Готов ли Казахстан к цифровизации?

Опубликовано (обновлено )
Компания «Кселл» стала партнером специального проекта портала National Business «Готов ли Казахстан к цифровизации». Цель проекта – проанализировать и охватить как можно больше аспектов и бизнес-процессов казахстанских компаний и соотнести процессы цифровой трансформации отечественного бизнеса с государственными преобразованиями

Компания «Кселл» стала партнером специального проекта портала National Business «Готов ли Казахстан к цифровизации?». Цель проекта – проанализировать и охватить как можно больше аспектов и бизнес-процессов казахстанских компаний и соотнести процессы цифровой трансформации отечественного бизнеса с государственными преобразованиями. В его основу легли результаты двух исследований – KPMG и НИКХ «Зерде» и компании «Сентрас». 

В исследовании «Готов ли Казахстан к цифровизации?» приняли участие 20 IT-директоров крупнейших компаний страны. Эти эксперты отметили, что развитие отрасли ИКТ в нашей стране тесно связано с развитием экономики: чем выше уровень развития экономики, тем выше уровень развития ИКТ. При этом рост отрасли ИКТ не только создает рабочие места. Он также увеличивает эффективность других сфер экономики. Как показало исследование, IT-рынок Казахстана в 2016 году вырос на 19%, и его объем составил 559 695 млн тенге. Участники опроса связывают это с увеличением объемов закупаемого IT-оборудования и IT-услуг.   

Руководитель Группы консультирования в области IT-представительства компании KPMG в Казахстане Константин Аушев отметил, что для достижения поставленных целей по развитию сектора ИКТ Казахстана требуется продолжать развитие инфраструктуры. В частности, необходимо довести широкополосный доступ в Интернет до всех населенных пунктов страны и повысить уровень проникновения мобильного интернета 4G/LTE. Должны быть значительно улучшены условия ведения бизнеса, необходимо стимулировать спрос и продвижение казахстанских ИКТ-товаров и услуг на внутреннем рынке. Доступ к финансам и развитие человеческого капитала также необходимо совершенствовать.

В исследовании группы «Сентрас» подчеркивается необходимость уделять повышенное внимание человеческому капиталу, проанализированы ключевые аспекты, которые оказывают влияние на готовность Казахстана к Индустрии 4.0. Его респонденты отметили, что слабый уровень профессионализма – это главный фактор, который негативно влияет на переход казахстанских предприятий к Индустрии 4.0. При этом финансово-денежная сторона этого процесса, по мнению участников опроса, носит второстепенное значение.

Экосистема – новая реальность

По мнению директора по развитию бизнес-рынка в «Кселл», Вадима Лю, телеком – это тот сектор экономики, который может взять на себя роль если не полного, то ключевого лидера в технологиях и цифровизации. В объеме услуг для корпоративных клиентов «Кселл» бизнес-решения уже перешли пятидесятипроцентный порог. То есть, более половины продаж организациям – это уже не мобильная связь, а маркетинговые инструменты, IT-решения, услуги по кибербезопасности, партнерские продукты на основе диджитал-технологий.

По мнению компании «Кселл», сейчас на рынке происходят значительные изменения. Прежде всего, это видно по изменению потребностей корпоративных клиентов, которые переходят от покупки готовых «коробочных» решений к индивидуальным разработкам под их конкретные и специфические нужды.

Изменения казахстанского рынка в сторону цифровизации ярче всего демонстрируют потребность в продуктах на основе Big Data. «Лет пять назад, что бы бизнес ни делал – все было высокомаржинальным. Бюджеты тратились направо и налево, и почти каждая активность приносила огромную прибыль в 400-500 процентов. Сейчас всех интересуют высокоэффективные инструменты для принятия взвешенных и правильных решений. И здесь на первый план выходят продукты на основе анализа «больших данных». Все это делается для того, чтобы не инвестировать в неперспективные направления», — отметил эксперт «Кселл».

Один из примеров применения такой аналитики данных от мобильного оператора – сотрудничество с торгово-развлекательными центрами, которым нужно было понять поведенческие мотивы своих потенциальных клиентов. Естественно, у оператора есть большие массивы данных об абонентах, которые он может проанализировать и предоставить в агрегированном, деперсонифицированном виде. На основе полученного отчета в ТРЦ могут принимать решения и корректировать свои планы по привлечению покупателей.

Другой пример – банк, стратегия которого – развивать сеть своих отделений. Где их открывать? Если ошибся, и люди в выбранное место не идут, цена такой ошибки — миллионы тенге. Здесь тоже помогут обобщенные данные от мобильного оператора на основе заданного портрета потребителя.

Еще одна особенность современного рынка заключается в изменении бизнес-моделей. Если раньше В2В и В2С были отдельными сегментами рынка, то сейчас граница размывается и появляются новые модели – B2B2C, B2B2B, даже B2B2B2C. И в «Кселл» стремятся создавать ценности и одинаковые уровни качества в каждом элементе этих новых цепочек создания взаимодействия. Телеком помогает связывать В2В клиента с его конечным потребителем не только через связь, но и через рекламу, предлагая послушать ее в обмен на бесплатный звонок. Еще один пример симбиоза рынков, соединенных мобильной связью, — это мобильные финансовые сервисы, то есть возможность платить с мобильного баланса за различные товары и услуги.

Резюмируя, директор по развитию бизнес-рынка «Кселл» отметил, что «компания, оставаясь бизнес-партнером для своих клиентов, переходит на уровень экосистемы. В ней оператор создает ценность не только в каком-то одном своем действии и взаимодействуя с одним контрагентом, а генерирует ее на множестве разных уровней, связывая всех: своих партнеров, В2В клиентов и их конечных потребителей».

Особенности национальной цифры

Пока телеком создает новую реальность, бизнес пытается ее осознать. В своем докладе старший менеджер по IT-программам компании KPMG Константин Аушев рассказал, в чем IT-руководители казахстанских компаний видят мотивы для реализации программ цифровизации. В частности, это улучшение бизнес-процессов, обеспечение стабильного IT, которое работает без сбоев, улучшение операционной эффективности, создание инновационных продуктов и услуг.

При этом на первом месте у IT-директоров стоит операционная эффективность, затем идет улучшение бизнес-процессов, стабильное и непрерывное IT, создание инновационных продуктов и услуг. На последнем месте — внедрение новых инструментов для прогнозирования.

Между тем, Константин озвучил статистику, которая говорит не в пользу «цифры». Объем казахстанского рынка ИКТ за 9 месяцев 2017 года составил 1,45 трлн тенге, что составляет 3,5% от ВВП. При этом есть снижение по отношению к предыдущему году на 0,4%. Более того, есть снижение в экспорте таких продуктов. А вот рынок электронной коммерции растет и в основном благодаря покупкам в казахстанских интернет-магазинах потребителей в крупных городах.

Основатель группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков, в свою очередь, отметил, что проведенное им исследование показало: у руководителей бизнеса нет четкого понимания, для чего нужна четвертая индустриальная революция и цифровизация. Многие участники опроса искренне считают, что процессы в их компаниях достаточно автоматизированы. «Изучая вопрос, мы обнаружили, что частичная автоматизация какого-то участка работы очень часто не интегрирована в единый процесс внутри компании. При этом бизнес смотрит на цифровизацию, как на «инициативу сверху», спущенную в рамках госпрограммы. На вопрос «Как вы оцениваете важность Индустрии 4.0?» не было ни одного ответа, что это «очень важно». В результате мы бы посоветовали государству в вопросах цифровизации для повышения эффективности экономики отойти от фокуса готовности к фокусу создания потребности в ней. Мы должны понимать, что цифровизация, прежде всего, помогает в создании механизмов эффективного управления», — подчеркнул спикер.

Читайте также