Радио NE.FM готовится к вещанию в России и других странах СНГ

Опубликовано (обновлено )
Редакция решила узнать, как обстоят дела у первооткрывателей онлайн-радио для казахстанских меломанов, появились ли у них серьезные конкуренты и что они намерены предпринять для последующего развития своего проекта. С такими вопросами мы обратились к соучредителю проекта Нуркену Халыкбергену.

В 2014 «Къ» опубликовало интервью с создателями первой в Казахстане интернет-радиостанции NE.FM. В то время проект только вставал на ноги, а его продюсеры строили смелые планы на будущее. Теперь, спустя почти два года, редакция решила узнать, как обстоят дела у первооткрывателей онлайн-радио для казахстанских меломанов, появились ли у них серьезные конкуренты и что они намерены предпринять для последующего развития своего проекта. С такими вопросами мы обратились к соучредителю проекта Нуркену Халыкбергену.

– Нуркен, расскажите, откуда пришла идея создания радиостанции такого формата?

– Небольшая предыстория. Я работаю в телекоме с 2006 года, мой партнер Асет Тусумбаев около десяти лет. В 2006 году мне довелось побывать в Таджикистане, в стране, которая была своеобразной технологической площадкой, где «обкатывались» различные новые технологии большой тройкой сотовых операторов СНГ (Мегафон, МТС и Beeline). Во время той поездки я увидел, как работает настоящий высокоскоростной интернет. На меня большое впечатление произвел тот факт, что многие не скачивали музыку из интернета, как это было принято у нас, а слушали ее прямо в сети. Идея того, чтобы использовать такие технологии в нашей стране, мне понравилась, но, задумавшись о ценовой составляющей, я понял, что для казахстанского рынка это было нецелесообразно. Возможность реализации этой идеи возникла гораздо позже – в 2011–2012 годах благодаря снижению стоимости мобильного интернета. И только в 2013 году мы обратились к двум, не побоюсь этого слова, профессионалам – Нурбергену Махамбетову и Нариману Исенову и предложили им создать онлайн-радиостанцию Ne.FM. Именно они продумали концепцию радио. Мы же с Асетом взяли на себя ответственность за технологическую часть. В 2014 году зазвучал наш первый поток, и через некоторое время у нас появились постоянные слушатели со всего Казахстана.

– В 2014 году вы озвучили сумму инвестиций, которая понадобилась для запуска проекта. Это примерно 3,5 – 4 млн тенге. На что была потрачена эта сумма?

У нашего проекта несколько статей расходов, в числе которых как операционные, так и разовые капитальные вложения. К операционным расходам относятся авторские отчисления и фонд оплаты труда. К разовым относятся покупка фонотеки и лицензии на программное обеспечение, оборудование для тон-студии и приобретение домена. В целом больших затрат не понадобилось по причине того, что радио такого формата не предполагает покупку антенн, передатчиков, фиддеров и прочего дорогостоящего оборудования, необходимого для традиционного радио.

– Сколько человек работает в вашей команде на данный момент?

– 11 человек.

– Какие методы вы используете для того, чтобы привлечь слушателей?

– На самом деле методов много. К примеру, одним из наших общих увлечений c Асетом является игра World of Tanks, мы поняли, что систему геймефикации можно применить и в случае с радио. А заключается она в том, что при регистрации на нашем сайте и получении учетной записи, вы получаете возможность заработать определенное количество баллов за количество потраченных на прослушивание часов. Далее, набрав энное количество баллов за месяц, вы имеете право попасть в розыгрыш, где с помощью специального сервиса random.org вы можете выиграть ценные призы от наших партнеров. Как правило, это гаджеты, путевки за границу, билеты на концерты и т.д. В прошлом году на призы мы потратили примерно 20 млн тенге. Это позволило нам увеличить число слушателей в 22 раза.

Если говорить о маркетинговой составляющей, которая служит основным источником монетизации любой радиостанции, то здесь тоже есть несколько выигрышных моментов. Система, которая на данный момент находится в разработке, – это внедрение адресной рекламы, которая будет доноситься до слушателя согласно половым признакам, возрасту и географическому местонахождению. Ведь благодаря учетным записям мы знаем о наших постоянных слушателях все, что нам необходимо знать. К тому же мы не уверяем всех, что «каждый пятый включает радио, а остальные четверо слушают». Мы четко видим, на каком устройстве нас слушали, сколько времени нам уделили, сколько рекламных спотов захватил слушатель, что показывает аналитика поисковых систем в отношении этого слушателя. То есть мы можем сказать, что в отличие от аналогового радио со статистикой у нас проблем нет.

– Что вы делаете для того, чтобы популяризировать ваш проект?

– В отличие от всех других проектов мы до сих пор не вкладывались в его раскрутку. То есть никак не продвигали его, не рекламировали.

– Были ли случаи долгосрочного сотрудничества с казахстанскими компаниями?

– В 2015 году у нас был эксклюзивный контракт с компанией «Кселл». Это сотрудничество заключалось в том, что сотовый оператор предоставлял своим клиентам бесплатный доступ к прослушиванию нашей радиостанции. Благодаря этому, только за 2015 год количество слушателей увеличилось в два раза. Честно сказать, были случаи, когда наши серверы просто отказывались работать из-за наплыва слушателей.

– А что касается контента?

– Радио – это место, где люди, которые благодаря своему вкусу и своим знаниям правильно подбирают плей-лист и дают вам самый главный ответ на вопрос «Что дальше?». Мы стараемся следовать этому правилу, чтобы у слушателя не возникало желания переключиться на что-то другое.

К тому же мы не остановились только на музыке одного направления, как это делают другие радиостанции. Мы можем предложить слушателю музыку различных стилей, достаточно выбрать одно из направлений.

С нами сейчас заключило договор Британское сообщество, которое предоставляет нам свои передачи. У нас играют более двадцати резидентов – это известные диджеи, которые сейчас находятся на пике популярности. К тому же мы становимся своеобразным радиоагрегатором. Помимо нашего радиопотока, мы даем возможность слушать другие радиостанции на своем сайте. По сути, мы прививаем вкус к хорошей музыке.

– Вы уже определились с целевой аудиторией?

– Конечно. Это слушатели 25–35 лет. В основном наши слушатели проживают в Алматы и Астане, также значительная аудитория приходится на Шымкент и Караганду.

– А если говорить о количестве активных слушателей?

– Общее количество только зарегистрированных пользователей «перевалило» за 40 000 человек. И если стандартное радио может похвастаться 3–4 часами слушания в неделю, то мы можем похвастаться 3–4 сессиями по 40 минут в сутки. Итого, один слушатель уделяет нам около 14 часов в неделю. В 6–7 часов утра начинается слушание, на пик оно выходит к 9 часам утра, когда люди приходят на работу. В обеденное время наступает небольшой спад. Второй пик приходится на время с 15:00 до 18:00, и третий пик приходится на время с 21:00 до полуночи.

– Можете озвучить планы на ближайшее время?

Сейчас мы подписываем договор о дальнейшем инвестировании проекта, занимаемся доработкой собственной биллинговой системы с учетом геймефикации, чтобы избежать мошенничества по набиранию баллов. Мы также занимаемся разработкой обновленного мобильного приложения для IOS и Android.

В первой половине 2016 года мы выходим на российский рынок. Мы хотим отработать все свои шероховатости, понимая ментальность нашей аудитории. Сейчас мы решаем проблемы с правовой и технической точки зрения. Ближе к лету мы определимся с командой, которая будет заниматься реализацией проекта в России. Также очень большой интерес наша работа вызывает у украинских слушателей и даже европейских, которые пока что попадают на наш сайт случайно.

Очень хочется захватить не только B2C, но и B2B рынок. Рекламодателей интересует уже не только охват, но и качество и нестандартные приемы. Возможно, дальнейшее расширение будет зависить от того, как пойдут дела в России, потому что на нас уже выходили ребята из Азербайджана, они выразили желание запустить похожий сайт по франшизе. Сейчас они ведут переговоры с рекламодателями о том, насколько им это будет интересно.

– Кто на рынке Казахстана может составить вам конкуренцию?

— Если говорить совсем уж честно, то я считаю, что конкурентов у нас нет ни в Казахстане, ни в России. Поэтому если все сложится удачно, одной Россией мы точно не ограничимся.

Читайте также