Фермеры Алматинской области оценили результат аграрного проекта

Опубликовано
Сельхозпроизводители Алматинской области этим летом вышли со своей продукцией в торговые сети южной столицы, а также внедрили технологии, позволившие повысить урожайность овощных культур

Сельхозпроизводители Алматинской области этим летом вышли со своей продукцией в торговые сети южной столицы, а также внедрили технологии, позволившие повысить урожайность овощных культур и увеличить период, на протяжении которого можно собирать хороший урожай. Все перечисленное выше пока удалось реализовать в ходе отдельно взятого пилотного проекта, но его участники считают, что и у аграрного сектора, и у бизнеса достаточно ресурсов, чтобы распространить этот опыт в масштабах региона и за его пределами.

Проект «Фермеры Чилика» реализуется в Енбекшиказахском районе Алматинской области с 2014 года силами общественной организации «Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района» при поддержке компании «Филип Моррис Казахстан». Целевой аудиторией проекта являются мелкие фермеры, а задачи, которые поставили перед собой и участниками организаторы, связаны с повышением урожайности овощей, улучшением их потребительских качеств, а также поиском новых каналов сбыта.

Сезонная индустрия

На производстве овощей в Казахстане специализируются главным образом Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская область – регионы, климатические условия которых лучше всего подходят для выращивания овощей. Как отмечают эксперты, одной из отличительных особенностей казахстанского овощеводства является выраженный сезонный характер – ранние овощи на алматинские прилавки, например, привозят либо из дальнего и ближнего зарубежья, либо из Южного Казахстана, соответственно, и цены на огурцы, помидоры и прочие дары природы держатся вплоть до той поры, когда наступает время местных овощей. На эту особенность обратили внимание эксперты, курировавшие проект «Фермеры Чилика».

«Мы проанализировали график ценообразования за год и увидели, что цены на помидоры, например, держатся на высоком уровне до конца июля. В конце июля все фермеры одновременно собирают урожай, и цены снижаются. А примерно с 1 октября, когда урожай собран, цены опять идут вверх. Поэтому мы определили две цели. Первая заключалась в том, чтобы научить сельхозпроизводителей, участвовавших в проекте, получать в течение сезона не один урожай, а несколько, чтобы люди могли продавать овощи в сезон высоких цен и получать дополнительный заработок. Вторая цель касалась увеличения урожайности в целом», – рассказал профессор университета Флориды Стюарт Сноусон.

В рамках проекта на полях у фермеров и на демо-площадке агробизнесцентра были внедрены такие методики, как правильная посадка овощей на поле, испытания перспективных сортов овощей, правильное применение удобрений, выращивание рассады в кассетах, использование капельного орошения. В результате удалось получить более ранний и высокий урожай.

По мнению экспертов, для того, чтобы закрыть дефицит овощей в межсезонье, казахстанским производителям овощей следует осваивать современные тепличные технологии. На мировом рынке тренд к переходу с выращивания овощей в открытом грунте на выращивание в теплицах достаточно давно наблюдается даже в странах с хорошими условиями для земледелия: развитие тепличного производства позволяет увеличить объемы продукции. В масштабах рынка в целом инициативы реализуются при поддержке государства.

Один из участников проекта, Ролан Ибрагимов из крестьянского хозяйства «Расул», рассказал о собственном опыте. «В прошлом году мы высадили томаты на 30 сотках на полях, а в этом – в теплице возле дома, на двух сотках. В результате получили более высокий урожай, и поскольку первые овощи собрали раньше, чем обычно, то и продали их дороже. А последний урожай соберем в конце ноября. На следующий год расширим площадь под теплицы, поставим еще одну на шесть соток», – сообщил фермер.

Логистическая цепочка

Традиционно одним из самых болезненных для отечественных фермеров был вопрос логистики. Участники аграрного проекта смогли решить его, наладив поставки овощей в одну из розничных сетей, но этот опыт – скорее исключение, хотя исполнительный директор «Фонда местных сообществ Енбекшиказахского района» Бакытгуль Ельчибаева считает, что сети могли бы поддержать местных фермеров, а последние своими силами успешно могут наладить логистику.

«Так получилось, что сеть «Арзан» оказалась единственной предложившей нам свою площадку, а мы поначалу не были готовы охватить большие объемы реализации. В этом году мы удвоили продажи в данной сети, расширили ассортимент и при этом реализовали только треть собранных овощей. Так что, теоретически сейчас есть возможность организовать еще одну логистическую цепочку, но другие розничные сети пока не выходят на контакт. Возможно, есть нюансы, которые пока не позволяют сделать это. Все-таки торговые сети работают с поставщиками, которые завозят большие объемы продукции, в том числе из-за рубежа, и она может лежать неделями и месяцами. А свежая фермерская продукция должна быть поставлена и реализована день в день, она лежать не будет», – говорит Бакытгуль Ельчибаева.

Что касается возможности распространения опыта «Фермеров Чилика» на другие регионы, то с одной стороны, очевидно, что участники проекта находились в более выгодных условиях, в том числе и потому, что получили бесплатную поддержку экспертов и компаний, чья деятельность завязана на аграрный сектор. Большинству фермеров такой помощи ждать неоткуда. С другой стороны, утверждают представители «Фонда местных сообществ Енбекшиказахского района», многие поставщики удобрений и семян на первых порах готовы оказывать бесплатную спонсорскую помощь, чтобы апробировать свою продукцию, но мелкие фермеры не знают об этом. Получается, что фермеры живут своей жизнью, а структуры, связанные с агропромышленным комплексом, – своей. Если государство и бизнес дадут возможность заинтересованным сторонам встретиться друг с другом и начать совместную работу, в выигрыше окажутся как отрасль, так и потребители.

Читайте также