Перейти к основному содержанию
2955 просмотров

География в помощь: как заработать на транзите нефти

Транзит нефти для национального оператора по магистральному нефтепроводу - КазТрансОйла - может стать ключевым источником прибыли

География в помощь: как заработать на транзите нефти

География в помощь: как заработать на транзите нефти

Спрос на энергоресурсы в Китае и выгодное соседство Казахстан намерен использовать в свою пользу. В перспективе транзит нефти для национального оператора по магистральному нефтепроводу КазТрансОйла может стать ключевым источником прибыли.

Тезис о необходимости развивать транзитный потенциал в Казахстане давно и активно продвигается на государственном уровне. Запуск транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», который уже скоро станет частью еще большего проекта «Один пояс – один путь», как и развитие портов - сухого в Хоргосе и морского в Актау, делают казахстанское направление все более привлекательным.

Впрочем, говоря «транзит», в Казахстане подразумевают не только наземные виды транспорта – железные дороги и автомагистрали, но и газо- и нефтепроводную инфраструктуру, оказавшуюся весьма востребованной благодаря аппетитам растущей экономики соседнего Китая.

Маленькая страна с большой территорией

Потенциальным участникам торговли между Европой и Азией Казахстан с его относительно небольшим населением интересен в первую очередь как транзитная страна. Однако конвертировать в валюту потенциал обширной территории страны для транзита, по большому счету, пока удается только крупным игрокам в лице национальных компаний, и они намерены всерьез на этом зарабатывать.

Используя свою разветвленную инфраструктуру и технические возможности, транзит нефти активно продвигает АО «КазТрансОйл» (КТО). Еще в 2013 году КТО и Роснефть договорились о транспортировке нефти в направлении Китая по маршруту Прииртышск - Атасу - Алашанькоу в объеме 7 млн тонн в год, начиная с 2014 года. Позже, в декабре 2016 года, компании договорились об увеличении вплоть до конца 2023 года объема транзита российской нефти до 10 млн тонн в год. Сейчас идут переговоры с российской и китайской сторонами по вопросу увеличения транзита на 3 млн тонн свыше нынешних 10 млн тонн в год.

Для КТО, являющейся публичной компанией, транзит - важный источник повышения доходности, и компания активно отстаивает свои позиции, в том числе тарифы. На 2017- 2018 годы средневзвешенная стоимость транспортировки российской нефти в Китай была увеличена до $11,36 за 1 тонну. Ранее цена составляла $9,8 за 1 тонну. Начиная с 2019 года, вплоть до 2023, российская нефть будет транспортироваться по новой цене – $15 за тонну.

Для стабильной транспортировки нефти нужно поддерживать нефтепроводы в надежном состоянии. Поэтому значительную часть своей прибыли КТО инвестирует в ремонт и модернизацию трубопроводов. Казахстанский участок магистрального нефтепровода Туймазы – Омск – Новосибирск (ТОН-2), по которому нефть с западно-казахстанских месторождений идет на Павлодарский НПЗ, а российская в Китай, вообще был заменен полностью. В итоге его пропускная способность выросла с 7 до 11 млн тонн нефти в год, что и позволило увеличить транзитный потенциал КТО.

Другим международным проектом с участием КТО стал транзит российской нефти в Узбекистан. С ноября прошлого года транзитные поставки российской нефти ведутся по маршруту граница РФ/РК – Павлодар – Шымкент – Шагыр и далее по железной дороге в Узбекистан. В настоящее время стороны рассматривают перспективы строительства нефтепровода Шымкент – Джизак для транспортировки до 5 млн тонн в направлении Узбекистана. Однако такой объем потребует развития нефтетранспортной инфраструктуры трех сторон – Казахстана, России и Узбекистана. При этом обсуждаются возможности поставок российских и казахстанских ресурсов.

По мнению главы КазТрансОйла Димаша Досанова, для компании транзит российской нефти в Узбекистан – это перспективное направление. Кроме того, эта схема повышает привлекательность транзитных возможностей Казахстана в целом. По итогам 2017 года в Узбекистан было поставлено 68 тыс. тонн сырья, однако уже сейчас, без строительства дополнительных мощностей, технически в этом направлении КТО способен поставлять и больше, если это потребуется.

Точки роста

В последние годы в Казахстане наблюдается сокращение добычи нефти на исторических месторождениях, что связано с их естественным истощением. В таких условиях, когда есть технические возможности, но недостаточно нефти для транспортировки, КазТрансОйл диверсифицирует источники дохода и ищет дополнительные ресурсы для загрузки своей системы нефтепроводов. С одной стороны, компания является основным поставщиком сырья на отечественные НПЗ и обеспечивает 5 экспортных направлений, в числе которых – эксклюзивное на Китай, с другой - развивает транзит и стремится монетизировать свой опыт и экспертизу в сфере трубопроводного транспорта. Практически все крупные нефтепроводы, принадлежащие ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», АО «СЗТК «МунайТас», компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.» и АО «Тургай Петролеум», обслуживаются КТО. Более того, в мае этого года компания подписала с международным консорциумом АО КТК-К, управляющим крупнейшим в СНГ нефтепроводом КТК, по которому транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, контракт по техническому обслуживанию, ремонту и аварийному реагированию на объектах нефтепроводной системы КТК-К на территории РК. Благодаря новому контракту в Атырауской области было создано 248 новых рабочих мест, а с июля специалисты КазТрансОйла приступили к обслуживанию казахстанского участка нефтепровода КТК. С учетом нового контракта теперь АО «КазТрансОйл» эксплуатирует и обслуживает все нефтепроводы, проходящие по территории Республики Казахстан.

Справка:

АО «КазТрансОйл» - национальный оператор по магистральному нефтепроводу РК. Владеет системой нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км. Управление и контроль за грузопотоками нефти с 2018 года осуществляется централизовано из Главного диспетчерского управления в Астане.

banner_wsj.gif

676 просмотров

Какие интернет возможности появились в казахстанских селах

SilkNetCom и Транстелеком реализуют профинансированный БРК проект

Фото предоставлено БРК

85 сельских населенных пунктов Казахстана численностью населения более 250 человек подключены к волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) в текущем году консорциумом ТОО «SilkNetCom» и АО «Транстелеком». Всего в 2020 году планируется подключить к ВОЛС 168 сельских населенных пунктов, в которых 507 государственных органов и бюджетных учреждений получат широкополосный доступ в интернет.

Консорциум двух компаний заключил договор государственно-частного партнерства (ГЧП) с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Консорциум взял на себя обязательства охватить ВОЛС 412 сельский населенный пункт, в которых находятся 1 222 государственных органа и бюджетных учреждения.

В рамках договора ГЧП, потребителями услуг являются государственные органы и бюджетные учреждения на селе – это акиматы, школы, больницы, пункты полиции, ветеринарные и пожарные службы). Для школ предусмотрена скорость интернета около 10 Мбит/с, для прочих – 20 Мбит/с. ШПД будет предоставляться этим потребителям с момента подключения сельского населенного пункта до 2031 года. Данные услуги будут бесплатными для села, так как в рамках договора заказчиком данных услуг является Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. 

0eb907ef-1ef7-437e-96f5-5b8ed241a5c7.jpg

Благодаря предоставляемой консорциумом инфраструктуре сельские медицинские учреждения смогут внедрять такие услуги как телемедицина или онлайн-консультации с другими коллегами из городов или из-за рубежа. Сельские школы смогут предоставлять доступ к зарубежным образовательным ресурсам и в целом возможность получения дистанционного образования. Отделения полиции в селах смогут моментально получать и отправлять необходимую информацию из общих баз данных. 

«В разрезе годов широкополосным доступом в интернет посредством ВОЛС обеспечены в 2018 году – 49 сел, 150 госорганов, в 2019 году – 212 сел, 565 госорганов, в 2020 году планируется 168 сел, 507 госорганов – на данный момент работы выполнены на 50% и порядка 85 сел подключены к ВОЛС», - сообщил «Курсив» генеральный директор компании SilkNetCom Асет Зейнуллин.

Работы по проведению ВОЛС в сельские населенные пункты выполняются по всей территории Казахстана и на данный момент полностью выполнены работы в Акмолинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Актюбинской области.

сети.jpg

Для реализации проекта, в 2019 году Компания привлекла заем АО «Банк Развития Казахстана» (дочерняя структура Холдинга «Байтерек») в сумме 13,3 млрд тенге сроком на 12 лет - полная стоимость проекта составляет 16,8 млрд тенге. БРК имеет достаточный опыт в финансировании подобных проектов в отрасли телекоммуникации и связи и в портфеле которого, уже имеются успешно реализованные проекты по финансированию строительства волоконно-оптической связи и строительства сетей 4G по всей стране.

«Так как мы являемся первыми подписантами договора государственно-частного партнерства на республиканском уровне изначально в ходе реализации проекта сложности возникали с самим инструментом государственно-частного партнерства. В том числе, начиная от слабой осведомленности самих сельчан о реализации проекта до проведения процедур согласования, финансирования, однако благодаря совместной работе с Банком Развития Казахстана появилась возможность финансирования проекта и выделения займа на проведение строительно-монтажных работ. Учитывая тот факт, что основным объемом работ является строительство ВОЛС, возникают различные строительные вопросы, но они решаются оперативно в ходе работ совместно с представителями строительных ведомств местных исполнительных органов», - сообщил Зейнуллин.

SNC1.jpg

Основные материалы, товары и оборудование для проекта закупаются в Казахстане, что помогло поддержать отечественных производителей. Поэтому девальвация национальной валюты не оказала сильного влияния на реализацию проекта.

«Полиэтиленовая труба, волоконно-оптический кабель - все было закуплено у местных производителей, в том числе оборудование, также используется казахстанское – производства компании «Элтекс Алатау», - сообщил глава компании.

Другой, более длительный процесс, который может отразиться на проекте, это продолжающаяся в Казахстане урбанизация. Некоторые сельские населенные пункты исчезают, поскольку жители перебираются в города, а также в районные центры и крупные села. На начало 2010 года доля городских жителей составляла в республике 54,4%, а на начало текущего года уже 58,7%. 

Зейнуллин отметил, что проект учитывает статус сельских населенных пунктов, количество населения в них, а также отток населения, количество различных учреждений, отдаленность от районного центра и другие показатели. «Даже в случае снижения трафика интернета, мы, как частный партнер, выполняем свои обязательства и выдерживаем доступность интернета на уровне 10 и 20 Мбит/с», - сообщил он.

школа2.jpg

Кроме того, члены консорциума могут продавать свои услуги другим потребителям, в частности юридическим и физическим лицам. Так, благодаря реализации проекта, в поселке Суыкбулак Жарминского района Восточно-Казахстанской области уже первые 50 домов получили высокоскоростной доступ в интернет.

«Параллельно поступают предложения от небольших заводов, фабрик, ферм, расположенных в сельской местности. Мы готовы к сотрудничеству и, по поступлению заявки, готовы представить высокоскоростной доступ в интернет», - отметил Зейнуллин.

Вместе с тем, напомнил он, основным обязательством по проекту является обеспечение высокоскоростным доступом в интернет государственных органов и бюджетных учреждений.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png