Вокруг Алматы за 80 тенге

Опубликовано (обновлено )
Роман Ботабеков генеральный директор компании «Туран-экспресс» рассказал «Kъ» о планах и проблемах компании

15 августа начали курсировать пригородные поезда по маршрутам «Алматы-2 – Казыбек-бек» и «Алматы-1 – город Капшагай». Насколько популярны у населения эти направления и оправдываются ли ожидания «Kъ» спросил у Романа Ботабекова, генерального директора компании «Туран-экспресс».

— Вы недавно запустили два направления в Капшагай и Узынагаш. Расскажите о них?

— Капшагайский поезд, состоящий из 6 вагонов, в день делает 4 рейса – 2 раза из Капшагая и столько же из Алматы. Он перевозит 200-300 человек в день. Возможность есть перевозить и одну тысячу пассажиров, можем и больше. Все зависит от наполняемости. Инфраструктура уже готова – мы арендовали тупики, проводим обслуживание. Для людей тоже продумано: организовали автобусные перевозки по городу Капшагай и ближайшим населенным пунктам – там сами перевозчики рады и ждут пассажиров. Запустили рижские вагоны. Да, они не новые, но вагоны «живут» примерно 44 года, этим — 26 лет, мы их недавно модернизировали, на что ушло примерно по $200 тыс. на вагон. Я хочу через 4 года запустить новые, современные, в хай-тэк стиле. Каждый обойдется примерно в $1,2 млн.

Направление на Узынагаш — перспективное. Большой поток людей. К тому же, перед его запуском сделали хороший пиар-ход: пригласили акимат города Алматы и районный акимат Карасайского района. Но не это главное – они пригласили всех почетных жителей, людей, которые могут помочь развитию пассажирского сообщения. Было много уважаемых аксакалов, артистов и получился настоящий той. Результат не заставил долго ждать – станция Казбек-бек (Узынагаш) начала активно работать и в день доходит до 800 пассажиров! Это только за месяц. Я, как профессионал, который защищал докторскую диссертацию на тему организации пассажирских перевозок, скажу, что таких результатов очень мало. Для того, чтобы организовать пассажирское сообщение, нужно работать годами. А тут так получилось, что и мы поработали, и город потрудился, и желания совпали с потребностями. И перевозчик, и организаторы, и местное население нуждались в этом поезде. Им пользуются, пенсионеры, военные, учителя, студенты. Я знаю, что это еще не все. У нашей компании есть возможность увеличить поток до 2-3 тысяч, самое главное – спрос. Он и рождает предложения. Сегодня 9 вагонов ездит. Заполняемость составляет 50-60%, но думаю, этот показатель увеличится. Хотя, по расчетам, даже загруженность на 30-40% уже считается оправданной.

Цена вопроса

— На узынагашское направление состав полностью новый, где закупались вагоны?

— На Тянь-Шанском заводе в Китае. Этот завод – мировые лидеры в этой области. Они уже собрали поезда и вагоны, способные передвигаться со скоростью 500 км/ч, как самолеты. Они хотят быть партнерами нашего завода. Совместно мы будем собирать как туристические поезда, вагоны дальнего следования, так и трамваи.

Что касается цены: если смотреть со стороны подвижного состава, то каждый вагон стоит почти $1 млн. Примерно $9 млн только на состав – это очень большое вливание со стороны инвесторов, то есть нас. Но мы рассчитываем на долгосрочное сотрудничество с городскими властями, только тогда проект «отобьется» и оправдает себя. Мы будем держать низкую цену, город субсидировать, а население пользоваться чаще – в итоге выиграют все стороны. Стоит только одному звену перестать работать, получится срыв, сбой программы. Если без субсидирования работать, то нам нужно поднимать цены во много раз, а это снизит спрос. Например, без субсидий, скидок на магистральные сети, билет до Капшагая будет стоить 2-3 тыс. тенге, а то и все 5 000 тенге. А кто поедет?

— Какой размер субсидий?

— В год на два поезда мы тратим почти 1,5 млрд тенге, субсидий получаем 380-390 млн тенге. Мы тратим, конечно, гораздо больше, но будем держать цену в 80 тенге. За счет увеличения пассажирооборота мы будем «закрывать» свои расходы.

— Сколько лет требуется на окупаемость?

— Вообще – 20 лет. Но если государство будет помогать, и мы будем идти в том же темпе, то за это время должны отбить свои инвестиции. Тендер проводится каждые 5 лет. Мы свои расчеты показали городу, вроде с ними согласились, так что будем выполнять каждый свои обязанности.

Куда дальше?

— Дальнейшие направления?

— Есть в планах направление: Талгар, Маловодное, Чилик. Второе: Узынагаш, Фабричный – по верхней трассе. Но там будет уже легкорельсовые транспортные средства. В этом проекте наша компания готова участвовать. Через 2 года этот проект должен быть внедрен. У Алматинского вагоноремонтного завода, который ремонтирует за год все 2,5 тысячи вагонов «Темир Жолы» есть потенциальная возможность собрать средство ЛРТ и прокатить наших алматинцев дальше. ЛРТ – однозначно будет. Если я наметил планы, то я их добиваюсь. Если я не вижу перспективы, то не занимаюсь этим делом. Конечно, когда власти помогают, то все делается гораздо быстрее и легче. Но мы готовы на все.

Хотим сделать туристический кластер – весь состав из 20 вагонов сделать люксового качества, вагон-гостиница. Мы уже собираем «Гранд-вагоны», «Кудалык», которые уже курсируют по Казахстану, очень востребованные и пользуются спросом. Поэтому мы активно работаем в развитии туристического кластера, организации туристических маршрутов по Шелковому пути.

— Помощь государства есть в развитии туризма по Шелковому пути?

— Мы только начали. Надеемся, есть программы, есть понятие совместной реализации проектов, но пока не могу сказать, что активно помогают. Тяжело приобретать легкие кредиты, но есть стратегия развития туризма, мы работаем с министерствами. Думаю, что в итоге мы друг другу поможем. Государство не сможет решить вопрос, если не будет частных инвесторов, а частник не пойдет, если не будет помощи государства. Нужно найти точки соприкосновения. К ним мы и идем.

— За месяц работы, сколько пассажиров уже успели воспользоваться услугами пригородных поездов?

— За первый месяц работы пригородных маршрутов «Алматы-Капшагай» и «Алматы-Узынагаш» было перевезено около 46 тысяч пассажиров. Это легко отследить через систему «Онай», потому что именно через нее пассажиры и покупают билеты. Эта цифра – далеко не все наши возможности. Идут ремонтные направления в сторону Шу и Капшагая, когда они завершатся, тогда потенциальная возможность будет выше. Единственно, недостаточно информационной поддержки – не все наши потенциальные пассажиры еще знают о запущенных поездах. Нужна помощь акиматов, но мы и сами работаем в этом направлении.

— И все же, грузовые перевозки выгоднее, чем пассажирские…

— Каждому свое. Сапожник должен делать сапоги. Мы должны знать лучше свою часть рынка – пассажирские и багажные перевозки. Это мы должны делать качественно и рынка нам хватает. Грузовые перевозки — это очень высокая конкуренция, много игроков, и мы бы не хотели мешать друг другу.

Пара слов о поезде, или как называет его Роман Ботабеков — электричке. Современный состав из 9 вагонов, оснащенных кондиционерами, системой безопасности, светлые, просторные, с удобными креслами. Видя его впервые, не очень-то верится, что это обычный, «рабочий» поезд, а не декорированный вагон для торжественных церемоний. Но это так. Приятно, что по железной дороге люди могут с комфортом дважды в день проехать с вокзалов Алматы-1 и Алматы-2 на станции: «Бурундай», «Аксенгер», «Чемлган», «Жингельды» и добраться до конечной «Казбек-бек» за без малого два часа. И все это удовольствие за 80 тенге. Без пробок и давки. На Капшагайское направление поезд из 6 вагонов несколько скромнее, но вполне комфортабельный. Время пути в нем — чуть больше часа через станции: «Алматы-1», «Медео», «Байсерке», «рзд Кайрат», «Жетыген», «Илийская», «ст. Капшагай», «город Капшагай». Для любителей велосипедов хорошая новость — есть специальные укрепления для верного двухколесного друга.

Фото автора

Читайте также