранения, бумажные карты при этом никто не уничтожает, они хранятся в архиве медучреждений.  На сегодня  зарегистрировано более 767 тыс. электронных паспортов здоровья населения, проживающего в области, что составляет 97,7% от общего количества прикрепленного населения.  В результате с апреля по ноябрь было сэкономлено 300 млн  тенге благодаря отказу от приобретения бумажной печатной продукции.

Дешево и сердито

По словам Нурболата Сейтмагамбетова, «Цифровая трансформация ЖКХ начинается с многоквартирного дома, что образует в дальнейшем целые умные кварталы, и они перерастают в «умные» города». В качестве пилотного проекта определены восемь многоэтажных жилых домов нового микрорайона «Сарыарка». По словам спикера, «сегодня  пилотный квартал уже готов к интеграции с единой интеллектуальной системой E-shanyraq. Экономический эффект за отопительный сезон для жителей данных домов составит порядка 26,7 млн тенге, или 6,3 тыс. Гкал. Следующий шаг – охват приборами учета тепла всех многоэтажных жилых домов  Павлодара».

Модернизация уличного освещения в Экибастузе и Павлодаре позволит снизить затраты на потребление электроэнергии на 60%. К примеру, затраты на освещение в областном центре составляют 222 млн тенге ежегодно. После модернизации эта цифра составит 85 млн тенге.

На сегодняшний день автоматизирован процесс оплаты за проезд на внутриобластных маршрутах на автовокзале Павлодара. В сентябре была создана электронная база внутриреспубликанских маршрутов с внедрением GPS-навигации на всех автотранспортных средствах. В апреле следующего года планируется внедрение электронного билетирования на городских маршрутах города. Пилотный проект запустили на одном маршруте в Аксу. «В идеале должна быть одна карточка, которую можно применить и в автобусе, и в трамвае, и на междугородних рейсах», – отметил спикер.

Марафон хакеров и Индустрии 4.0

Хакатоны становятся популярными в Павлодаре. В их задачу входит создание полноценного программного обеспечения и развитие технологического предпринимательства за определенный срок. «Сейчас мы отрабатываем с промышленными предприятиями конкретные проекты, интересные им. На сегодня молодые IT-шники  разработали конкретные программные продукты. Например, для алюминиевого завода – виртуальный музей, а для  компании «Богатырь Комир»  – систему Active Directory  – удаленное управление компьютерами.  Идея не нова, но ребята выполнили ее под конкретные параметры», – отметил Нурболат Сейтмагамбетов.

В промышленности  ведется работа по внедрению элементов Индустрии 4.0. Детальные пошаговые планы по технологическому обновлению и цифровизации на перспективу с различными сроками завершения до 2025 года. Речь идет о 40 проектах. До конца текущего года промышленными предприятиями области будет внедрено 12 проектов.

Среди  задач на 2019 год, стоящих перед офисом цифровизации, – пять в приоритете. Это создание ситуационного центра оперативного управления диспетчерскими и экстренными службами;  географическая информационная система; система фото,- видеофиксации нарушений правил дорожного движения, видеоаналитики и система электронного билетирования.


2819 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций