Нурлан Мейрманов: Мы делаем ставку на инновации

Управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов рассказал «Къ» о планах компании на ближайшее будущее

Нурлан Мейрманов: Мы делаем ставку на инновации

Нурлан Мейрманов: Мы делаем ставку на инновации

О том, чем запомнился минувший год для крупнейшего игрока отечественной телекоммуникационной индустрии, а также о планах компании на ближайшее будущее корреспонденту «Къ» рассказал управляющий директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.

— Нурлан Кемалович, 2016 год оказался весьма сложным для телекоммуникационной отрасли. В какой степени, на Ваш взгляд, это объяснялось общими кризисными трендами в экономике, а в какой — спецификой процессов, происходящих в индустрии? Как «Казахтелеком» чувствовал себя в непростой экономический период?

— Это действительно был непростой год, потребители искали предложения, которые позволили бы максимально оптимизировать расходы на связь. Мобильные операторы в ответ на требования рынка предоставили тарифные планы, включающие большой объем интернет-трафика и бесплатные минуты для голосовой связи. Стремление сэкономить вкупе с ростом спроса на мобильные технологии заставили казахстанцев пересмотреть механизм потребления голосовых услуг и интернета. Нам удалось своевременно понять ситуацию на рынке, найти новые драйверы роста, и мы увидели, что наши продукты и решения вызвали интерес у рынка, абоненты оценили выгодность наших предложений, так что в общем и целом «Казахтелеком» завершил год с хорошими показателями.

— В последние годы неоднократно отмечалось, что «Казахтелеком» трансформировался из классического телекоммуникационного оператора в мультисервисного оператора. Много усилий приходится прилагать, чтобы изменить стереотип, сложившийся в представлении потребителей? Какие действия предпринимает для этого команда «Казахтелекома?

— Действительно, устоявшийся стереотип менять сложно, но мы начали процесс изменений и видим, что восприятие «Казахтелекома» постепенно меняется. Это видно на примере спроса на новые услуги. Так, в прошлом году мы разработали и вывели услугу, которая позволила обеспечить абонентам защиту домашнего подключения к интернету от доступа к негативному контенту. «Казахтелеком» первым вышел на рынок с услугой «Родительский контроль», которая позволяет взрослым отслеживать и ограничивать доступ своих детей к деструктивным ресурсам. К концу года число абонентов, подписанных на услугу достигло 200 тыс., и на волне появления групп с негативным контентом в социальных сетях, ориентированных на несовершеннолетних пользователей, стало очевидно, насколько актуальна эта услуга. В конце года в базу механизма фильтрации трафика по услуге «Родительский контроль» добавлены ссылки на 100 тыс. статей, публикаций, хештегов с названием ресурсов, представляющих опасность или содержащих какие-либо призывы к деструктивным действиям, например к детскому суициду. В ноябре прошлого года система мониторинга зафиксировала порядка 6 тысяч попыток доступа к таким ресурсам и публикациям, в декабре — 5,5 тыс., в январе т. г. — 7 тыс. За этими цифрами стоят конкретные люди, дети, которые пытались ознакомиться с опасной информацией. Иными словами, услуга родительского контроля дает возможность контролировать доступ к информации — и это уже немало.

К слову, аналогичная услуга разработана и для бизнеса. Работодатель может наблюдать за активностью сотрудников в интернете в рабочее время, что позволяет предотвратить непродуктивную трату времени. Сегодня эта услуга пользуется большой популярностью у наших клиентов, работающих в сегменте МСБ.

Кроме того, отношение к компании меняется и за счет того, что нас воспринимают как мультимедийного оператора. Фактически мы стали оператором развлечений. Так, к концу 2016 года общее количество абонентов, подключенных к телевизионным услугам компании, составило 670 тыс. Надо сказать, что 2016 год стал прорывным с точки зрения предоставления телевизионных сервисов в HD-формате. Сегодня нашим абонентам доступно 20 HD-каналов из порядка 100 каналов, входящих в пакет. Мы готовы увеличивать количество таких каналов и стать оператором HD-вещания. Единственным сдерживающим фактором пока является довольно высокая стоимость HD-контента у правообладателей.

Учитывая рост потребления мультимедийных сервисов через мобильные устройства, мы разработали мобильное приложение iDTV Online, которое доступно для скачивания в AppStore и Google Play. Количество скачиваний и установок приложения достигло 155 тыс. В базовой версии представлено 30 бесплатных каналов, и мы наблюдаем рост популярности этого приложения.

Что касается одной из основных услуг «Казахтелекома» — iDNet, то с нынешнего года мы перешли на новую тарифную линейку и, не побоюсь этого слова, революционные скорости подключения. Подписчикам VIP-тарифов доступны услуги широкополосного доступа на скорости 300 Мбит/сек, 500 Мбит/сек и 1 Гбит/сек. В прошлом году новые тарифные планы прошли апробацию и тестирование, а уже в нынешнем году мы вышли на новый уровень предоставления услуг связи, заявив эти скорости как базовые, и включаем их в наши пакетные предложения.

— Исходя из сказанного, можно ли сделать вывод, что «Казахтелеком» проводит трансформацию компании в соответствии с глобальными трендами? В каком направлении, на Ваш взгляд, будет развиваться отрасль телекоммуникаций в ближайшие годы?

— Сегодня вся телекоммуникационная индустрия переходит из классического состояния, которое характеризуется понятием Telco 1.0, в состояние Telco 2.0. Это означает, что телекоммуникационный оператор не старается самостоятельно разрабатывать все услуги, поскольку при существующем уровне развития технологий для этого требуются огромные и всесторонние ресурсы. Если оператор видит, что у пользователя есть интерес к определенному контенту или продукту, гораздо выгоднее реализовать механизм партнерства, например, с агрегаторами контента или услуг, которые могут предоставить сервис и специализируются на данном виде деятельности. «Казахтелеком» также активно применяет данный механизм и предоставляет большой объем контента в партнерстве с крупнейшим онлайн-кинотеатром Megogo, и для наших абонентов стоимость доступа к контенту в несколько раз дешевле, чем напрямую от поставщика услуг. По аналогичному принципу мы предоставляем услуги аренды программного обеспечения: пользователь может заказать на требуемый период то или иное ПО — домашнюю или офисную бухгалтерию, CRM, антивирусные продукты и многое другое, выбрав необходимую опцию в личном кабинете. Механизм подписки довольно прост. При этом к оплате выставляется единый счет.

Такое сотрудничество выгодно нам, нашим партнерам — производителям контента, потому что позволяет донести большое количество продуктов до конечных пользователей, и нашим клиентам.

— В прошлом году завершилась сделка по объединению мобильного бизнеса «Казахтелекома» с торговой маркой Altel 4G с «Tele2 Казахстан». Как Вы оцениваете результаты работы объединенной компании? За счет чего намерены конкурировать с другими участниками рынка в условиях физического насыщения рынка, многообразия ценовых предложений и того, что доступ к 4G перестал быть вашей «фишкой»?

— Для абонентов, которые являются одновременно пользователями «Казахтелекома» и объединенной компании Altel и Tele2, компания предлагает услуги фиксированной и мобильной конвергенции. По условиям этого предложения пользователь, оплатив услуги в конце месяца (к слову, «Казахтелеком» — единственный оператор, работающий по схеме post-paid), получает, что называется, из одних рук услуги фиксированной и мобильной связи. Мы даем более выгодное предложение чем операторы мобильной связи,

предлагая уникальный удобный продукт, учитывающий потребности среднестатистического пользователя. Нам важно предоставлять пользователям полный пакет услуг, включающий телефонную связь, высокоскоростной интернет, телевидение, мобильную связь, развлечения, решение для родительского контроля и для защиты компьютера. Кстати, совместно с «Лабораторией Касперского» мы предложили продукт, обеспечивающий защиту устройств компьютера, смартфона, планшета от кибермошенничества и вирусной угрозы, который очень востребован на сегодняшний день. За короткое время количество пользователей, которые перевели свое интернет-подключение на защищенный режим, достигло более 50 тыс. Наш интернет теперь надежен и безопасен по умолчанию — мы хотим, чтобы все наши пользователи имели возможность использовать предлагаемые нами инструменты защиты как конечных устройств, так и соединения с сетью интернет. Опыт показывает, что когда пользователь подключает у одного оператора три услуги и более, угроза того, что он уйдет к конкурентам или откажется от каких-то услуг, уменьшается в геометрической прогрессии. В настоящее время мы предлагаем своим абонентам законченные решения, которые удовлетворяют большинство их потребностей в инфокоммуникационных услугах, развлечении, мобильной связи, безопасности.

— Представители телекоммуникационной индустрии сегодня все более активно осваивают рынок FinTech-услуг, и «Казахтелеком» не исключение. Насколько перспективным применительно к казахстанской экономике представляется вам это направление? Каких результатов удалось добиться компании в сегменте FinTech и с какими направлениями вы связываете наиболее оптимистичные ожидания?

— Начиная с прошлого года мы изучаем направление электронной коммерции. В маркетинге существует понятие встроенных коммуникаций, когда приобретение определенных сервисов подразумевает покупку сопутствующих товаров или услуг. Если, например, человек подключил дома высокоскоростной интернет, то с большой долей вероятности ему потребуется новый компьютер или планшет, а покупка телевизора с поддержкой формата HD приведет к потребности в соответствующем контенте. Компании также, безусловно, необходим выход на рынок электронной коммерции и использование электронных каналов продаж для продвижения не только собственных продуктов, но и продуктов и услуг наших партнеров. Мы планируем сделать это в текущем году. Сейчас идет активная разработка портала, необходимых процессов, настройка соответствующих коммуникаций с партнерами, осуществляющими продажи, а также интеграция с банками. В активе нашей компании база более чем в 3 млн домохозяйств. То есть фактически мы имеем возможность общаться и коммуницировать почти с 10 млн жителей Казахстана. У каждого из них свои потребности в товарах и услугах. Это огромный ресурс, и через интерфейс «Казахтелекома» мы можем организовать доступ пользователей к товарам, а производителей товаров и услуг — к потенциальным покупателям. Более того, мы планируем предоставить всем нашим пользователям максимально удобный механизм электронной оплаты услуг и товаров, соответствующие инструменты мы также намерены предложить потребителям в этом году. Таким образом, выполняя свою первостепенную задачу — связывать пользователей в информационные сети, мы делаем еще один шаг вперед — становимся платформой для их дальнейшего взаимодействия — платформой электронных и финансовых услуг.

— Одним из самых востребованных направлений телекоммуникационной индустрии ближайшего будущего является интернет вещей и М2М. В каких сферах «Казахтелеком» готов представить свои предложения?

— По факту М2М в Казахстане уже стал массовым. Подключаемые к сети контрольно-кассовые машины сегодня работают в онлайн-режиме и фактически представляют собой уникальную транзакционную М2М-сеть. По сути, «Казахтелеком» стал транзакционным оператором и предоставляет сервисы в В2В-сегменте для осуществления передачи фискальных данных. На сегодняшний день к нашей сети подключено более 90 тыс. М2М-устройств.

В текущем году в областных центрах Казахстана планируется запуск проекта по организации системы видеонаблюдения в подъездах многоэтажных жилых домов. Видеокамеры будут снимать входные группы в подъездах и дворовые площадки перед ними и будут подключены к единой сети видеонаблюдения. Также они будут соединены с серверной платформой, задача которой — обеспечение удаленного доступа пользователей к видеопотокам с камер в режиме онлайн и формирование архива видеоданных. Жители подъездов смогут наблюдать за происходящим с мобильного приложения или веб-сайта платформы. Установка качественных, постоянно находящихся в режиме онлайн камер — мера, призванная снизить количество преступлений в многоэтажных жилых секторах городов, и по данному вопросу мы планируем развивать партнерство с органами правопорядка.

Кроме того, в этом году мы выводим на рынок новый сервис Smart Home, который будет доступен большинству пользователей фиксированного доступа к интернету. Пользователи смогут установить и подключить к сети домашние датчики: задымления, открытия и закрытия окон и дверей, сбора данных о перемещении, видеокамеры.

Наряду с этим в текущем году «Казахтелеком» начинает строительство специальной сети с низким энергопотреблением для сбора информации с М2М-приборов учета ресурсов. Сеть и датчики будут собирать информацию об объеме потребления коммунальных услуг. Это обеспечит прозрачность данных и точность их фиксации для дальнейшего расчета стоимости потребления, тестирование технологии уже ведется в пяти городах Казахстана.

— Какие события с начала года Вы можете отметить как знаковые для компании?

— Мы активно изучаем идею Fixed Wireless Access, освоение миллиметровых диапазонов mmWave, mmW, особенно c разработкой 5G NR и т. д. Основные возможные кейсы применения — это дублирование/дополнение своего проводного доступа с целью повышения надежности, дублирование/дополнение чужого проводного доступа, FWA «в чистом поле». Технология применима там, где по финансовым или по временным ограничениям подключение по оптике менее привлекательно. Также технологию можно применять не только для создания одиночных соединений, но и для организации сетевой инфраструктуры, например для подключения крупных бизнес-центров с дальнейшей внутренней кабельной разводкой, а также для подключения МСБ без внутренней кабельной разводки.

Недавно наша компания, в ходе визита Премьер-Министра РК Б. Сагинтаева в США, подписала меморандум с компанией Bridge West Group, которая владеет уникальными инновационными решениями в области беспроводных фиксированных сетей. Теперь мы совместно будем изучать возможности технологии использования миллиметровых частот в нелицензируемых и лицензируемых диапазонах.

— Какие ожидания у компании на 2017 год?

— 2017 год для «Казахтелекома» будет очень насыщенным, мы запланировали внедрение ряда инновационных продуктов для различных категорий пользователей. Мы развиваем наше сотрудничество с производителями контента, выводя на рынок совместный с компанией Wargaming продукт — подписка на премиум-аккаунты в игре World of Tanks в пакете с высокоскоростным интернетом от «Казахтелекома». Аудитория World of Tanks в Казахстане составляет порядка 100 тыс. пользователей, большая часть которых являются нашими клиентами. Высокая скорость интернета, минимальные задержки — так называемый низкий ping до установленных в нашем ЦОД в г. Павлодаре серверов World of Tanks, а также постоянные высокие бонусы в игре — то, что сейчас нужно рынку, и именно то, что мы как оператор можем обеспечить.

Это лишь одна из задач, которые мы поставили себе в текущем году. Кроме того, мы собираемся укреплять лидерство на образованном нами конвергентном рынке: обеспечивать все большее число казахстанцев и бизнес-организаций услугами фиксированно-мобильной конвергенции. Соответствующий уникальный для казахстанского рынка продукт для бизнеса будет выпущен в ближайшее время

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Тенгизшевройл разместила евробонды на $1,25 млрд

В Moody's считают, что компания будет наращивать долги в рамках проектов будущего расширения

Фото: Tengizchevroil

Для финансирования реализации проекта будущего расширения (ПБР) ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) 15 июля разместило два выпуска евробондов на $500 миллионов и $750 миллионов со ставкой вознаграждения 2,6% и 3,2% годовых. Датой погашения обозначены 15 августа 2025 и 2030 годов. Организаторами размещения выступили Bank of China, HSBC, IMI – Intesa Sanpaolo и J.P. Morgan.

Двумя днями ранее агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) подтвердило рейтинг Baa2 в отношении облигаций, выпущенных Tengizchevroil Finance Company International Ltd (TFCI). «Эмитент является компанией специального назначения, полностью принадлежащей ТОО «Тенгизшевройл», созданному для привлечения долга и передачи в долг поступлений ТШО», – сообщило Moody’s.

Выпуск ценных бумаг соответствует ожиданиям агентства о том, что ТШО будет регулярно наращивать долги в рамках проектов будущего расширения и управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД), реализуемых на месторождении Тенгиз.

Есть риски

В Moody’s считают, что дополнительный долг существенно не изменит кредитный профиль Тенгизшевройл, и что ее операционные показатели остаются высокими, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом.

В качестве положительных моментов агентство отмечает то, что ТШО имеет лицензионное соглашение с правительством Казахстана, предоставляющее ей исключительные права на добычу углеводородного сырья на Тенгизском и Королевском месторождениях до 2033 года. Кроме того, предприятие является важным источником денежных средств для его акционеров, в частности корпорации Chevron, имеющей рейтинг Aa2 стабильный, и правительства Казахстана, способных поддержать компанию.

Но и риски тоже есть. В Moody’s полагают, что в 2020 году из-за снижения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ доход ТШО будет существенно ниже, чем в прошлом году. Казахстан взял на себя обязательства сократить производство нефти на 390 тыс. баррелей в день в течение мая-июля этого года. По некоторым данным, ТШО согласилось снизить суточную добычу более чем на 100 тыс. баррелей. 

Помимо этого, еще не определены сроки возобновления строительных работ на ПБР. С начала вспышки коронавируса в марте этого года ТШО значительно сократила персонал на площадке, отмечает агентство. Многие некритические работы на проекте были приостановлены. Компания рассчитывает завершить ПБР к середине 2023 года, а ПУУД – к концу 2022-го. Поэтому повторный запуск строительства на Тенгизе планируется в течение этого года. Однако сроки обратной мобилизации зависят от ситуации с коронавирусом в республике и являются неопределенными. Длительные задержки с ремобилизацией сделают достижение целевой даты завершения в середине 2023 года более сложной задачей, констатируют эксперты.

Также в качестве рисков отмечается возможный рост стоимости транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). При этом Moody’s считает, что ТШО обладает достаточной ликвидностью, чтобы выдержать задержки с проектом расширения, и ожидает ограниченного влияния коронавируса на текущую добычу нефти.

Базовый сценарий Moody’s предполагает, что в 2020 году цены на нефть марки Brent в среднем составят $35 за баррель, а в следующем – вырастут до $45. В прошлом году средняя цена на Brent находилась в пределах $64 за баррель, поэтому агентство ожидает, что в 2020 и 2021 годах доходы компании значительно снизятся. «В настоящее время ТШО имеет непогашенный долг в размере около $7,5 млрд, в то время как верхний предел задолженности составляет $21,5 млрд, как указано в финансовых документах ТШО», – отмечает агентство. Аналитики агентства полагают, что даже при более низких доходах в этом и следующем годах компания сможет профинансировать оставшиеся капитальные затраты в размере $14 млрд за счет сочетания долговых и операционных денежных потоков без привлечения помощи акционеров.

Moody’s может понизить рейтинг облигаций, если капитальные затраты на проект расширения существенно возрастут или произойдет задержка в завершении ПБР – такое развитие ситуации намного снижает способность ТШО погасить долги в течение периода концессии. Также на рейтинг могут повлиять снижение поддержки со стороны Chevron или правительства Казахстана, низкие цены на нефть и плохие операционные показатели.

8-полоса_ТШО_карта-Казахстана.jpg

Пособия вместо зарплаты

В самой компании «Курсиву» ответили, что на сегодняшний день проект расширения завершен на 77% и что «ТШО предпринимает действия для безопасного выполнения ключевых мероприятий». Данные отчета компании о прошлогодних итогах показывают, что на конец 2019 года проект был завершен на 74%, и это значит, что за последние полгода реализация проекта продвинулась всего лишь на 3%.

Первый случай заболевания коронавирусом на Тенгизе был зарегистрирован 8 апреля. Через неделю компания приступила к эвакуации персонала с месторождения. Из-за приостановки работ сотни казахстанских и иностранных нефтесервисных компаний, около 25 тыс. работников, участвовавших в реализации проекта, были отправлены в вынужденный отпуск. «Сейчас все находятся в процессе ожидания. ТШО надеется в сентябре возобновить критические работы на ПБР», – рассказал Нурлан Жумагулов, генеральный директор «Союза нефтесервисных компаний Казахстана».
 
По его словам, до 23 июня «Тенгизшевройл» оплачивала компенсацию в размере среднемесячной заработной платы всем рабочим, находящимся на простое. Позже она предложила подрядчикам равномерно разделить оплату половины зарплаты работников, то есть 25% платит ТШО, 25% – работодатели. Но подрядчики отказались, сославшись на отсутствие денег. Тем не менее ТШО решила не оставлять рабочих совсем без денег и согласилась до сентября (до возобновления работ) платить им ежемесячные пособия в размере 42,5 тыс. тенге на человека.

Сейчас на Тенгизе трудятся 13,7 тыс. человек, включая персонал основного производства и работников ПБР и ПУУД.
С момента обнаружения первого больного по сегодняшний день среди работников месторождения зарегистрировано 3650 случаев заражения коронавирусом, из них 333 – среди работников ТШО. 2444 человека излечились от болезни. На месторождении на данный момент проходят лечение около 260 работников. Проведено более 49 тыс. тестов на наличие коронавируса. «Основное количество выявляемых на сегодняшний день случаев приходится на работников, которые проходят скрининг перед своей вахтой», – отметили в ТШО.

8-полоса_ТШО.jpg

В долг и на свои деньги

По данным КТК, за первое полугодие по трубопроводной системе было перекачано свыше 14,1 млн тонн тенгизской нефти, это на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нефтепровод является основным экспортным маршрутом ТШО и по нему транспортируется практически все добытое на Тенгизе сырье. Если учесть, что нынешние цены на нефть намного ниже прошлогодних, то прогноз Moody’s относительно прибыли компании по итогам 2020 года может подтвердиться.

Согласно данным консолидированной финансовой отчетности ТШО за 2019 год, опубликованной на сайте Комиссии США по ценным бумагам и биржам, чистая прибыль компании в прошлом году по сравнению с предыдущим сократилась почти на 17%, до $5,9 млрд, а общая выручка на 5,8%, до $16,3 млрд. При этом капитальные затраты превысили $10,2 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3%, и на 38,8% по сравнению с 2017 годом. То есть за последние три года «капексы» ТШО превысили $27,5 млрд.

Напомним, о принятии окончательного решения по финансированию ПБР и ПУУД акционеры компании объявили летом 2016 года. Тогда же стало известно, что стоимость проекта, реализация которой позволит увеличить годовую добычу нефти на 12 млн тонн (с 27 до 39 млн тонн), составит $36,8 млрд. Однако осенью прошлого года ТШО объявило об удорожании проекта более чем на 22%, до $45,2 млрд. Оператор месторождения объяснил это повышением стоимости инженерных и строительных работ. Но и эта цифра, скорее всего, не является финальной. Нурлан Жумагулов говорит, что окончательного бюджета по ПБР все еще нет.

В ТШО ответили изданию, что компания продолжает финансировать проект за счет операционного денежного потока и внешнего долга, но отказались уточнять подробности операции.

Согласно консолидированной финансовой отчетности компании, на начало 2020 года общая долгосрочная задолженность ТШО составляла $6,7 млрд, что на 67,5% больше, чем годом ранее. Из них самый большой долг у компании перед корпорацией Chevron – свыше $3,35 млрд.

Дело в том, что 27 июля 2016 год в целях привлечения средств для финансирования проекта будущего расширения TFCI выпустила облигации для институ­циональных инвесторов на $1 млрд и взяла кредит под залог в размере $2 млрд и $1 млрд у Chevron и ExxonMobil соответственно. Облигации и займы, имеющие процентную ставку 4% годовых, должны быть погашены в августе 2026 года.

Ранее в том же месяце TFCI открыла кредитную линию на $3 млрд от синдиката коммерческих банков, на $6 млрд – от Chevron, и $3 млрд – от ExxonMobil. Срок действия кредитной линии истекает в июле 2021 года, но по усмотрению товарищества может быть продлен еще на два года.

Как видно, финансирование проекта происходит за счет заемных средств, хоть и получены они в основном от двух основных акционеров. Казахстан, владеющий 20% предприятия, принимает участие в финансировании ПБР только через реинвестицию своей доли прибыли. Если в 2017–2018 годах ТШО перечислила своим акционерам в качестве дивидендов 1,4 млрд и 1,1 млрд соответственно, то в прошлом году не выплатила ничего.

Напомним, Chevron принадлежит 50% доли участия в ТШО, ExxonMobil – 25%, «КазМунайГаз» – 20%, российско-американскому СП «Lukarco» – 5%.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg