Подорожает ли связь после продажи Kcell Казахтелекому?

Профессиональные участники телеком-рынка продолжают обсуждать возможные последствия сделки

Подорожает ли связь после продажи Kcell Казахтелекому?

Подорожает ли связь после продажи Kcell Казахтелекому?

В Алматы состоялось заседание клуба Think Tank Club «Aspandau», где эксперты телеком-рынка обсуждали проблемы и перспективы влияния потенциальной сделки по продаже 75% акций Kcell Казахтелекому на рынок, бизнес и экономику в целом. В том числе эксперты обсудили стоимость услуг для потребителей после возможной сделки.

По мнению экспертов, конечный потребитель от вероятной сделки получит больше сетевого ресурса.

«Когда мы говорим об улучшении экономических параметров, в том числе экономической эффективности и возврата капитала, то мы понимаем, что конечный потребитель получит больше сетевого ресурса. Когда мы говорим о сотовой связи, с точки зрения потребителя, важно, чтобы летало и чтобы везде было доступно», - отметил главный директор по розничному сегменту АО «Казахтелеком» Каспарс Кукелис.

Вот только как изменятся цены на услуги – пока неизвестно. «С одной стороны – я не знаю. Как результат самой покупки, скорее всего никак не изменятся. Цены состоят из целого ряда факторов, чтобы говорить по ценам через несколько лет нужно иметь представление об издержках строительства сети 5G. Реально пока таких данных никто не имеет. Сколько будут стоить базовые станции, поддержка лицензии и другие вещи – я не знаю. Более того, это будет стоить некоторое количество долларов, при этом мы не знаем какая будет цена через 3-4 в тенге», - пояснил он.

Если сделка состоится, то баланс цен будет регулировать наблюдательный совет компании «Казахтелеком».

Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Александр Комаров не знает, будут ли меняться цены на услуги связи и считает, что это будет полностью зависеть от решения Казахтелекома.

«Я не знаю, будут ли повышены цены. Это будет зависеть исключительно от Казахтелекома. Если сегодня рынок регулирует цены, объемы предоставляемых услуг, если сделка произойдет, то баланс будет регулировать наблюдательный совет компании Казахтелеком и никто другой.

Да, это будет опосредовано, может даже и ничего не произойдет и не будет повышения цен, это будет зависеть от доброй воли очень небольшого круга лиц. Любая монополия, доминирующее положение, требует серьезного регулирования. В последние годы у нас сложилась тенденция, что отрасль менее регулируется, происходил процесс дерегуляции отрасли.

Например, до 2017 года цены Казахтелекома в фиксированном бизнесе жестко регулировали, фактически с любым изменением цены Казахтелеком должен был ходить в Комитет по регулированию естественных монополий и согласовывать. Это был ответ на то положение, которое Казахтелеком занимал в фиксированном бизнесе.

Сейчас идет процесс дерегуляции. Если эта сделка будет одобрена, надо возвращаться к жесткому регулированию, для того чтобы выстраивать какие-то балансы интересов, а с учетом размера отрасли, размера «Казахтелекома» потенциально в рамках этой отрасли, то тут уже как, насколько можно регулировать, «если я и есть уже отрасль», - уверен Александр Комаров.

Он отмечает, что договариваться в такой ситуации будет сложно.

«Мы не сможем договариваться. У нас есть регулятор, у нас есть законодательное поле. Не надо тешить себя иллюзиями. Если будут два игрока, у одного 65% отрасли, у второго 35%, то наша самая понятная, приемлемая для нас стратегия – это фол. То есть до того момента, пока нас устраивает ситуация. Если нас ситуация не устраивает, мы будем просто разрушать рынок. В принципе, это уже успешно делала компания Altel под руководством Казахтелекома. Сделка может привести к огромному дисбалансу ресурсов, задача регуляции – эту ситуацию выровнять. В целом, мы не приветствуем эту сделку, но это не нашего уровня решение, мы лишь высказываем свое мнение», - заключил представитель Beeline.

Справка:

Казахтелеком занимает доминирующее положение на местном рынке телекоммуникаций. Компания также владеет долей в совместном предприятии Tele2 - Altel, которое является крупным игроком на казахстанском рынке мобильной связи. Основным акционером «Казахтелекома» является госфонд «Самрук-Казына» - 45,9% уставного капитала (52,03% обыкновенных акций).

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Инвесторы начали скупать акции Twitter на фоне сообщений о росте пользователей

Однако этот рост могут сопровождать и риски

Фото: Matt Rourke/Associated Press

Похоже, Twitter привлекает всех, кроме тех, в ком платформа нуждается больше всего. Итоги II квартала, опубликованные компанией в прошлый четверг, – это еще один неоднозначный результат: привлекательный на первый взгляд, но разочаровывающий, если взглянуть немного глубже.

Например, Twitter сообщил о том, что число пользователей, которые могут видеть рекламу на платформе, в этом квартале достигло рекордной отметки, однако доход соцсети от рекламы на фоне пандемии снизился. В прошлый четверг акции Twitter выросли на 4%.

Эти результаты подчеркивают сильные и слабые стороны всех тех усилий, которые прикладывает платформа, чтобы привлечь больше пользователей в преддверии президентских выборов. По данным компании, во II квартале года их общее число выросло на 20 млн активных пользователей, что больше по сравнению с прошлогодними показателями на 34%. Это наибольшие темпы роста, зафиксированные компанией с момента, когда она начала отчитываться по этому показателю в IV квартале 2018 года.

Факт использования Twitter такими известными людьми, как президент Дональд Трамп, Джо Байден, Илон Маск и Джефф Безос, делает платформу ценным, но противоречивым источником информации. Недавно Twitter начал помечать сообщения, содержащие то, что сеть расценивает как дезинформацию, предупреждениями о необходимости фактчекинга, а пару недель назад ей даже пришлось преодолевать последствия хакерской атаки на ряд важных аккаунтов.

По словам Джона Эгберта, аналитика компании Stifel, хакерские атаки могут угрожать самому существованию платформы. Так, потеряв доверие к Twitter, наиболее ценные пользователи платформы могут перенести свою активность на другую площадку, а вместе с ними уйдут простые пользователи и рекламодатели.

Это последнее, что нужно Twitter. Общий доход компании во II квартале уже снизился на 19% по сравнению с прошлым годом, тогда как падение рекламных доходов за аналогичный период составило 23%. Это оказалось даже хуже, чем опасались на Уолл-стрит. Спад произошел на фоне сокращения объемов рекламы со стороны брендов, а также рекламы путешествий, отдыха и офлайн-ивентов, поскольку все эти сегменты бизнеса серьезно пострадали из-за пандемии.

По данным Twitter, на доходах во II квартале негативно отразились не только проблемы бизнеса, возникшие из-за COVID-19, но и те непродолжительные рекламные бойкоты, которые были связаны с недавними гражданскими протестами в США. И хотя большинство аналитических данных показывает, что эти бойкоты оказали относительно небольшое влияние на общие доходы главного конкурента платформы – Facebook, Twitter утверждает, что именно они стали причиной 15%-ного сокращения рекламных доходов компании за последние три недели июня.

Что еще хуже, отмечает Эгберт из компании Stifel, так это то, что недавние хакерские атаки могут угрожать бизнесу Twitter по лицензированию данных, который пока еще является относительно успешным для компании направлением. За последние два квартала этот бизнес вырос, если сравнивать текущие итоги с данными за прошлый год. Эгберт считает, что принятая в компании практика продавать бизнесу лицензии на данные может попасть в поле зрения регулирующих органов, поскольку монетизация лицензирования данных «определенно в большой степени зависит от использования личных данных пользователей, чем таргетированная реклама».

И хотя на лицензирование данных приходится лишь 18% от общего дохода Twitter, значение этого бизнеса возрастает, поскольку доходы от рекламы падают. В прошлый четверг во время конференц-звонка с инвесторами Twitter подтвердил, что нанимает команды, которые работают над созданием таких новых источников доходов, как подписки и электронная коммерция, которые могут быть протестированы уже в этом году.

Уолл-стрит ожидает, что доходы от рекламы в Twitter продолжат снижаться в годовом исчислении и в III квартале, хотя и более умеренно, а затем в IV квартале покажут номинальный рост.

Положительным моментом является то, что недавние улучшения рекламных возможностей платформы способны ускорить процесс восстановления этого бизнеса – разумеется, при условии, что будет расти спрос.

Twitter утверждает, что планирует увеличить расходы в III квартале в тех областях, которые в этом определенно нуждаются. Однако чересчур активное использование и без того уязвимой платформы может создать угрозу для тех финансовых резервов компании, которые были созданы ранее.

WSJ_квартальные доходы Twitter_page-0001.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg