12554 просмотра
12554 просмотра

Сервисы по установке ГБО: выхлоп есть

Владельцы сервисов по установке на авто газобалонного оборудования предрекают активное развитие рынка

Сервисы по установке ГБО: выхлоп есть

Сервисы по установке ГБО: выхлоп есть

За минувший год в Алматы открылось с десяток станций, устанавливающих на авто газобалонное оборудование (ГБО). Владельцы сервисов предрекают активное развитие рынка, обращая внимание не только на увеличение спроса, но и на появление соответствующей инфраструктуры. Начиная с 2013 года, количество газовых заправок в городе выросло в пять раз с 14 до 72.

Директор Gazamir-Pro Амир Урисов рассказал «Къ», что несколько лет назад его бизнес начинался с переоборудования 7 автомобилей в месяц, а сегодня, этот показатель возрос в семь раз. Он объясняет, что газомоторного транспорта на дорогах становится все больше из-за ухудшения экономической ситуации в стране и повышения цен на бензин. Значительный интерес к переходу на газ проявляет как население, так и коммерческие перевозчики, для которых даже 5% экономия считается большим достижением.

«В данном случае, экономия денежных средств составляет около 50%. Соответственно, коммерческий транспорт, чтобы выживать в конкурентной борьбе, массово переходит на экологический и более экономичный вид топлива. Кстати, за последние 10 лет, рынок газомоторных автомобилей в мире увеличился в 17 раз», - поделился информацией Амир Урисов.

Директор сервиса Italian Gas Systems (IGS) Роман Шовкопляс привел свои расчеты - при среднем пробеге автомобиля, ежемесячная экономия при установке ГБО составляет 20-25 тысяч тенге в месяц. При большем пробеге, экономия еще более возрастает. В нынешнее кризисное время, когда бюджеты домохозяйств сократились почти в два раза, это существенная помощь.

«Битопливников» все больше

О росте рынка ГБО в Алматы свидетельствуют и официальные данные. Как сообщил заместитель начальника УАД ДВД города Алматы полковник полиции Жандос Мураталиев, за год количество автотранспорта со смешанным типом топлива в городе выросло с 2425 до 4038 единиц. На всякий случай поясним, что после переоборудования машины становятся битопливными, а не чисто газовыми, так как для запуска двигателя им все равно требуется некоторое количество бензина. Возвращаясь к статистике, также стоит отметить, что с 479 822 до 487 620 единиц увеличилось и число машин на бензине. Менеджер проекта ПРООН-ГЭФ “Устойчивый транспорт Алматы” Елена Ерзакович предполагает, что это может быть связано с массовыми покупками дешевых авто в России сразу после девальвации рубля.

Генеральный директор сервиса IGS оценивает рынок Алматы и области в 500 тысяч автомобилей, которые потенциально можно перевести на газ.Остальные либо не подлежат переоборудованию, либо подпадают под категорию малолитражного транспорта, либо на них уже установлено ГБО. При этом он отмечает, что официальная статистика не отражает полной картины, потому что на рынке действуют и кустарные сервисы, которые или совсем не выдают документы для регистрации ГБО, или выдают поддельные документы. Таких, по его словам, может быть примерно 20%. Поэтому, машин со смешанным типом топлива в Алматы несколько больше, чем говорят официальные данные.

Сервис Italian Gas Systems появился на рынке Алматы в июле прошлого года. В августе на станции было переоборудовано 5 машин, и с тех пор, ежемесячно шел прирост клиентов. Спад наблюдался только в новогодние праздники. В феврале сервис планирует выйти на показатель в 60 обслуженных машин, и затем в течение года довести его до 500 машин за счет развития сети.

«На сегодняшний день мы переоборудовали чуть более сотни машин. По статистики, доминируют у нас японские и корейские автомобили, растет количество российских машин. Прежде всего, это «Лады» и «Газели». Средний возраст машины в Алматы составляет 11 лет, поэтому в данный момент мы специализируемся на установке ГБО четвертого поколения для инжекторных авто. Немецкие машины более дорогие, новые модели оснащены системами непосредственного впрыска топлива и требуют ГБО пятого поколения, мы пока ими не занимаемся» - пояснил владелец сервиса.

Бизнес прибылен, но требует ответственности

По словам директора Gazamir-Pro Амира Урисова, бизнес по установке ГБО генерирует достаточно хорошую прибыль, так как потенциальных клиентов очень много, но требует большой ответственности. На начальном этапе в дело необходимо вложить от 5 до 7 млн тенге на приобретение качественного оборудования, включая подъемник, газоотвод, газоанализатор и так далее. Кустарные сервисы, конечно, обходятся гораздо меньшими затратами. И в дальнейшем, снижают стоимость услуг за счет исключения элементов, отвечающих за безопасность.

В свою очередь, Роман Шовкопляс оценивает доходность своего бизнеса в 20-30%. Остальные 70%, по его словам, уходят в расходную часть. Несмотря на усиливающую конкуренцию, собеседник «Къ» отметил, что на рынке совсем не тесно, и у каждого есть свой клиент. А те, кто стремится получить быструю прибыль, предлагая дешевое низкокачественное оборудование, как правило, приходят ненадолго. С первого июля по сегодняшний день Italian Gas Systems обслужил 109 машин на сумму 23 040 700 тг.

Перевести машину на газ в лицензированных сервисах Алматы стоит от 750 до 1500 долларов. Еще, 15 000-17000 тенге водителю нужно заплатить за оформление документов. Из-за достаточной дороговизны услуги многие автомобилисты в Казахстане предпочитают устанавливать ГБО в рассрочку. К примеру, среди обращающихся в IGS, таких примерно 50%.

В свою очередь, Амир Урисов обращает внимание на то, что в Казахстане оформить документы для эксплуатации газового оборудования стоит почти в 10 раз дороже, чем в соседних странах. Там при переводе на тенге за регистрацию взимается не более 2000 тенге. По его словам, в целом государство не предпринимает особо никаких мер для того, чтобы сделать рынок более цивилизованным.

«По-хорошему, государство должно стимулировать перевод автомобилей на газ, упрощая процедуру оформления и ужесточая требования к установщикам. У нас же все делают наоборот. Принцип одного окна не работает. Для того чтобы начать заниматься ГБО, достаточно просто открыть ИП. В итоге, оборудование устанавливают люди без квалификации, без доступа к работе с газом», - прокомментировал ситуацию директор Gazamir-Pro.

Пропан-бутан побеждает

На сегодняшний день под рынком ГБО Алматы и области в большей степени следует подразумевать пропано-бутановое направление, и даже соотношение пропано-бутановых и метановых автозаправочных станций в городе составляет примерно 25 к 1. Отчасти поэтому цена пропано-бутаной смеси в 2015 году снизилась до 48-52 тенге за литр, а метан остается на уровне 59 тенге за литр. Кроме того, оборудование для пропана-бутана обходится водителям дешевле.

Если же говорить об экологической составляющей, то метан намного чище. Но в нынешней ситуации, когда Алматы задыхается в выхлопах бензинового транспорта, делать на это акцент было бы неправильно.

«Метан, конечно, является самым экологичным топливом, более чистым, чем пропан-бутан, не говоря уже о бензине. Но по ряду факторов пока побеждает пропан, который и стоит дешевле. Это объясняется тем, что в Южном Казахстане используется природный газ, импортируемый из Узбекистана. Как только до Алматы дотянут трубы исюда пойдет казахстанский природный газ, ситуация начнет быстро меняться. Тогда метан станет дешевле метана. И количество метановых заправок тоже будет расти. Будущее за метаном, но для этого нужно изменить государственную политику, привлечь инвестиции в строительство заправочных станций», - объяснил директор IGS.

Директор сервиса Gazamir-Pro Амир Урисов добавил, что при сравнении с современным автомобилем 2015 года, который соответствует стандарту евро-4, пропано-бутановая смесь будет чище бензина на 20-25%, а метан на 40-45%. Если же брать автомобиль десятилетнего возраста и старше, коих в Алматы большинство, то экологичность пропан-бутана будет выше бензина в три раза.

Правда, Роман Шовкопляс отметил, что большинство алмаатинцев, пока, к сожалению, более побуждает перейти на ГБО экономическая составляющая.

«Из ста опрощенных нами клиентов, только 3 ответили, что перешли из-за экологии. Хотелось бы, чтобы сознание людей изменилось, и они думали не только о деньгах, но и том месте, где они живут, чем дышат их родные и близкие. Мы стараемся проводить пропаганду ГБО, как решение очень большой проблемы в Алматы со смогом.Единственный способ очистить город – это сократить выбросы, перевести автомобили на более чистый газ», - заключил владелец сервиса.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер