Киноиндустрия становится прозрачнее

Опубликовано
Киноиндустрия Казахстана в сравнении с другими развлекательными отраслями чувствует себя весьма стабильно: в целом она становится более цивилизованной при том, что уровень кинопотребления неуклонно растет. По данным 2015 года в нашей стране зарегистрировано 63 кинотеатра и 242 зала. Если сравнивать с Россией и Америкой – киноплощадок в Казахстане все еще не так много, а если сравнивать с другими странами СНГ – вполне достаточно. При этом в наступившем году ожидается появление новых игроков в индустрии и открытие еще трех многозальных кинотеатров.

Киноиндустрия Казахстана в сравнении с другими развлекательными отраслями чувствует себя весьма стабильно: в целом она становится более цивилизованной при том, что уровень кинопотребления неуклонно растет. По данным 2015 года в нашей стране зарегистрировано 63 кинотеатра и 242 зала. Если сравнивать с Россией и Америкой – киноплощадок в Казахстане все еще не так много, а если сравнивать с другими странами СНГ – вполне достаточно. При этом в наступившем году ожидается появление новых игроков в индустрии и открытие еще трех многозальных кинотеатров.

Билетик в кино

На 2016 год в тройку лидеров казахстанских сетей кинотеатров входят такие компании как KinoPark Multiplex Cinemas, в распоряжении которой 54 зала по Казахстану общей вместимостью 8497 посадочных мест (Алматы, Астана, Актобе), компания Chaplin Cinemas, которая владеет 6 кинотеатрами (тремя мультиплексами в Алматы и кинотетрами в Атырау, Актау и Уральске), а также компания Star Cinema под управлением которой находятся 4 многозальных кинотеатра в Алматы и Астане. Интересно, что при обыкновенной «непрозрачности» этой отрасли в Казахстане, некоторые из них впервые озвучили прибыль за 2015 год.

«Если, к примеру, в большинстве казахстанских кинотеатров компании-дистрибьюторы вынуждены привлекать специально обученных людей, которые считают количество зрителей в зале, и сверяют с тем, сколько было продано билетов, то у нас уже никого считать не надо, — рассказал Андрей Мануйлов, PR-менеджер сети кинотеатров Chaplin Cinemas. — В конце прошлого года мы установили программное обеспечение в наших региональных кинотеатрах — больше там не выписывают билеты ручкой — все автоматизировано. Это позволило подключить все кинотеатры нашей сети к программе Rentrak — одной из крупнейших в мире компаний, подсчитывающих сборы кинофильмов. В 2015 году мы показали 145 фильмов. Кассовые сборы за год составили 1,3 млрд. тенге. При этом, процент сборов казахстанского контента составил не более 5%. Большая часть суммы с проката иностранных картин ушла правообладателям. Кстати, когда речь заходит о работе с крупными голливудскими студиями, которые приносят основной доход, то здесь распределение выручки выглядит так: 60% достается правообладателям, 40% кинотеатру. Думаю, ситуация изменится в скором времени, потому как мы работаем над тем, чтобы делить прибыль со сборов 50/50, как это делают в России и других странах. А вот с казахстанскими фильмами мы так и работаем. Это правило также касается ряда российских проектов и зарубежных картин, которые представлены мелкими и независимыми студиями».

Если детально углубляться в цифры, то в 2015-м году отечественные кинотеатры посетили более 10 млн. человек, при том, что в Казахстане самая высокая заполняемость залов не превышает 25-30%. Некоторые эксперты считают, что казахстанцы все чаще предпочитают «поход в кинотеатр» вместо «похода в ресторан» по причине сравнительно низкой стоимости такого развлечения. При этом средняя цена билета в Казахстане – 1500 тенге. Такая цифра складывается из цен на обычные сеансы, 3D-сеансы и прочие премиум-сеансы, особенно популярные в разгар сезона блокбастеров. Наибольшим спросом у зрителей пользуются мультиплексы при торговых центрах — многозальные кинотеатры с прилегающей к ним инфрастуктурой. Интересный факт: если раньше основной доход кинотеатров зависел в первую очередь от выручки, полученной от продажи кинобилетов, то сейчас существенным источником дохода кинотеатра является реклама (ролики перед началом сеанса, банеры в фойе и т.д.), а также продажа сувениров, сладостей и напитков. В среднем поход в кино на одну персону обходится казахстанцам в 3000 тенге.

По ту сторону экрана

Ежегодно кассовые сборы кинотеатров в Казахстане растут за счет проката картин иностранного производства, фильмы же отечественной киноиндустрии продолжают быть малопривлекательными для отечественного зрителя. В год в Казахстане прокатывают более 250 картин. Около 75% из них – иностранные.

По данным Гульнары Абикеевой, кинокритика и киноведа, а также арт-директора кинофестиваля «Евразия», в Казахстане производится порядка 20 полнометражных игровых картин в год. Какие-то из них показывают исключительно на кинофестивалях, другие демонстрируют в кинотеатрах только с одной целью – привлечь, как можно больше зрителей, а значит, и заработать, как можно больше денег. При этом, известный казахстанский кинокритик Карим Кадырбаев отмечает, что в отечественном кинопроизводстве наметился положительный вектор.

«С каждым годом количество производимых фильмов растет, а соответственно растет и количество успешных проектов. В этом году неплохой зрительский потенциал я вижу сразу у нескольких проектов. Что касается того, как бороться с предвзятым отношением к местному киноматографу — это вопрос, скорее риторический. Едва ли 2-3 успешных проекта смогут кардинально изменить ситуацию. Необходимо увеличивать количество производимых картин и в условиях жесткой конкуренции выбивать свое право за зрительское внимание. А вот все попытки квотировать кинематограф моментально убивают систему кинопроката», — рассказал он.

В 2015 году самыми кассовыми казахстанскими картинами стали комедия "Побег из аула. Операция Махаббат" Нуртаса Адамбаева, драма "Рэкетир-2: Возмездие" Акана Сатаева, драма «Адель» и комедия "Свадьба на троих" Аскара Бисембина. Интересно, что картина "Потому что Шымкентский" режиссера Жанибека Жанкараева, которой в прокате отказали многие независимые кинотеатры, собрала весьма неожиданную сумму — 47,7 млн.тенге.

В то же время иностранные проекты продолжают бить свои же рекорды. В прошлом году самым кассовым кинопроектом во всем мире стал седьмой эпизод франшизы "Звездные войны: Пробуждение силы». Совокупные кассовые сборы картины на всех рынках превысили $2млрд., что позволило ей занять третью строчку рейтинга самых успешных кинопроектов в истории мирового проката. В Казахстане эти показатели также весьма впечатляют: только за первый уикенд широкого проката (с 17 по 20 декабря) новый эпизод космической саги заработал более 114 млн.тенге. По словам Наримана Абиева, ведущего специалиста по продвижению кинопроката в компании «Меломан», в прошлом году также наибольшей популярностью пользовались романтические комедии и анимационные фильмы студии Disney и Pixar.

Читайте также