Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


8157 просмотров

Без барьеров

Специалисты «Казахтелекома» реализовали десятки проектов, направленных на модернизацию сети телекоммуникаций

Без барьеров

Без барьеров

Трансформация крупнейшего игрока отечественного телекоммуникационного рынка АО «Казахтелеком» в мультисервисного оператора сопряжена с развитием доступа населения к широкому спектру услуг, развернутых на базе современных технологий.

Установка на модернизацию телекоммуникационных услуг – от перевода фиксированной связи на «цифру» до запуска широкополосного доступа к интернету в сельской местности – потребовала кардинальных перемен. В рамках стратегии трансформации специалисты «Казахтелекома» реализовали десятки проектов, направленных на модернизацию сети телекоммуникаций. С учетом масштабов деятельности компании одной из ключевых задач является обеспечение доступа к одинаково широкому спектру качественных услуг, как для населения крупных городов, так и для казахстанцев, проживающих селах, удаленных от районных центров.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 6 720 сел, в которых проживает более 7,6 млн человек, а это немногим менее половины населения страны. И во многих населенных пунктах единственным оператором, обеспечивающим их жителям возможность узнать последние новости из интернета или поговорить с близкими по телефону, является «Казахтелеком».

Следует отметить, что в политике оператора связи вопросам телефонизации и интернетизации отдаленных регионов всегда уделяли серьезное внимание. В частности, одной из приоритетных целей было обеспечение 100% уровня цифровизации местной телефонной связи и в 2015 году эта задача была выполнена.

По словам главного технического директора АО «Казахтелеком» Александра Лезговко, в рамках работы над проектом построены новые сети, произведена замена аналоговых АТС на цифровое коммутационное оборудование, обеспечено переключение на новое оборудование абонентов, проживающих в городах и селах. На сегодняшний день «Казахтелеком» обеспечивает телефонной связью свыше 6 500 сел, 6 600 сельских населенных пунктов подключены к интернету. За все годы деятельности «Казахтелекома» в сельской местности проложено более 8 800 километров волоконно-оптического и 77 600 километров медного кабеля. В результате чего интернет доступен ученикам сельских школ, из которых 6 000 подключено к услугам широкополосного доступа со скоростью от 256 Кбит/с и выше.

Однако, по словам Александра Лезговко, при всей популярности мобильных технологий найти альтернативу фиксированному интернету непросто. Оптико-волоконный кабель, в отличие от сетей мобильных операторов, предоставляет практически неограниченные возможности по увеличению пропускной способности и обеспечению стабильно высокой скорости интернета даже в часы пиковой нагрузки. Фактор надежности особенно актуален в отдаленных районах, где зачастую трудно обеспечить стабильное качественное покрытие мобильной сети.

Следующим этапом модернизации казахстанских телекоммуникационных сетей в сельской местности является проект «Покрытие ВОЛС сельских населенных пунктов РК с населением от 250 человек», включенный в государственную программу «Цифровой Казахстан - 2020». Главной целью проекта является повышение уровня проникновения современных услуг связи на базе широкополосного доступа в интернет в сельские населенные пункты с численностью жителей свыше 500 человек.

В рамках проекта планируется подключить к услугам широкополосного доступа все районные центры и сельские населенные пункты, а также небольшие поселки, расположенные в пределах 80 километров от райцентров и узлов связи. Строительство инфраструктуры, по замыслу разработчиков проекта, планируется завершить в 2020 году. На сегодняшний день в зоне охвата проекта проживают 2,1 млн человек, расположено 2 000 школ, 1 700 больниц, 2 200 государственных и бюджетных учреждений.

При этом строительство ВОЛС в отдаленных регионах Казахстана сопряжено с объективными трудностями: необходимость проведения работ в сложных климатических условиях, на значительном удалении от городов или даже райцентров затягивает сроки и увеличивает стоимость строительства. Но в результате осуществления таких проектов услугами широкополосного доступа смогут воспользоваться жители отдаленных сел и поселков с небольшой численностью населения, сотрудники местных исполнительных органов и бюджетных учреждений.

Так, проект позволит увеличить покрытие ВОЛС в сельской местности на 20% и таким образом будет способствовать снижению цифрового неравенства между городом и селом, откроет жителям отдаленных регионов доступ к таким современным ресурсам и сервисам, как e-gov.kz, электронное обучение, телемедицина. В перспективе проект создаст базу для роста ВВП на 2-2,5%, увеличения налоговых поступлений и роста контрольных показателей инфраструктурного, технического и инновационного развития страны, оцениваемых при вхождении в число 30 наиболее конкурентоспособных стран. Большое значение будет иметь и социальная составляющая. Как ожидается, на долю казахстанского содержания придется 80% от общего объема затрат, а это означает, что в ходе реализации проекта по строительству ВОЛС будут созданы новые рабочие места.

Кроме того, новые возможности трудоустройства появятся и в смежных областях, в частности, в мобильной связи, добывающей отрасли, электронной коммерции.


2810 просмотров

Как в Казахстане устроен бизнес по производству быстрой лапши

Непальская компания выкупила отечественное предприятие

Фото: Shutterstock.com

Казахстанская фабрика по производству лапши быстрого приготовления Lotus Food (Казыгуртский район Туркестанской, ранее – Южно-Казахстанской области) разорилась и сменила собственника.

Предприятие выкупила непальская компания CG Global. Ее владелец, миллиардер Бинод Чаудхари, контролирует 2% мирового рынка быстрой лапши. Производство получило новое имя – теперь это CG Foods Central Asia. Здесь будут выпускать лапшу Wai-Wai, хорошо известную на рынке Юго-Восточной Азии.

Это не единственный пример того, как бизнесмены, не оценив всех рисков, запускают проекты производства быстрой лапши в Казахстане – и разоряются. В одной только Алматинской области было две подобных истории. Основные ошибки компаний связаны с небрежным отношением к деталям технологического процесса и промахами в маркетинговой политике. 

Лапша быстрого приготовления – очень обманчивый продукт. Простота использования маскирует серьезную технологию производства. А из-за доступной цены за упаковкой лапши быстрого приготовления закрепилось прозвище «бич-пакет» и репутация недостойного и даже вредного продукта.

При этом, по данным российской маркетинговой компании Discovery Research Group (DRG), рынок лапши быстрого приготовления в Казахстане более чем в шесть раз объемнее рынка лапши традиционной. В 2017 году, когда DRG проводила исследование, объем рынка лапши классической составлял 2,61 млрд тенге, тогда как рынок быстрой лапши – 16,35 млрд.

«Курсив» изучил причины, которые сдерживают рост казахстанского производства этого продукта.

Порционный продукт

Рынок лапши быстрого приготовления измеряется порциями. Последние три года потребление лапши быстрого приготовления в Казахстане сокращается. По данным WINA (World Instant Noodles Association), в 2016 году в стране было продано 240 млн порций, в 2017-м – 210 млн, в 2018-м – 170 млн. И этот тренд идет вразрез с общемировым – после просадки на 5% в 2015–2016 годах последние два года мировой рынок быстрорастворимой лапши растет, в 2018 году было продано 103,6 млрд порций.

Лапшу быстрого приготовления в привычном для нас виде придумал японец Андо Момофуку – в 1958 году его компания Nissin Food Products вывела на рынок рамен, который просто заливался кипятком и был готов через пару минут. Но самым успешным продуктом компании стал Cup Noodles, лапша в одноразовой чашке – она вышла в продажу в 1971 году. Технологии, которые использовал при приготовлении лапши Андо Момофуку, применяются и поныне. Это обезвоживание лапши с помощью пара или в результате прожарки в растительном масле. Конечную стоимость продукта определяет качество наполнителей и растительных добавок.

Простой продукт быстро завоевал рынок

Быстрая лапша уверенно завоевывала рынки – в 1990 году во всем мире было продано 15 млрд порций, в 2001-м – 50 млрд, рубеж в 100 млрд был преодолен в 2012 году. Больше всех в мире лапшу едят в Китае (в 2018 году – 40,25 млрд порций). На втором месте Индонезия – 12,5 млрд порций. Третье место за Индией – 6,06 млрд. Среди стран за пределами Юго-Восточной Азии первенство за США: 4,4 млрд порций в 2018 году. Россия занимает 11-е место – 1,85 млрд порций. Казахстан в этом рейтинге на 31-й позиции.

В 1964 году крупнейшие производители быстрой лапши объединились в ассоциацию IRMA (International Ramen Manufacturers Association), призванную следить за соблюдением стандартов качества продукта – растущая конкуренция подтолкнула часть предпринимателей к использованию низкокачественных продуктов. В 1997 году ассоциация стала глобальной и сменила название на WINA.

В текущем списке членов ассоциации можно найти представителя казахстанского бизнеса – ТОО «Markof Perfection». Правда, оказалось, что эта компания только собиралась начать выпуск лапши быстрого приготовления, но в итоге от этих планов отказалась. 

Почему Grito нацелилась на экспорт

Первой в Казахстане быструю лапшу стала производить компания Grito из города Рудный (принадлежит торговому дому «Аманат», в прошлом именовался ТД «Акбарс»). Первый выпущенный продукт – лапша «Наша чаша» – по сей день остается самым продаваемым. 

По оценке Виталия Снесаря, маркетолога компании, Grito входит в четверку крупнейших производителей лапши быстрого приготовления в стране. Также в числе лидеров производства он называет ТОО «Raduga» (Петропавловск, визитная карточка производителя – лапша «Паста Мама»), Kaz Brand (Нур-Султан, лапша «Кеспебай») и недавно запущенная фабрика Mareven (Алматинская область, «Роллтон», Big Bon). Данные о долях, занимаемых этими компаниями на рынке, Снесарь назвать затруднился – в отсутствие полноценного мониторинга рынка информация сейчас очень противоречива, и предложил подождать подведения итогов года. 

Уже сейчас можно уверенно говорить, что запуск в 2018 году производства Mаreven значительно изменил статистику производства лапши внутри страны. Если раньше «Роллтон» и Big Bon, которые занимают до 50% рынка, завозились, то теперь их делают на заводе под Капшагаем. Mareven Food Holdings Ltd., владелец упомянутых брендов быстрой лапши, инвестировал в строительство предприятия около $50 млн.

По мнению Виталия Снесаря, сейчас расклад на рынок быстрой лапши во многом зависит от дистрибьюторов, которые активно поддерживают те бренды, названия которых превратились в имена нарицательные – доширак, бигланч или роллтон. 

Как считает маркетолог компании-производителя быстрой лапши из Рудного, ситуация на внутреннем рынке страны развивается по негативному для производителей сценарию. Исследование, проведенное по заказу Grito, показало, что полностью отказаться от продукта планируют 89% покупателей. По предположению Снесаря, причиной таких настроений стала массированная пропаганда здорового образа жизни в кино и на телевидении. 

Очевидный путь расширения рынка для компаний – наращивание экспорта. Grito сделала шаги в этом направлении, отправив пробные партии товара в Беларусь, Россию и Кыргызстан. Компания уже экспортировала свою продукцию в Россию, но ситуация 2014–2015 годов, когда курс тенге относительно рубля существенно вырос, сделала продукцию Grito слишком дорогой для россиян, и этот рынок для компании был потерян.

Производители зависят от качества рабочей силы

Компания Kaz Brands (производитель быстрой лапши «Кеспебай» из Нур-Султана) также нацелена на иностранные рынки. Генеральный директор компании Алмаз Зарипов сообщил, что сейчас ведется работа по получению соответствующих сертификатов. Он отметил важное конкурентное преимущество отечественного продукта: себестоимость быстрой лапши в Казахстане на 60% ниже, чем в Китае.

Алмаз Зарипов оценивает годовой объем рынка быстрой лапши в Казахстане в 14 млрд тенге. Он уверен, что роста уже не будет, поскольку в стране сильны традиции домашней еды. Второй негативный фактор – низкая репутация лапши быстрого приготовления. Зарипов вспоминает, что в 2008 году, когда он задумался над запуском производства, эту идею критиковали: мол, любая хозяйка на кухне с этой задачей справится. Но бизнесмен, работавший на зерновом рынке, мечтал о более глубоком, чем производство муки, переделе зерна. Он изучил технологии, вложил 1,5 млрд тенге в производственную линейку – и уперся в задачу подбора персонала. Это одна из причин, почему компания не смогла сразу обеспечить должное качество продукта.

Зарипов утверждает, что производство быстрой лапши сложнее и дороже производства макарон. Персоналу необходимо разбираться в автоматике, электронике, инженерной механике. В итоге компании пришлось найти и «купить» на рынке более квалифицированную рабочую силу, что увеличило фонд оплаты труда на 40% и сказалось на себестоимости конечной продукции. Также на себестоимость «давит» желание выпускать экологически чистый продукт и зависимость рынка от дистрибьюторов. Последнюю проблему он планирует решить, создав собственную службу распространения продукта.

kak-v-kazahstane-ustroen-biznes-po-proizvodstvu-bystroj-lapshi1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций