Перейти к основному содержанию

635 просмотров

«Казахтелеком» планирует создать единую платформу для цифровизации сферы ЖКХ

Нацкомпаня планирует покрыть практически всю территорию республики сетью, которая позволит создать единую платформу для цифровизации сферы ЖКХ

Фото: Олег Спивак

Национальный оператор в сфере телекоммуникаций планирует покрыть практически всю территорию республики сетью, которая позволит создатьединую платформу для цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства. Компания готова предоставить инфраструктуру под этот проект, но считает, что перед его реализацией государству следует выстроить систему стандартов и единообразных требований к его внутридомовой «начинке».

В ходе международного форума 2nd IOT Forum Astana 2018 председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев высказал мнение, что коммуникационный рынок республики достиг предела в части предоставления услуг мобильной связи, а потому активный рост в дальнейшем возможен в сегменте интернета вещей. Пока в Казахстане это новое направление охватывает в основном автомобильный рынок – в виде девайсов, позволяющих отслеживать местонахождение машины, но постепенно будет расширяться и за счет других сфер.

По словам председателя правления, в настоящее время его компания занята разработкой аналогичных экосистем для считывания, аккумулирования и анализа данных по различным приборам учета в ЖКХ. И, как считает представитель французской компании Actility Роман Саввин, со стороны «Казахтелекома» это правильный выбор, поскольку самое активное применение интернетвещей как в Казахстане, так и во всем мире будет находить именно в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

«ЖКХ является на сегодняшний момент наиболее интересным рынком, потому что туда раньше не ступала нога автоматизации, – заявил Саввин в ходе форума. – Мы все ведь помним, как по домам ходили сотрудники ЖЭКов и тщательно записывали показания датчиков, а потом начались разрозненные попытки эту отрасль автоматизировать. И сейчас ЖКХ является несущей экономической силой цифровых проектов, причем последние исследования, которые проводились на рынке Казахстана в частности и на рынке СНГ в целом, определили, что большинство домохозяйств, в принципе, за то, чтобы у них было автоматизированное ЖКХ, 76% людей настроено на использование новых технологий в обслуживании домов».

Однако при этом эксперты из Actility подвергли сомнению столь трогательное единодушие в оценке новшеств со стороны казахстанского обывателяи выяснили, что оно было обусловлено формулировкой вопроса, который задавался казахстанцам: «Согласны ли Вы на упрощение системы ЖКХ за счет автоматизации передачи данных счетчиков?». Большая часть потребителей, естественно, сочла это привлекательным для себя. Но вот о том, готовы ли они вкладываться в создание такой системы за счет тарифов, исследователи спросить забыли. Между тем, признал в ходе форума заместитель председателя правления АО «КазЦентр ЖКХ» Министерства по инвестициям и развитию Мейержан Майкенов, задавать последний вопрос было необходимо.

«Надо смотреть, в первую очередь, на то, принесет ли цифровизация выгоду и пользу для потребителя.То есть, надо оценивать и экономический эффект, и масштаб оптимизации бизнес-процессов – что в итоге получит потребитель от этих изменений, – сказал Майкенов. – Поэтому при подготовке концепции цифровизации ЖКХ необходимо во главу угла ставить эти показатели эффекта и цену вопроса, потому что цифровизация – это процесс недешевый: это и обеспечение современными средствами связи, и приобретение умных счетчиков для каждой квартиры, оборудования для аккумулирования этих передаваемых больших данных, создания большой аналитики. Соответственно, надо сопоставлять эти затраты с выгодой от оптимизации в дальнейшем».

Одновременно представитель Министерства по инвестициям и развитию не согласился с выводами Саввина о том, что в ЖКХ совсем не ступала нога цифровизации: по его мнению, проблема состоит в том, что те или иные цифровые шаги в этой сфере были разрозненными и не приводили к выстраиванию целостной системы. В результате продолжения такой практики без единого начала дальнейшая цифровизация ЖКХ, по его словам, может превратиться в солянку, где каждый «ингредиент» не будет воспринимать соседа.

«Поэтому необходима единая концепция цифровизации ЖКХ, общая политика трансформации этого сектора, чтобы в целом были понятны правила игры для всех ее участников», – резюмировал зампред «КазЦентра ЖКХ».

Представитель французской компании, специализирующейся на разработках в сфере интернета вещей, поинтересовался у него, может ли казахстанский бизнес закрыть внутреннюю потребность рынка в датчиках, способных передавать информацию через мобильную связь. Получив утвердительный ответ, он констатировал: в Казахстане есть потребность населения в приходе новых технологий в жилищно-коммунальное хозяйство и готовность бизнеса удовлетворять эту потребность за счет производства соответствующего оборудования. Дело осталось только за способностью сектора телекоммуникаций создать платформу, на базе которой это оборудование сможет стать единым целым. И, по заверениям главного коммерческого директора АО «Казахтелеком» Рафаэля Абыханова, основная часть этой платформы с использованием технологии LoRa (от англ. Long Range), обеспечивающей значительно большую дальность связи (зону покрытия), чем другие конкурирующие с ней способы, может быть развернута в стране уже в следующем году.

«На сегодня мы построили сеть для различных сервисов, для тех же датчиков по технологии LoRa, в Алматы, Астане и Актобе. Установлено порядка 102 базовых станций по этой технологии. Это хорошая сеть с хорошим охватом, которая позволяет покрыть львиную долю домохозяйств в этих городах,– сказал Абыханов. – И в следующем году у нас грандиозные планы: мы доведем количество базовых станций до 400 единиц, то есть практически весь Казахстан будет покрыт инфраструктурной сетью, на базе которой можно будет уже развивать IT-сервисы, в том числе и для ЖКХ. На самом деле, хождение контролеров по домам и пересылка данных счетчиков по вотсапу – это же прошлый век. А когда счетчик сам несет информацию, это обеспечивает прозрачность, и потребитель не будет получать счета на оплату на два месяца вперед путем непонятных манипуляций».

В качестве примера того, как интернет вещей обеспечивает прозрачность доходов, главный комдиректор «Казахтелекома» привел переход столичных автобусных парков на безналичную оплату проезда путем внедрения аналогичной системы передачи данных из каждого автобуса. В результате доходы столичных автопарков выросли в несколько раз.Тот же эффект от введения такой системы эксперт пророчит и коммунальщикам, а государство в результате выстраивания системы больших данных на основе показаний датчиков сможет точнее выстраивать прогноз потребления электроэнергии, тепла и воды. При этом национальный оператор готов соперничать на этом рынке с другими желающими развернуть аналогичные сети.

«Чем больше участников будет на этом рынке, тем лучше, в том числе и с точки зрения тарифообразования на сервис, качества этого сервиса. Чем выше конкуренция, тем выше качество, но понятно, что коль это новый процесс, то его надо стандартизировать в Казахстане, принять регламентирующие документы. А большое количество игроков пойдет только на пользу», – заявил Абыханов.

При этом он заметил, что регулирование данного рынка должно быть на первых порах достаточно жестким.

«Представьте, что у нас один дом обслуживал один подрядчик, который установил в нем один тип оборудования, второй дом – другой подрядчик, у которого были установлены другие датчики. И кто потом все это будет совмещать в единой системе?» – задал представитель «Казахтелекома» риторический вопрос. «А потом для обслуживания обоих домов со временем могут пригласить третьего подрядчика, и представьте, насколько ему тяжело будет обслуживать разные системы. Это будет неправильно, потому что при выстраивании единой системы все это придется менять, а менять оборудование дорого. Поэтому для рынка регулирование со стороны государства на первых порах будет даже лучше, должны быть на первых порах некие стандартные вещи, которые впишутся в общую картину, и бизнесу будет проще потом обслуживать этот рынок, выстроенный по единым лекалам», – заключил он.

1479 просмотров

Всплеск котировок Tesla похож на рыночные пузыри прошлых лет

С октября прошлого года бумаги компании выросли в стоимости почти в четыре раза

Фото: Fang Zhe/Zuma Press

Такой бурный рост не соответствует относительно скромным показателям Tesla, которые включают в том числе ежегодные убытки.

Однако этот рост сильно напоминает ситуацию с акциями других компаний, превратившихся в опасные пузыри. Например, бумаги Qualcomm Inc и других технологических компаний в эпоху доткомов, нефтяной сектор в 2008 году и биткоин-пузырь в 2017-м.

«Не скажу, что это потолок. Я не определял какую-то целевую цену или позицию относительно того, как сильно эти акции могут вырасти еще. Просто это очень похоже на все другие пузыри», – говорит Питер Чечини, главный стратег по рынкам финансовой компании Cantor Fitzgerald.

По его словам, взлет котировок в прошлый вторник, когда промышленный индекс Доу – Джонса вырос более чем на 400 пунктов, можно сравнить с неким «нереальным миром», где все кажется не таким, каким должно быть. Tesla при этом данный процесс возглавляет. «Рост стоимости акций – весьма символичный показатель для спекулятивного мышления», – отмечает он.

Последний этап ралли произошел сразу после публикации на позапрошлой неделе квартального отчета Tesla, когда компания раскрыла данные о рекордном количестве отгрузок в IV квартале. Суматоха среди аналитиков также способствовала росту акций, поскольку выросли целевые цены.

Похоже, что среди розничных инвесторов Tesla считается фаворитом.

По данным мобильного приложения Robinhood, которое позволяет покупать и продавать акции при помощи смартфона, на долю Tesla пришелся наибольший за последнее время прирост новых покупателей, пользующихся приложением.

У скептиков такой рост вызывает раздражение. По данным финансово-аналитической фирмы S3 Partners, несмотря на короткое покрытие за последние несколько недель, сумма ценных бумаг Tesla, проданных без покрытия, все еще составляет $14 млрд, что делает ее компанией, чьи акции наиболее часто в США торгуются без покрытия. Держатели коротких позиций занимают акции и продают их, получая прибыль в том случае, если могут выкупить их снова по более низкой цене.

«По сути это классическая, будто из учебника, ситуация с коротким сжатием, хотя и в беспрецедентно больших масштабах», – говорит Мэтт Веллер, аналитик компании Gain Capital.

Прошлой осенью продажи акций без покрытия составляли 25%. Когда цена поднялась, трейдеры были вынуждены свои акции продать, что способствовало дальнейшему росту их стоимости. Это вынудило продавать и других, что еще больше взвинтило цену», – отмечает Веллер.

Продажи без покрытия все еще составляют 13%, так что, вероятно, эта динамика сохранится. В последние несколько месяцев акции Tesla напоминают другие активы, также торговавшиеся по завышенным ценам, включая все прошлые прецеденты вплоть до пузыря «Компании Южных морей» в 1720-х годах.

В эпоху доткомов лопнули сотни фондовых пузырей, хотя мало что иллюстрирует одержимость того времени лучше, чем акции Qualcomm.

Эта компания одной из первых уловила тренд бурного роста на рынке мобильных телефонов. На всех углах аналитики кричали о том, что чипы Qualcomm – это «наилучшая технология» для рынка мобильных устройств.

В 1999 году акции компании с $5 выросли до $90 с поправкой на дробление акций.

Казалось, у компании нет конкурентов.

Впрочем, затем пузырь лопнул, экономика начала бурно развиваться и возникла конкуренция. Многие компании этого не пережили, хотя сам Qualcomm выкарабкался.

После резкого падения акции компании сегодня торгуются по цене около $88, что в сравнении с максимумами эпохи доткомов фактически означает отсутствие роста.

В нефтяном секторе в 2008 году также образовался свой собственный пузырь. Подталкиваемые растущей мировой экономикой в середине августа того года цены на нефть резко взлетели вверх. Летом 2008 года они побили рекорд, достигнув цены $145 за баррель. Такая высокая цена на нефть повсюду оказывала давление на компании и пассажиров. И без того слабая экономика обрушилась, а вслед за ней и цены на нефть.

Однако самым ярким продуктом спекуляций, пожалуй, стал биткоин-пузырь в 2017 году.

В том году криптовалюты стали чрезвычайно популярными. Но лишь немногие понимали, как они работают, и еще меньше людей использовали их на практике. Заполучить же их хотели все. С начала года биткоин торговался по цене менее $1 тыс. К декабрю его стоимость подскочила почти до $20 тыс. Впрочем, сохранялся такой расклад не слишком продолжительное время – ни один пузырь не держится долго.

Те, кому нужно рациональное объяснение, говорит Чечини, могут открыть электронную таб­лицу, ввести данные для Tesla или любой другой упомянутой компании, применить функцию, предназначенную для расчета экспоненциального роста, и построить диаграмму. А можно просто сразу увидеть спекулятивную активность.

«Конечно, все это можно объяснить при помощи математики. Но чтобы понять, насколько все это неправильно, математика не нужна», – отмечает он.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

WSJ-4-1_page-0001.jpg

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif