Асхат Узбеков, финдиректор АО «Казахтелеком»: «Стабильность, ожидаемая завтра — результат работы, проведенной сегодня»

Опубликовано
Главный финансовый директор компании АО "Казахтелеком" Асхат Узбеков рассказал, о том как компании удалось преодолеть кризис и улучшить свои финансовые результаты

Для телекоммуникационной индустрии кризис, который в последние годы переживает мировая экономика, стал периодом непростых испытаний. Многим игрокам отрасли пришлось столкнуться с такими негативными явлениями, как снижение доходов, сокращение инвестиций со стороны государства и частных инвесторов. Необходимость работы в новых реалиях заставила операторов пересмотреть бизнес-модель и более придирчиво подойти к вопросу управления финансами. О том, какие шаги в этом направлении предпринял крупнейший игрок отечественной телекоммуникационной индустрии АО "Казахтелеком", рассказывает главный финансовый директор компании Асхат Узбеков.

— Асхат Архатович, судя по предварительным данным, в нынешнем году "Казахтелекому" удастся улучшить свои финансовые результаты по сравнению с 2016-м годом. За счет чего, на ваш взгляд, удалось добиться этих перемен?

— Действительно, по нашим прогнозам, в 2017 году доходы группы компаний АО "Казахтелеком" составят 208 млрд тенге.

Одним из основных драйверов роста доходов компании стал сегмент фиксированного широкополосного доступа к интернету и платного телевидения. Наши позиции в этом сегменте традиционно сильны, и в этом году мы отмечаем увеличение числа абонентов. Ключевым фактором роста доходов от предоставления услуг широкополосного доступа к интернету стал рост абонентской базы за счет активизации работы на рынке юридических лиц и роста проникновения в зонах существующего охвата. Увеличению числа абонентов "Казахтелекома" и соответственно, росту доходов компании во многом способствовал запуск популярных дополнительных услуг, таких как SLA, мониторинг и консалтинг для клиентов, приобретающих продукты ШПД и корпоративные сети.

Серьезная работа проделана и в сегменте платного телевидения. Казахстанцы оценили преимущества пакетных решений, содержащих услуги телевидения и широкополосного доступа. В свою очередь, чтобы соответствовать ожиданиям абонентов, мы усовершенствовали содержание телевизионных пакетов, в том числе премиальных, поработали над развитием каналов продаж и повышением качества обслуживания клиентов, и как результат — смогли увеличить доходы компании в этом сегменте.

В последние годы компания успешно поработала над развитием новых каналов продаж, в частности, речь идет о продажах через портал компании. Если в 2016 году доля онлайн-продаж услуг «Казахтелекома» не превышала 3% от общего объема, то по итогам 9 месяцев 2017 года данный показатель вырос до 10%.

— Какую роль в улучшении финансовых показателей "Казахтелекома" сыграла организационная работа, проведенная в рамках корпоративной программы трансформации?

— Улучшение финансовых показателей, в частности, увеличение акционерной стоимости компании было определено в качестве одной из главных задач программы трансформации. За 9 месяцев 2017 года эффект от программы трансформации на свободный денежный поток составил 22,8 млрд тенге, это на 32% больше запланированного уровня и на 1,5 млрд тенге больше плана на весь 2017 год.

— В прошлом году завершилась сделка по созданию совместного предприятия Altel и Tele2. Спустя время можете оценить, какие плюсы в финансовом плане получил "Казахтелеком" от реализации этой сделки?

— На показателях финансовой устойчивости компании положительно сказался тот факт, что в рамках сделки по объединению мобильных операторов АО "Алтел" было де-консолидировано из финансовой отчетности "Казахтелекома". Кроме того, объединение двух мобильных операторов также способствовало увеличению доходов и сокращению расходов объединенного оператора за счет синергии, что вкупе с другими факторами также положительно сказалось на финансовых показателях компании.

— В последнее время традиционные операторы столкнулись с проблемой снижения интереса к услугам фиксированной телефонной связи и интернета на фоне роста мобильного сегмента. За счет чего "Казахтелекому" удается нейтрализовать влияние данного тренда и соответственно, не допустить сокращения доходов от услуг фиксированной связи?

— Действительно, как показывает рынок, на протяжении 7-8 лет во многих телекоммуникационных компаниях доходы от услуг фиксированной связи ежегодно сокращаются в среднем на 10%, количество абонентов услуг телефонии — на 6-8%. Стационарный телефон становится менее востребованным, и это проблема многих операторов.

Вопреки данной тенденции нам удалось снизить темпы сокращения абонентской базы и падения доходов от услуг фиксированной телефонии за счет того, что мы используем различные инструменты и улучшения, например, предлагаем безлимит для междугородней связи на территории страны и по популярным международным направлениям.

С целью удержания уровня доходов от услуг фиксированной телефонной связи были разработаны конвергированные услуги, то есть услуги, включающей в себя функции мобильной и фиксированной связи. Результаты продаж свидетельствуют, что среди наших абонентов сохраняет востребованность услуга «Универсальный номер», позволяющая иметь два номера на одной SIM-карте; таким образом, вы видите, как фиксированная телефония буквально становится мобильной.

— В период кризиса для большинства компаний одной из основных задач становится снижение капитальных расходов. Какие действия предпринял «Казахтелеком» в этом направлении, какие планы по снижению расходов намечены на перспективу?

В долгосрочной стратегии группы компаний "Казахтелеком" заложены инициативы, в рамках которых предусмотрена целая программа по оптимизации операционных и капитальных затрат. Так, в рамках мероприятий по оптимизации внешних каналов интернет, реализован проект по локализации кластера кэширования ресурсов интернет на базе международных контент-провайдеров. Это поможет значительно оптимизировать капитальные затраты, операционные затраты и будет способствовать повышению лояльности абонентов в результате улучшения доступа к популярным контентам сети Интернет.

Кроме того, мы оптимизировали использование недвижимости, трансформировали транспортную сферу.

Что касается CAPEX и OPEX, то снижению в значительной степени способствовало внедрение более экономичных беспроводных и облачных технологий. Виртуализация сетей позволит в скором будущем оптимизировать стоимость оборудования благодаря облачным технологиям, а также повысить эффективность и снизить стоимость владения сетью. Виртуализация сетевых функций будет первым шагом в этом направлении. В перспективе компания планирует внедрять данные технологий по мере их появления и адаптации лидирующими мировыми операторами связи. При этом мы детально рассматриваем выгоды от внедрения технологий виртуализации сетевых функций (NFV) и программно-определяемых сетей (SDN), которые могут дать значительные экономии CAPEX и OPEX в будущем.

— Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s улучшило прогноз по долгосрочному рейтингу эмитента «Казахтелекома» со стабильного на позитивный, а также подтвердило кредитные рейтинги на уровне ВВ. Означает ли для вас такая оценка признание того, что компания развивается в верном направлении?

С конца 2016 года «Казахтелеком» наблюдается улучшение рейтинговых оценок со стороны международных рейтинговых агентств. Так, в декабре 2016 года кредитный рейтинг по методологии международного рейтингового агентства FitchRatings впервые за историю нашей компании достиг уровня «ВВ+». также агентство Standard&Poor's в октябре 2016 года улучшило прогноз по рейтингу компании со «стабильного» до «позитивного» и подтвердило кредитные рейтинги АО «Казахтелеком» на уровне «BB».

Не так давно, впервые за историю сотрудничества компании с рейтинговым агентством Standard&Poor's, агентство повысило прогноз по кредитному рейтингу АО «Казахтелеком» с «BB» прогноз «позитивный» до «BB+» прогноз «стабильный». Повышение прогноза по кредитному рейтингу обосновано сильными финансовыми результатами компании, анатилики также отметили улучшения результатов деятельности совместного предприятия в мобильном сегменте.

Безусловно, повышение прогноза по кредитному рейтингу компании является позитивным событием и с уверенностью могу сказать, что достижение данного уровня является результатом постоянной планомерной работы по улучшению финансового профиля компании.

Однозначно, до конца года предстоит сделать немало, однако все намеченные финансовые показатели мы намерены достичь и наработанная динамика вселяет уверенность в этом.

Читайте также