Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


2296 просмотров

География в помощь: как заработать на транзите нефти

Транзит нефти для национального оператора по магистральному нефтепроводу - КазТрансОйла - может стать ключевым источником прибыли

Спрос на энергоресурсы в Китае и выгодное соседство Казахстан намерен использовать в свою пользу. В перспективе транзит нефти для национального оператора по магистральному нефтепроводу КазТрансОйла может стать ключевым источником прибыли.

Тезис о необходимости развивать транзитный потенциал в Казахстане давно и активно продвигается на государственном уровне. Запуск транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», который уже скоро станет частью еще большего проекта «Один пояс – один путь», как и развитие портов - сухого в Хоргосе и морского в Актау, делают казахстанское направление все более привлекательным.

Впрочем, говоря «транзит», в Казахстане подразумевают не только наземные виды транспорта – железные дороги и автомагистрали, но и газо- и нефтепроводную инфраструктуру, оказавшуюся весьма востребованной благодаря аппетитам растущей экономики соседнего Китая.

Маленькая страна с большой территорией

Потенциальным участникам торговли между Европой и Азией Казахстан с его относительно небольшим населением интересен в первую очередь как транзитная страна. Однако конвертировать в валюту потенциал обширной территории страны для транзита, по большому счету, пока удается только крупным игрокам в лице национальных компаний, и они намерены всерьез на этом зарабатывать.

Используя свою разветвленную инфраструктуру и технические возможности, транзит нефти активно продвигает АО «КазТрансОйл» (КТО). Еще в 2013 году КТО и Роснефть договорились о транспортировке нефти в направлении Китая по маршруту Прииртышск - Атасу - Алашанькоу в объеме 7 млн тонн в год, начиная с 2014 года. Позже, в декабре 2016 года, компании договорились об увеличении вплоть до конца 2023 года объема транзита российской нефти до 10 млн тонн в год. Сейчас идут переговоры с российской и китайской сторонами по вопросу увеличения транзита на 3 млн тонн свыше нынешних 10 млн тонн в год.

Для КТО, являющейся публичной компанией, транзит - важный источник повышения доходности, и компания активно отстаивает свои позиции, в том числе тарифы. На 2017- 2018 годы средневзвешенная стоимость транспортировки российской нефти в Китай была увеличена до $11,36 за 1 тонну. Ранее цена составляла $9,8 за 1 тонну. Начиная с 2019 года, вплоть до 2023, российская нефть будет транспортироваться по новой цене – $15 за тонну.

Для стабильной транспортировки нефти нужно поддерживать нефтепроводы в надежном состоянии. Поэтому значительную часть своей прибыли КТО инвестирует в ремонт и модернизацию трубопроводов. Казахстанский участок магистрального нефтепровода Туймазы – Омск – Новосибирск (ТОН-2), по которому нефть с западно-казахстанских месторождений идет на Павлодарский НПЗ, а российская в Китай, вообще был заменен полностью. В итоге его пропускная способность выросла с 7 до 11 млн тонн нефти в год, что и позволило увеличить транзитный потенциал КТО.

Другим международным проектом с участием КТО стал транзит российской нефти в Узбекистан. С ноября прошлого года транзитные поставки российской нефти ведутся по маршруту граница РФ/РК – Павлодар – Шымкент – Шагыр и далее по железной дороге в Узбекистан. В настоящее время стороны рассматривают перспективы строительства нефтепровода Шымкент – Джизак для транспортировки до 5 млн тонн в направлении Узбекистана. Однако такой объем потребует развития нефтетранспортной инфраструктуры трех сторон – Казахстана, России и Узбекистана. При этом обсуждаются возможности поставок российских и казахстанских ресурсов.

По мнению главы КазТрансОйла Димаша Досанова, для компании транзит российской нефти в Узбекистан – это перспективное направление. Кроме того, эта схема повышает привлекательность транзитных возможностей Казахстана в целом. По итогам 2017 года в Узбекистан было поставлено 68 тыс. тонн сырья, однако уже сейчас, без строительства дополнительных мощностей, технически в этом направлении КТО способен поставлять и больше, если это потребуется.

Точки роста

В последние годы в Казахстане наблюдается сокращение добычи нефти на исторических месторождениях, что связано с их естественным истощением. В таких условиях, когда есть технические возможности, но недостаточно нефти для транспортировки, КазТрансОйл диверсифицирует источники дохода и ищет дополнительные ресурсы для загрузки своей системы нефтепроводов. С одной стороны, компания является основным поставщиком сырья на отечественные НПЗ и обеспечивает 5 экспортных направлений, в числе которых – эксклюзивное на Китай, с другой - развивает транзит и стремится монетизировать свой опыт и экспертизу в сфере трубопроводного транспорта. Практически все крупные нефтепроводы, принадлежащие ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», АО «СЗТК «МунайТас», компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.» и АО «Тургай Петролеум», обслуживаются КТО. Более того, в мае этого года компания подписала с международным консорциумом АО КТК-К, управляющим крупнейшим в СНГ нефтепроводом КТК, по которому транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, контракт по техническому обслуживанию, ремонту и аварийному реагированию на объектах нефтепроводной системы КТК-К на территории РК. Благодаря новому контракту в Атырауской области было создано 248 новых рабочих мест, а с июля специалисты КазТрансОйла приступили к обслуживанию казахстанского участка нефтепровода КТК. С учетом нового контракта теперь АО «КазТрансОйл» эксплуатирует и обслуживает все нефтепроводы, проходящие по территории Республики Казахстан.

Справка:

АО «КазТрансОйл» - национальный оператор по магистральному нефтепроводу РК. Владеет системой нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км. Управление и контроль за грузопотоками нефти с 2018 года осуществляется централизовано из Главного диспетчерского управления в Астане.


1709 просмотров

Дамир Жанбакиев назначен главным исполнительным директором АО «Кселл»

Полномочия Мансурджона Хамидова прекращены

Дамир Жанбакиев назначен главным исполнительным директором АО «Кселл». Об этом говорится в сообщении, опубликованном на KASE.

Согласно документу, главным исполнительным директором АО «Кселл» с 24 декабря 2018 года назначен Дамир Жанбакиев.

«Определить срок полномочий Дамира Жанбакиева на посту главного исполнительного директора АО "Кселл" до принятия советом директоров АО "Кселл" решения об избрании нового главного исполнительного директора», - говорится в сообщении.

Кроме того, из документа также следует, что полномочия Мансурджона Хамидова прекращены. Он занимал должность исполнительного директора.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank