Виталий Несис: «В ближайшие 2-3 года увидим $1500 за унцию»

Опубликовано
О своем видении рынка золота, а также планах на будущее рассказал «Къ» главный исполнительный директор Polymetal International Виталий Несис

На минувшей неделе в Астане прошел VII Международный конгресс «Astana Mining & Metallurgy». Мероприятие выступает не только площадкой для налаживания бизнес-связей и обмена опытом, но и обсуждения перспектив горно-металлургической отрасли. О своем видении рынка золота, а также планах на будущее рассказал «Къ» главный исполнительный директор Polymetal International Виталий Несис.

— Здравствуйте, Виталий Натанович! Недавно Министерство по инвестициям и развитию Казахстана отменило аукцион по продаже прав недропользования. Причина – недостаточное количество поданных заявок. Планировал ли Polymetal участвовать в нем? И рассматривает ли компания варианты приобретения участков под разведку, а не добычу?

— Да, такие варианты, несомненно, рассматриваем. Наши интересы в основном сконцентрированы в тех регионах, в которых уже есть активы. Это Костанайская область, и та часть Восточно-Казахстанской области, где расположено месторождение Кызыл. Поэтому варианты, выставленные на аукцион, а они были локализованы в основном в Центральном Казахстане, нас не заинтересовали. Плюс это были преимущественно активы полиметаллического типа, а не золотого, который является нашей специализацией. Но, в целом, это очень правильный формат. И насколько я знаю, в перечень потенциальных объектов для будущих аукционов будет попадать больше золотых площадей. Мы, конечно, рассмотрим возможность участия.

— Не так давно Polymetal объявил о приобретении месторождения Комаровское в Казахстане. Как идет процесс закрытия сделки?

— Мы уже получили согласование компетентного органа. Ждем разрешение антимонопольной службы.

— Сохраняются ли планы по переоценке рудных запасов месторождения в текущем году?

— Мы почти закончили переоценку. Когда закроем сделку, опубликуем данные по запасам.

— Решен ли вопрос с финансированием проекта Кызыл? Можете назвать предполагаемого кредитора?

— Достигнуто принципиальное соглашение со Сбербанком о предоставлении длинных кредитных денег конкретно под проект. Сумма около $350 млн.

— Есть ли уже определенность, где будет идти переработка концентрата с Кызыла и аффинаж?

— Мы планируем производить два вида концентрата. Назовем его условно «хороший» и «плохой». «Хороший» концентрат будем перерабатывать на собственных мощностях в России, а сплав Доре, полученный из него, вернется на аффинаж в Казахстан. «Плохой» концентрат продадим в Китай. Когда я говорю «плохой», речь о материале с высоким содержанием мышьяка, то есть он менее экологичный.

— Не могли бы назвать примерное соотношение «хорошего» и «плохого» концентрата?

— 50-60% золота будет в «хорошем» концентрате. Это то, что вернется в Казахстан. И примерно 40-50% в «плохом». Эта часть уйдет в Китай.

— Есть ли предварительные договоренности по offtake поставкам с Кызыла в Китай?

— Еще в начале года мы объявили, что начали работать со старой рудой, которая осталась на Кызыле с 90-х годов. Отправили ее на стороннюю фабрику, произвели концентрат и успешно продали его в КНР. В результате получили твердые предложения по off-take, основанные не на лабораторных образцах по 5-10 кг, а на внушительных промышленных лотах. Условия отличные, даже лучше, чем мы закладывали в банковское ТЭО. Так что с off-take проблем не будет. Равно как не будет проблем с переработкой концентрата на наших собственных мощностях в Хабаровском крае, так как технологическое тестирование дало весьма высокие результаты.

— Начаты ли строительные работы на месторождении Кызыл?

— Сейчас в основном идет строительство внешней инфраструктуры: объездной дороги, угольной котельной, главной понизительной подстанции, водовода. Готовим площадку для обогатительной фабрики, сдали проект ГОКа на экспертизу и ждем положительный ответ в ближайшие два месяца. К горным работам приступили весной. В целом, все по графику.

— Ведутся ли переговоры о приобретениях в России, Казахстане и Армении?

— Polymetal всегда был достаточно активен в вопросе приобретения активов. Мы рассматриваем много вариантов, но большинство не нравится. По тем же, которые подходят, к сожалению, не всегда удается договориться. Однако в настоящее время смотрим активы во всех названных странах.

— Планирует ли компания участвовать в так называемом «Золотом поясе Шелкового пути»? Обсуждаете ли возможность участия китайского капитала в реализации проектов, в том числе в Казахстане?

— Здесь все зависит от аппетита потенциальных китайских партнеров к инвестициям в золотодобычу. После падения цен в 2013-2014 годах он у них существенно сократился. Но если вернется, конечно, мы открыты к сотрудничеству. У работы с инвесторами из КНР есть очевидные преимущества: длинные дешевые деньги, возможность географической экспансии в новые страны. Но пока явного интереса, по крайней мере, мы, Polymetal, не ощущаем.

— Какой у Polymetal прогноз относительно цен на золото в кратко- и среднесрочной перспективе?

— Бюджет этого года сверстан при $1 100 за унцию — достаточно консервативный прогноз. Среднесрочное видение – $1 250 за унцию.

— Какое влияние на рынок золота могут иметь обсуждаемое повышение ставки со стороны ФРС США, президентские выборы в Штатах?

— В день объявления о повышении ставки эффект будет серьезным. Но потом все сойдет на нет и очень быстро. Это будет «бумажный тигр». Считаю, что определяющее влияние на рынок золота окажут два фактора. Во-первых, с точки зрения спроса, общее ощущение стабильности в мире. Это и возможный выход Великобритании из Евросоюза, и президентские выборы в США, и угроза терактов в Европе и на Ближнем Востоке. Во-вторых, сокращение объемов производства в мире. Многие аналитики согласны, что пик добычи золота пройден в 2015 году, и дальше производство начнет падать. Соответственно возникнет некоторый физический дефицит металла, что положительно повлияет на цену. В ближайшие 2-3 года однозначно увидим $1500 за унцию.

— Есть прогнозы, что мировые запасы золота иссякнут через 20-25 лет. Как в Polymetal смотрят на них?

— Важно понимать, что это прогноз на основе известных запасов и при текущих технологиях добычи. Но думать о будущем, разумеется, нужно уже сейчас: инвестировать в геологоразведку, открывать новые месторождения, которые позволят производить золото и тогда, когда известные запасы истощатся. Нужно формировать сырьевую базу будущего, и это справедливая стратегия почти для всех сырьевых товаров, как на корпоративном, так и на государственном уровне. Именно поэтому мы подписали стратегическое соглашение с «Казгеологией». Будем вместе искать новые месторождения.

— Не так давно Игорь Финогенов, президент Polymetal, стал членом Совета иностранных инвесторов при президенте РК. Какие выгоды ожидаете от участия в нем?

— Прежде всего, это эффективный канал коммуникации с государственной властью. Экономика Казахстана большая, инвестпроектов много. Поэтому очень важно, чтобы государство знало, что и как инвесторы делают, какие у них сложности. Совет иностранных инвесторов дает возможность рассказать об этом в режиме прямого диалога.

Читайте также