Перейти к основному содержанию

23132 просмотра

Нурлан Мейрманов: Мы делаем ставку на инновации

Управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов рассказал «Къ» о планах компании на ближайшее будущее

Нурлан Мейрманов: Мы делаем ставку на инновации

Нурлан Мейрманов: Мы делаем ставку на инновации

О том, чем запомнился минувший год для крупнейшего игрока отечественной телекоммуникационной индустрии, а также о планах компании на ближайшее будущее корреспонденту «Къ» рассказал управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.

— Нурлан Кемалович, 2016 год оказался весьма сложным для телекоммуникационной отрасли. В какой степени, на Ваш взгляд, это объяснялось общими кризисными трендами в экономике, а в какой — спецификой процессов, происходящих в индустрии? Как «Казахтелеком» чувствовал себя в непростой экономический период?

— Это действительно был непростой год, потребители искали предложения, которые позволили бы максимально оптимизировать расходы на связь. Мобильные операторы в ответ на требования рынка предоставили тарифные планы, включающие большой объем интернет-трафика и бесплатные минуты для голосовой связи. Стремление сэкономить вкупе с ростом спроса на мобильные технологии заставили казахстанцев пересмотреть механизм потребления голосовых услуг и интернета. Нам удалось своевременно понять ситуацию на рынке, найти новые драйверы роста, и мы увидели, что наши продукты и решения вызвали интерес у рынка, абоненты оценили выгодность наших предложений, так что в общем и целом «Казахтелеком» завершил год с хорошими показателями.

— В последние годы неоднократно отмечалось, что «Казахтелеком» трансформировался из классического телекоммуникационного оператора в мультисервисного оператора. Много усилий приходится прилагать, чтобы изменить стереотип, сложившийся в представлении потребителей? Какие действия предпринимает для этого команда «Казахтелекома?

— Действительно, устоявшийся стереотип менять сложно, но мы начали процесс изменений и видим, что восприятие «Казахтелекома» постепенно меняется. Это видно на примере спроса на новые услуги. Так, в прошлом году мы разработали и вывели услугу, которая позволила обеспечить абонентам защиту домашнего подключения к интернету от доступа к негативному контенту. «Казахтелеком» первым вышел на рынок с услугой «Родительский контроль», которая позволяет взрослым отслеживать и ограничивать доступ своих детей к деструктивным ресурсам. К концу года число абонентов, подписанных на услугу достигло 200 тыс., и на волне появления групп с негативным контентом в социальных сетях, ориентированных на несовершеннолетних пользователей, стало очевидно, насколько актуальна эта услуга. В конце года в базу механизма фильтрации трафика по услуге «Родительский контроль» добавлены ссылки на 100 тыс. статей, публикаций, хештегов с названием ресурсов, представляющих опасность или содержащих какие-либо призывы к деструктивным действиям, например к детскому суициду. В ноябре прошлого года система мониторинга зафиксировала порядка 6 тысяч попыток доступа к таким ресурсам и публикациям, в декабре — 5,5 тыс., в январе т. г. — 7 тыс. За этими цифрами стоят конкретные люди, дети, которые пытались ознакомиться с опасной информацией. Иными словами, услуга родительского контроля дает возможность контролировать доступ к информации — и это уже немало.

К слову, аналогичная услуга разработана и для бизнеса. Работодатель может наблюдать за активностью сотрудников в интернете в рабочее время, что позволяет предотвратить непродуктивную трату времени. Сегодня эта услуга пользуется большой популярностью у наших клиентов, работающих в сегменте МСБ.

Кроме того, отношение к компании меняется и за счет того, что нас воспринимают как мультимедийного оператора. Фактически мы стали оператором развлечений. Так, к концу 2016 года общее количество абонентов, подключенных к телевизионным услугам компании, составило 670 тыс. Надо сказать, что 2016 год стал прорывным с точки зрения предоставления телевизионных сервисов в HD-формате. Сегодня нашим абонентам доступно 20 HD-каналов из порядка 100 каналов, входящих в пакет. Мы готовы увеличивать количество таких каналов и стать оператором HD-вещания. Единственным сдерживающим фактором пока является довольно высокая стоимость HD-контента у правообладателей.

Учитывая рост потребления мультимедийных сервисов через мобильные устройства, мы разработали мобильное приложение iDTV Online, которое доступно для скачивания в AppStore и Google Play. Количество скачиваний и установок приложения достигло 155 тыс. В базовой версии представлено 30 бесплатных каналов, и мы наблюдаем рост популярности этого приложения.

Что касается одной из основных услуг «Казахтелекома» — iDNet, то с нынешнего года мы перешли на новую тарифную линейку и, не побоюсь этого слова, революционные скорости подключения. Подписчикам VIP-тарифов доступны услуги широкополосного доступа на скорости 300 Мбит/сек, 500 Мбит/сек и 1 Гбит/сек. В прошлом году новые тарифные планы прошли апробацию и тестирование, а уже в нынешнем году мы вышли на новый уровень предоставления услуг связи, заявив эти скорости как базовые, и включаем их в наши пакетные предложения.

— Исходя из сказанного, можно ли сделать вывод, что «Казахтелеком» проводит трансформацию компании в соответствии с глобальными трендами? В каком направлении, на Ваш взгляд, будет развиваться отрасль телекоммуникаций в ближайшие годы?

— Сегодня вся телекоммуникационная индустрия переходит из классического состояния, которое характеризуется понятием Telco 1.0, в состояние Telco 2.0. Это означает, что телекоммуникационный оператор не старается самостоятельно разрабатывать все услуги, поскольку при существующем уровне развития технологий для этого требуются огромные и всесторонние ресурсы. Если оператор видит, что у пользователя есть интерес к определенному контенту или продукту, гораздо выгоднее реализовать механизм партнерства, например, с агрегаторами контента или услуг, которые могут предоставить сервис и специализируются на данном виде деятельности. «Казахтелеком» также активно применяет данный механизм и предоставляет большой объем контента в партнерстве с крупнейшим онлайн-кинотеатром Megogo, и для наших абонентов стоимость доступа к контенту в несколько раз дешевле, чем напрямую от поставщика услуг. По аналогичному принципу мы предоставляем услуги аренды программного обеспечения: пользователь может заказать на требуемый период то или иное ПО — домашнюю или офисную бухгалтерию, CRM, антивирусные продукты и многое другое, выбрав необходимую опцию в личном кабинете. Механизм подписки довольно прост. При этом к оплате выставляется единый счет.

Такое сотрудничество выгодно нам, нашим партнерам — производителям контента, потому что позволяет донести большое количество продуктов до конечных пользователей, и нашим клиентам.

— В прошлом году завершилась сделка по объединению мобильного бизнеса «Казахтелекома» с торговой маркой Altel 4G с «Tele2 Казахстан». Как Вы оцениваете результаты работы объединенной компании? За счет чего намерены конкурировать с другими участниками рынка в условиях физического насыщения рынка, многообразия ценовых предложений и того, что доступ к 4G перестал быть вашей «фишкой»?

— Для абонентов, которые являются одновременно пользователями «Казахтелекома» и объединенной компании Altel и Tele2, компания предлагает услуги фиксированной и мобильной конвергенции. По условиям этого предложения пользователь, оплатив услуги в конце месяца (к слову, «Казахтелеком» — единственный оператор, работающий по схеме post-paid), получает, что называется, из одних рук услуги фиксированной и мобильной связи. Мы даем более выгодное предложение чем операторы мобильной связи,

предлагая уникальный удобный продукт, учитывающий потребности среднестатистического пользователя. Нам важно предоставлять пользователям полный пакет услуг, включающий телефонную связь, высокоскоростной интернет, телевидение, мобильную связь, развлечения, решение для родительского контроля и для защиты компьютера. Кстати, совместно с «Лабораторией Касперского» мы предложили продукт, обеспечивающий защиту устройств компьютера, смартфона, планшета от кибермошенничества и вирусной угрозы, который очень востребован на сегодняшний день. За короткое время количество пользователей, которые перевели свое интернет-подключение на защищенный режим, достигло более 50 тыс. Наш интернет теперь надежен и безопасен по умолчанию — мы хотим, чтобы все наши пользователи имели возможность использовать предлагаемые нами инструменты защиты как конечных устройств, так и соединения с сетью интернет. Опыт показывает, что когда пользователь подключает у одного оператора три услуги и более, угроза того, что он уйдет к конкурентам или откажется от каких-то услуг, уменьшается в геометрической прогрессии. В настоящее время мы предлагаем своим абонентам законченные решения, которые удовлетворяют большинство их потребностей в инфокоммуникационных услугах, развлечении, мобильной связи, безопасности.

— Представители телекоммуникационной индустрии сегодня все более активно осваивают рынок FinTech-услуг, и «Казахтелеком» не исключение. Насколько перспективным применительно к казахстанской экономике представляется вам это направление? Каких результатов удалось добиться компании в сегменте FinTech и с какими направлениями вы связываете наиболее оптимистичные ожидания?

— Начиная с прошлого года мы изучаем направление электронной коммерции. В маркетинге существует понятие встроенных коммуникаций, когда приобретение определенных сервисов подразумевает покупку сопутствующих товаров или услуг. Если, например, человек подключил дома высокоскоростной интернет, то с большой долей вероятности ему потребуется новый компьютер или планшет, а покупка телевизора с поддержкой формата HD приведет к потребности в соответствующем контенте. Компании также, безусловно, необходим выход на рынок электронной коммерции и использование электронных каналов продаж для продвижения не только собственных продуктов, но и продуктов и услуг наших партнеров. Мы планируем сделать это в текущем году. Сейчас идет активная разработка портала, необходимых процессов, настройка соответствующих коммуникаций с партнерами, осуществляющими продажи, а также интеграция с банками. В активе нашей компании база более чем в 3 млн домохозяйств. То есть фактически мы имеем возможность общаться и коммуницировать почти с 10 млн жителей Казахстана. У каждого из них свои потребности в товарах и услугах. Это огромный ресурс, и через интерфейс «Казахтелекома» мы можем организовать доступ пользователей к товарам, а производителей товаров и услуг — к потенциальным покупателям. Более того, мы планируем предоставить всем нашим пользователям максимально удобный механизм электронной оплаты услуг и товаров, соответствующие инструменты мы также намерены предложить потребителям в этом году. Таким образом, выполняя свою первостепенную задачу — связывать пользователей в информационные сети, мы делаем еще один шаг вперед — становимся платформой для их дальнейшего взаимодействия — платформой электронных и финансовых услуг.

— Одним из самых востребованных направлений телекоммуникационной индустрии ближайшего будущего является интернет вещей и М2М. В каких сферах «Казахтелеком» готов представить свои предложения?

— По факту М2М в Казахстане уже стал массовым. Подключаемые к сети контрольно-кассовые машины сегодня работают в онлайн-режиме и фактически представляют собой уникальную транзакционную М2М-сеть. По сути, «Казахтелеком» стал транзакционным оператором и предоставляет сервисы в В2В-сегменте для осуществления передачи фискальных данных. На сегодняшний день к нашей сети подключено более 90 тыс. М2М-устройств.

В текущем году в областных центрах Казахстана планируется запуск проекта по организации системы видеонаблюдения в подъездах многоэтажных жилых домов. Видеокамеры будут снимать входные группы в подъездах и дворовые площадки перед ними и будут подключены к единой сети видеонаблюдения. Также они будут соединены с серверной платформой, задача которой — обеспечение удаленного доступа пользователей к видеопотокам с камер в режиме онлайн и формирование архива видеоданных. Жители подъездов смогут наблюдать за происходящим с мобильного приложения или веб-сайта платформы. Установка качественных, постоянно находящихся в режиме онлайн камер — мера, призванная снизить количество преступлений в многоэтажных жилых секторах городов, и по данному вопросу мы планируем развивать партнерство с органами правопорядка.

Кроме того, в этом году мы выводим на рынок новый сервис Smart Home, который будет доступен большинству пользователей фиксированного доступа к интернету. Пользователи смогут установить и подключить к сети домашние датчики: задымления, открытия и закрытия окон и дверей, сбора данных о перемещении, видеокамеры.

Наряду с этим в текущем году «Казахтелеком» начинает строительство специальной сети с низким энергопотреблением для сбора информации с М2М-приборов учета ресурсов. Сеть и датчики будут собирать информацию об объеме потребления коммунальных услуг. Это обеспечит прозрачность данных и точность их фиксации для дальнейшего расчета стоимости потребления, тестирование технологии уже ведется в пяти городах Казахстана.

— Какие события с начала года Вы можете отметить как знаковые для компании?

— Мы активно изучаем идею Fixed Wireless Access, освоение миллиметровых диапазонов mmWave, mmW, особенно c разработкой 5G NR и т. д. Основные возможные кейсы применения — это дублирование/дополнение своего проводного доступа с целью повышения надежности, дублирование/дополнение чужого проводного доступа, FWA «в чистом поле». Технология применима там, где по финансовым или по временным ограничениям подключение по оптике менее привлекательно. Также технологию можно применять не только для создания одиночных соединений, но и для организации сетевой инфраструктуры, например для подключения крупных бизнес-центров с дальнейшей внутренней кабельной разводкой, а также для подключения МСБ без внутренней кабельной разводки.

Недавно наша компания, в ходе визита Премьер-Министра РК Б. Сагинтаева в США, подписала меморандум с компанией Bridge West Group, которая владеет уникальными инновационными решениями в области беспроводных фиксированных сетей. Теперь мы совместно будем изучать возможности технологии использования миллиметровых частот в нелицензируемых и лицензируемых диапазонах.

— Какие ожидания у компании на 2017 год?

— 2017 год для «Казахтелекома» будет очень насыщенным, мы запланировали внедрение ряда инновационных продуктов для различных категорий пользователей. Мы развиваем наше сотрудничество с производителями контента, выводя на рынок совместный с компанией Wargaming продукт — подписка на премиум-аккаунты в игре World of Tanks в пакете с высокоскоростным интернетом от «Казахтелекома». Аудитория World of Tanks в Казахстане составляет порядка 100 тыс. пользователей, большая часть которых являются нашими клиентами. Высокая скорость интернета, минимальные задержки — так называемый низкий ping до установленных в нашем ЦОД в г. Павлодаре серверов World of Tanks, а также постоянные высокие бонусы в игре — то, что сейчас нужно рынку, и именно то, что мы как оператор можем обеспечить.

Это лишь одна из задач, которые мы поставили себе в текущем году. Кроме того, мы собираемся укреплять лидерство на образованном нами конвергентном рынке: обеспечивать все большее число казахстанцев и бизнес-организаций услугами фиксированно-мобильной конвергенции. Соответствующий уникальный для казахстанского рынка продукт для бизнеса будет выпущен в ближайшее время

764 просмотра

Единороги недосчитались $100 млрд

И повергли инвесторов из Кремниевой долины в настоящий шок

Иллюстрация: Lynne Carty/The Wall Street Journal

Некогда самые дорогие компании Кремниевой долины, начиная от WeWork и заканчивая Uber Technologies Inc., в общей сложности потеряли в этом году около $100 млрд. В результате венчурные инвесторы стали более осторожными во вложениях, и это побудило руководителей ряда стартапов сместить акцент с роста компаний на повышение их прибыльности.

wsj1.jpg

За последние несколько недель серьезно сократилось число сотрудников Fair – сервиса, предлагающего автомобили по подписке, и софтверной компании UiPath. Свою деятельность перестроила компания по прокату скутеров Lime – тоже для того, чтобы показать инвесторам свою способность приносить прибыль. 

«Мы были в самом эпицентре шумной вечеринки, которая продолжалась пять лет, ровно до тех пор, пока кто-то не нажал на выключатель», – говорит Крис Доувос, чья фирма Ahoy Capital инвестирует в венчурные компании и стартапы. «Мы все пытаемся адаптироваться к этой ситуации, но никто не знает, как пройдет остаток ночи. Вот как сейчас чувствует себя Кремниевая долина», – отмечает он.

Инвесторы говорят, что, пока индустрия стартапов по-прежнему буквально завалена деньгами, а процентные ставки остаются на исторически низком уровне, дальнейший спад на частных рынках маловероятен. 

Тем не менее масштабы падения стоимости компаний стали причиной возникновения в венчурной индустрии неопределенности, которой не было уже много лет. Это также привело к определенной внутренней переоценке и призывам со стороны инвесторов к ужесточению корпоративного управления.

Финансирование сделок теперь занимает больше времени – таким мнением делятся предприниматели, венчурные инвесторы и консультанты. Если еще полгода назад сделки с компаниями из сферы потребительских технологий можно было закрыть за одну-две недели, то теперь они занимают месяц и более, говорят венчурные инвесторы. Консультант Адам Дж. 

Эпштейн рассказывает, что те стартапы, которые раньше планировали привлечь от $80 до 100 млн, теперь могут рассчитывать лишь на $20–30 млн.

Особенно ошеломляющим было падение коворкингового сервиса WeWork, которое серьезно усугубилось после того, как его материнская компания We Co. подала заявку на первичное публичное размещение, раскрыв информацию о крупных убытках, слабом корпоративном управлении и многочисленных конфликтах интересов. К моменту, когда в октябре компания была спасена своим крупнейшим инвестором SoftBank Group Corp., она оценивалась примерно в $8 млрд. Для сравнения: в последнем раунде частного финансирования WeWork оценивалась в $47 млрд.

Рыночная капитализация Uber сегодня примерно на $32 млрд ниже оценки, полученной в ходе первичного публичного размещения акций компании в мае. С момента IPO Lyft в марте ее рыночная капитализация уменьшилась почти на $10 млрд. Производитель электронных сигарет Juul Labs, когда-то занимавший второе место после WeWork по сумме оценки со стороны участников частного рынка, в ноябре объявил о том, что сократит число сотрудников на 16%. Крупнейший инвестор Juul понизил оценку компании на $14 млрд после того, как на фоне ограничений со стороны регулятора та приостановила продажи своих наиболее популярных вейп-продуктов.

«Каждые несколько лет происходит что-то, что для людей оказывается словно снег на голову», – говорит Эпштейн, отметив, что «влияние WeWork на фондовый рынок было существенным».

По словам инвесторов, на встречах с фирмами по венчурному инвестированию последние два месяца некоторые вкладчики высказывают свои опасения по поводу возврата вложенных средств. Данные от управляющей и исследовательской компании Renaissance Capital показывают, что количество IPO в США (а IPO для вкладчиков – один из способов получения вознаграждения) в период со II по III квартал сократилось более чем на треть. По информации фирмы PitchBook, число раундов финансирования, проведенных стартапами-единорогами, то есть компаниями, оцененными в $1 млрд и более, а также средняя долларовая стоимость этих раундов в III квартале этого года упали до самого низкого уровня начиная со II квартала 2018 года.

0001_11.jpg

Расположенная в Сан-Франциско компания Lime была вынуждена сфокусировать свои усилия на повышении прибыльности. 

После того как Lime истратила свои финансовые запасы, а также столкнулась с конкуренцией и ограничениями со стороны регулятора, компания испытала серьезное недоверие со стороны инвесторов. Из-за этого последний раунд финансирования компании, который завершился в I квартале текущего года, занял примерно вдвое больше времени, чем планировалось изначально, утверждает информированный источник. По его словам, в некоторых городах Lime удалось выйти на прибыль благодаря тому, что скутеры стали более надежными и ремонтопригодными.

По данным источника, сейчас Lime снова ищет источники фондирования с целью привлечь пару сотен миллионов долларов к декабрю или январю. Сама компания сообщает, что с учетом корректировки и за вычетом ряда расходов, в том числе налогов, в 2020 году она выйдет на прибыльность.

По мнению Виталия Каценельсона, исполнительного директора Investment Management Associates Inc., текущий момент сильно напоминает коррекцию стоимости акций интернет-компаний, которая произошла 20 лет назад. «Мы находимся в пузыре доткомов образца 2.0. Разница лишь в том, что происходит это не на публичных, а на частных рынках», – говорит он.

В отрасли, которая была на подъеме в течение последних десяти лет, ощутимы даже незначительные признаки замедления. По данным PitchBook, объем ежегодных венчурных инвестиций в США с $27 млрд в 2009 году вырос до $138 млрд в 2018-м.

Нью-йоркская компания UiPath, занимающаяся продажей программного обеспечения для автоматизации, на фоне новых усилий по повышению прибыльности уволила в октябре почти 400 сотрудников. Об этом рассказала пресс-секретарь компании, отметив, впрочем, что UiPath продолжает нанимать сотрудников. По словам людей, знакомых с этим вопросом, увольнения произошли после того, как компания не достигла заявленных целей.

Другая компания – Fair из Санта-Моники (штат Калифорния) – в прошлом месяце уволила около 290 человек. Также бы уволен прежний генеральный директор компании, потративший большую часть привлеченных $380 млн менее чем за год. 

Компания Fair, которую поддерживает $100-миллиардный Vision Fund японского SoftBank, покупает автомобили и сдает их в аренду как простым потребителям, так и водителям райд-шерингового сервиса Uber.

Fair олицетворяет собой риски компании, нацеленной исключительно на рост. Эту стратегию раньше с энтузиазмом поддерживали многие инвесторы. По словам бывших сотрудников компании, всего за один квартал Fair потеряла около $300 тыс. из-за того, что высокие дилерские сборы не были должным образом учтены в стоимости автомобилей. По словам экс-работников стартапа, проблема затронула почти 60% всех сделок Fair по аренде автомобилей, поскольку, переплачивая за автомобили, компания сдавала их в аренду слишком дешево и не работала с должниками, когда те переставали платить.

SoftBank после краха WeWork стремится обеспечить более короткий период выхода на прибыльность, а также более жесткие стандарты корпоративного управления для тех стартапов, которые банк поддерживает. Менее чем через год после того, как SoftBank оценил Fair в $1,2 млрд, бывший генеральный директор компании Скотт Пейн­тер, который остался на посту председателя совета директоров, пытается привлечь дополнительный капитал для того, чтобы обеспечить нормальную работу сервиса.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций