Coca Cola продолжит инвестировать в Казахстан

Опубликовано (обновлено )
Сегодня на развитие бизнеса в Казахстане компанией инвестировано около 250 млн долларов

Компания Coca Cola намерена продолжать инвестировать в производство в Казахстане в зависимости от динамики спроса в ближайшие годы. Об этом во время пресс-тура в Стамбул журналистам рассказал директор по корпоративным отношениям CCI Atilla Yerlikaya. На сегодняшний день на развитие бизнеса в Казахстане компанией инвестировано около 250 млн долларов. Последний транш инвестиций в сумме 80 млн долларов был потрачен на строительство завода в Астане.

Сегодня компания Coca Cola осуществляет свою деятельность в 200 странах мира, производит 4 из 5 наиболее популярных брендов в мире, обеспечивая около 700 тыс. рабочих мест.

При этом в каждом регионе Coca Cola является локальной компанией, контрольный пакет акций которой принадлежит местным акционерам. Так, в Казахстане на сегодняшний день существует три завода Coca Cola, принадлежащих компании CCI (Coca Cola Icecek), владельцем контрольного пакета акций (50,3%) которой является Anadolu Group. Непосредственно Coca Cola Company контролирует 20,1% акций, 3,7% принадлежит Ozgorkey, 25,9% акций находятся в свободном обращении и торгуются на фондовом рынке.

Всего CCI построила 25 заводов: 9 заводов в Турции, 6 в Пакистане, 3 завода в Казахстане и по одному заводу в странах: Азербайджан, Ирак, Иран, Сирия, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан.

Производственная мощность заводов составляет 1,5 млрд юнит кейсов (упаковка продукции объемом примерно в 5-6 литров) в год. Компания является 5-м боттлером в мире с объемом продаж – 1,2 млрд юнит кейсов в год в 10 странах. За 2015 год доход CCI составил $2,1 млрд, EBITDA – $314 млн.

Первый завод в Казахстане был открыт в 1994 году в г. Алматы, второй – в 2005 в п. Береке, в 2016 году в г. Астана открылся новый завод Coca Cola. По словам Atilla Yerlikaya завод в Астане не уступает по своим технологическим характеристикам заводам, функционирующим в Турции и других странах. «Это абсолютно высокотехнологичный завод, на сегодняшний день он оперирует с двумя линиями, но мы можем довести производство до 10 линий», — сказал он.

Всего за последние 10 лет компания CCI инвестировала в рынок Центральной Азии 500 млн долларов, из которых $250 млн было инвестировано в Казахстан.

Ставка на экологичность и инновации

По словам Atilla Yerlikaya, CCI является одной из самых «зеленых» производственных компаний, которая входит в рейтинг 100 компаний ООН как наиболее «зеленая» с точки зрения экологии и развития социальных программ. В регионе, в которой оперирует CCI, это единственная компания, которая вошла в этот список.

«Компания получила очень много наград от международных организаций, которые оценивают ее с точки зрения устойчивого развития. Для нашего потребителя очень важно качество продукции – поэтому для нас это является главным приоритетом», — добавил он.

Устойчивое развитие подразумевает приверженность определенным требованиям в бизнесе. Во-первых, это широкий ассортимент продукции. Компания производит 25 брендов в 8 категориях – это соки, вода, напитки различной калорийности.

«Во-вторых, для нас очень важно поддерживать рабочие места, мы обязаны сохранять трудовую безопасность на местах. В этом отношении у нас достаточно высокие требования», — говорит спикер.

Сегодня в Казахстане в Coca Cola работает около 700 человек. В силу того, что компания сотрудничает с дистрибьюторами, различными агентствами и другими компаниями, дополнительно создается еще 2 500 прямых и косвенных рабочих мест.

В-третьих, это инновации и экологичность. «На производство одного напитка уходит очень много ресурсов – ингредиенты, бутылка, этикетки, упаковка и т.д. Мы стараемся сделать наш продукт максимально экологически устойчивым с точки зрения правильного управления водными ресурсами и энергоресурсами. Поэтому у нас в системе существуют определенные требования к использованию воды. Оттого, что наша продукция на 90% состоит из воды, для нас очень важно сохранять водные источники и экономить воду на производстве. Соответственно, за 10 лет мы снизили показатели водопользования до 30% именно в Казахстане. Вы можете посмотреть другие страны, но Казахстан является одним из чемпионов в уменьшении использования воды в напитках», — говорит Atilla Yerlikaya.

За последние 10 лет компания CCI также снизила показатели потребления энергии на 44% благодаря программе по операционному совершенствованию. Кроме того, 93% всех отходов, которые образуются во время производства, перерабатываются.

CCI – первая компания в Турции, публично раскрывшая данные о выбросах парниковых газов в результате своей деятельности, также компания является лидером в проекте по раскрытию информации о выбросах углерода в Турции.

Социальные проекты и секрет Coca Cola

Помимо проектов в области «зеленых» технологий, CCI активно участвует в различных социальных проектах. Компания проводит один из самых крупных футбольных турниров в Казахстане – «Былгары доп» (Кожаный мяч), в котором сегодня участвует более 450 тыс. школьников из почти 5 000 школ. В 2015 году также был запущен проект «3,2,1 – старт!», направленный на развитие активного образа жизни в сельских округах.

В прошлом году CCI обеспечила спортивным инвентарем 19 сельских школ, провела обучение учителей новой методике преподавания физкультуры и различных видов спорта – легкой атлетики, волейбола, футбола и других.

«Также у нас есть проект по поддержке женщин – Coca Cola белестерi. Мы выделяем гранты на старт бизнеса в экологической сфере именно среди женщин. Около 5 000 женщин уже участвуют в этой программе, минимальный размер гранта составляет $10 000», — рассказывает Atilla Yerlikaya.

Стоит отметить, что экономический кризис, связанный с падением цен на энергоресурсы и наблюдаемый в основном в развивающихся странах слабо отразился на показателях компании. По словам Atilla Yerlikaya, спрос на продукцию CCI не уменьшился. Более того, за последние 5 лет объем продаж продукции в Казахстане увеличился в два раза.

«Несмотря на кризис, мы каждый год наблюдаем устойчивое отношение потребителя к нашей продукции. У нас есть показатели отношения к бренду, и мы видим, что отношение нашего постоянного потребителя не меняется», — говорит он.

По его словам, с точки зрения эффективности ведения бизнеса, казахстанский бизнес – наиболее устойчивый. В Казахстане созданы высокоэффективные производственные мощности, менеджмент и инженерные нововведения, что позволяет поддерживать производство на высоком уровне.

На традиционный вопрос – в чем секрет Coca Cola, представитель CCI отвечает, что как такого секретного ингредиента, который все хотят найти, нет. Все ингредиенты всегда указываются на упаковке продукции.

«Прежде чем начать производство, мы должны получить подтверждение у государственных органов, которые позволяют или не позволяют нам производить тот или иной напиток. Сказать о том, что там есть какие-то ингредиенты, которые неизвестны или вредны – нельзя, потому что все они разрешены государственными органами и глобальными в том числе контролирующими органами. Это как рецепт любого блюда – можно знать все ингредиенты, но не знать в какой пропорции и в какой именно момент они смешиваются. То есть секрет состоит именно в рецепте того, как эти ингредиенты смешиваются», — говорит директор по корпоративным отношениям CCI.

Представители компании считают, что у продукта Coca Cola достаточно большая история и менеджмент не видит смысла, чтобы противостоять каким-то негативным мифам о напитке.

В целом, компания намерена продолжать инвестировать в развитие инновационных технологий, позволяющих повышать эффективность производства и экономить ресурсы.

Читайте также