13623 просмотра
13623 просмотра

Эксперты: сделку Chocolife и BeSmart без преувеличения можно назвать знаковой для Казнета

Объединенная компания займет более 95% отечественного рынка купонных сервисов

Эксперты: сделку Chocolife и BeSmart без преувеличения можно назвать знаковой для Казнета

Эксперты: сделку Chocolife и BeSmart без преувеличения можно назвать знаковой для Казнета

На этой неделе крупнейший в Казахстане сервис коллективных покупок Chocolife.me объявил о покупке своего ближайшего конкурента BeSmart.kz. Сделку без преувеличения можно назвать знаковой для Казнета: объединенная компания займет более 95% отечественного рынка купонных сервисов.

Еще одна сделка, о которой объявили представители холдинга, связана с покупкой ChocoFamily 40% доли в сервисе онлайн-записи к врачам iDoctor.kz. Это событие вкупе с недавней сделкой, реализованной проектом Рамиля Мухоряпова, показало: рынок электронной коммерции готов концентрироваться вокруг крупнейших игроков.

Сумма сделки, связанной с покупкой BeSmart.kz, не раскрывается, поскольку стороны связаны соглашением о конфиденциальности. К моменту совершения сделки аудитория BeSmart.kz насчитывала свыше 900 тыс. пользователей, установлено свыше 200 тыс. мобильных приложений. По словам партнера ChocoFamily и директора Chocolife.me Геннадия Кима, главная цель сделки заключается в увеличении ценности сервиса для пользователей и партнеров. «Ранее пользователям Chocolife.me было доступно около 1 тыс. эксклюзивных акций в день, пользователям BeSmart.kz — около 400, теперь пользователям обоих сервисов доступны эксклюзивные предложения двух витрин. Аналогично с партнерами: мы прогнозируем рост их продаж примерно на 20% за счет размещения на обеих платформах одновременно», — прокомментировал г-н Ким.

Важной для развития Казнета считает сделку инвестиционная группа The FARM, ранее управлявшая BeSmart.kz. «Это знаковый пример для рынка электронной коммерции Казахстана, когда выход из интернет-проекта осуществляется со значительной прибылью. BeSmart.kz — проект Made in KZ. Наш пример даст другим игрокам знак, что exit из бизнеса в нашем секторе реален, более того, это можно сделать без привлечения иностранных компаний. Для нашей инвестиционной группы и наших инвесторов — это отличная сделка и возврат вложенного капитала. Уже с июля мы начнем активный поиск новых казахстанских стартапов и продолжим развитие других сервисов в Центрально-Азиатском регионе», — резюмирует управляющий партнер The FARM Рустам Халиков.

Позитивную оценку сделка получила и со стороны представителей экспертного сообщества. Как сообщил в своем комментарии «Къ» эксперт по рынку e-commerce, экс-директор Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Манарбек Абенов, у Chocolife.me и BeSmart.kz имелись эксклюзивные договоры с определенными компаниями, и после объединения у пользователей однозначно увеличится выбор предложений. Объединение положительно скажется и на составе участников. «Некоторые компании — клиенты купонаторов пользовались наличием конкурента и могли недобросовестно исполнять условия своих же акций. Деньги, которые раньше шли на маркетинговое соревнование, Chocolife теперь сможет направить на развитие бизнеса в регионах. В целом покупка показывает, что казахстанский рынок взрослеет. Кроме того, подобные сделки — это бенчмарк для последующих сделок на рынке e-commerce», — считает эксперт.

Это две совершенно разные сделки и совершенно разные основания продавать свои доли для владельцев BeSmart и iDoctor, считает директор по развитию и сооснователь финтех-компании Wooppay Александр Дорошенко. «Не знаю подробностей сделок, но предполагаю, что в случае с iDoctor платежей в покупке доли не было или они были незначительны. Возможно, вместо оплаты ChocoFamily предложил iDoctor доступ к базе своих клиентов и выделил команду разработки. Что касается BeSmart, то владельцы этого проекта уже давно перешли из предпринимателей в инвесторов, управляющих портфелем проектов, поэтому продавали этот бизнес как один из своих активов, а не проект всей жизни. Для ChocoFamily обе покупки на бумаге смотрятся отличным решением: покупка основного конкурента Chocolife — BeSmart дает возможность улучшить экономику обоих проектов за счет оптимизации дублирующих отделов и выставления монополии. iDoctor — хороший вариант дополнительно монетизировать свою аудиторию и, тем самым, поднять стоимость нового проекта. Поздравляю Рамиля и всю команду ChocoFamily, желаю им как можно быстрее и гармоничнее интегрировать две новые команды в структуру управления», — сообщил Александр Дорошенко в своем комментарии «Къ».

ChocoFamily намерен развивать оба бренда — Chocolife.me и BeSmart.kz — аудитория сервисов отличается и хорошо друг друга дополняет. В частности, этой покупкой Chocolife.me откроет для себя рынок Шымкента. В Chocolife.me прогнозируют существенную синергию и рост рентабельности. «Мы продолжаем консолидацию ключевых для нас секторов электронной коммерции. Холдинг лидирует на рынке коллективных покупок и на рынке food-tech, у нас отличная рыночная позиция в сегменте е-travel и рост более чем в два раза год к году. Мы также приобрели существенную долю в онлайн-сервисе №1 по записи к врачам — iDoctor.kz, и планируем существенный рост этого бизнеса на нашем трафике. Эти сделки соответствуют нашей стратегии по созданию е-commerce холдинга №1 в Казахстане и выходу на IPO к 2020 году — говорит основатель и CEO ChocoFamily Рамиль Мухоряпов.

Напомним, что для ChocoFamily это уже вторая за последнее время сделка по покупке конкурента. В мае интернет-холдинг сообщил о поглощении своего ключевого конкурента на рынке онлайн-заказа еды Foodpanda.kz, входящего в состав международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. Представители холдинга сообщили, что после консолидации двух компаний сервис Chocofood станет лидирующим игроком рынка food-tech сервисов с долей более 70%, делающим свыше 1 тыс. заказов в день. «От сделки выиграют все стороны: пользователи обоих сервисов получат доступ к объединенной базе ресторанов, количество которых увеличится до 700, рестораны-партнеры должны ощутить рост заказов на 20–100%», — прокомментировал директор Chocofood.kz Николай Щербак.

В результате сделки образовался игрок, который занимает более 70% казахстанского рынка по онлайн-заказу еды из ресторанов, делающий более 1 тыс. заказов в день. В конце апреля 2017 года ChocoFamily также сообщил о привлечении инвестиций в размере 700 млн тенге. Средства вложили структуры Тимура Турлова (ИК «Freedom Finance») и партнер фонда I2BF Global Адиль Нургожин. В настоящее время доли участников ChocoFamily Holding распределены следующим образом: 63,87% принадлежит ТОО «Choco Capital Partners», 16,76% — Тимуру Турлову, 11,06% — Мурату Абдрахманову, 7,23% — ТОО «Demus Capital», 1,09% — Адилю Нургожину. Оборот холдинга ChocoFamily в 2016 году составил более 11 млрд тенге, в нынешнем году компания прогнозирует рост оборота до 18 млрд тенге, на ресурсах группы зарегистрированы 1 млн 200 тыс. человек.

Фото: Yvision.kz

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер