Какие проекты привлекают анонимных инвесторов?

Опубликовано
В 2015 году было объявлено, что платформа он-лайн тестирований Ustudy.kz получила крупные инвестиции. «Къ» решил узнать больше деталей об этом проекте и самой сделке.

В 2015 году на рынке венчурных инвестиций Казахстана появилась новость о том, что платформа он-лайн тестирований Ustudy.kz привлекла 10 млн. долларов. Так как многие сделки в Казахстане не получают огласки, а кроме того, проект не связан с добывающим или обрабатывающим сектором экономики, произошедшее событие привлекло к себе внимание. «Къ» узнал о сервисе и сделке больше подробностей.

Генеральный директор Ustudy.kz Жанат Рахмани объяснил, что проект ориентирован на подготовку школьников к успешному прохождению теста ЕНТ. По статистике, примерно 20% абитуриентов в Казахстане проваливают этот экзамен. Представители Ustudy.kz приезжают в школы, презентуют сервис учителям и родительским комитетам, после чего тестирование проходят сразу целые классы. Преимущества сервиса заключается в том, что после каждого тестирования учитель почти сразу получает на руки подробный анализ результатов, и ему не приходится листать вопросники вручную, затрачивая на проверку работ много времени. Возможности платформы позволяют пройти тест в режиме онлайн одновременно 500 000 ученикам.

Мистер X

О деталях сделки, помимо того, что сумма инвестиций составила 10 млн долларов, удалось узнать, что инвестор приобрел 49% акций проекта. Деньги будут направлены на строительство 50 оффлайн центров тестирования по всей республике. Жанат Рахмани сказал, что имя инвестора будет названо только в 2017 году, приоткрыв только то, что это человек из финансовых кругов Казахстана, учитель по образованию. Выбранный курс на выход в оффлайн Жанат Рахмани объяснил существующим в Казахстане разрывом во взаимоотношениях между Управлениями образования и населением.

«Находясь в Интернете, мы понимаем, что строительство таких центров, где родители могли бы получать полную информацию о тестировании и узнать, как подготовить своих детей, необходимо. Для нас важно сделать рынок более цивилизованным, помочь улучшить качество образования в Казахстане. Мы не ставим цели зарабатывать на этом огромные деньги. Инвестор обратил внимание в нашем проекте именно на социальную сторону», — предпочел не говорить о финансовой составляющей генеральный директор Ustudy.kz.

Какие у проекта финансовые показатели, Жанат Рахмани и его партнеры тоже держат в секрете. Единственно, что сказал генеральный директор Ustudy.kz, на точку безубыточности сервис стал выходить только в 2014 году. Как выяснилось, первоначальная стратегия команды основывалась на продвижении некоего образовательного гаджета, изготовленного в Китае, так что к он-лайн направлению бизнесмены пришли не сразу. В какой момент пришлось переориентироваться, что было нелегко, так как на разработку устройства было потрачено много средств. Конкурентами Ustudy.kz на рынке являются он-лайн и оффлайн сервисы, в том числе Национальный центр тестирования, который проводит тесты бесплатно, но не предоставляет такого анализа.

По словам Жаната Рахмани, за последние три годы ресурс провел около 500 000 тестирований в он-лайн режиме. Стоимость же однократного прохождения теста, согласно прейскуранту Министерства образования, стоит для одного ученика 260 тенге. Опыт создателей платформы показывает, что отдельные классы, бывает, проходят тесты до 40 раз в течение учебного года. Из этого можно сделать определенный вывод о доходности проекта.

Оценка сделки

Руководитель Клуба молодых предпринимателей MOST Павел Коктышев убежден, что любой инвестор рассчитывает получить вложенные деньги обратно в многократном размере .А ниша образования, по его словам, остается высокомаржинальной даже в условиях кризиса. Оставляя за скобками, насколько адекватно была проведена оценка доли, эксперт считает, что компания заключила удачную сделку, сделав это своевременно.

«Это не стартап, и на той стадии, на которой находится компания, основатели обычно как раз таки отдают значительную долю своих акций за большие деньги.Время посевных инвестиций давно прошло. В данном случае сделка относится к серии «Б». Так как здесь речь идет о 10 млн долларов и проект не первый день существует на рынке, условия выглядят хорошими. Если бы 49% долиUstudy.kz были отданы за 100 000 тысяч долларов, это был бы, конечно, огромный риск. В первую очередь, для мотивации основателя. А так, проект масштабируется. Строительство оффлайн центров требует больших вложений. Думаю, помимо них у команды есть и более амбициозные задачи. Теперь, зная, что Ustudy.kzпривлекли серьезные деньги, сообщество инвесторов будет с интересом следить за развитием сервиса, чтобы в будущем, при благоприятных обстоятельствах, тоже проинвестироватьв проект деньги», — поделился мыслями Павел Коктышев.

Что не тянет на 10 млн.долларов?

А вот президент Ассоциации Казахстанского Интернет Бизнеса и Мобильной Коммерции Константин Горожанкин, наученный опытом, отнесся к информации о том, что интернет-платформа привлекла 10 млн долларов с недоверием. Он обратил внимание на то, что на сайте Ustudy.kz последнее обновление твиттера датировано февралем прошлого года, что несколько странно для проекта, получившего крупные инвестиции.

«Судя по Similarweb.com, до недавнего времени посещаемость у сайта была минимальна — на уровне 5 тысяч. В октябре произошел резкий скачок до 100 тысяч, что наводит на мысль, что трафик нагонялся. В последние 2 месяца нагон трафика был закреплен на позиции 55 тысяч. За 5 лет, что я занимаюсь стартапами,я наслышался всякого о «миллионных сделках», но реальность оказывается другой. Судя по сайту, команде явно не хватает людей и профессионалов, что при наличии денег не должно быть проблемой», — поделился мнением Константин Горожанкин.

Эксперт рассказал, что за последние два года инвестиции свыше 10 млн долларов были вложены в проекты Колеса/Крыша, «Онай» и «Дарбазар», который так и не взлетел. Причиной многих неудач, по словам Константина Горожанкина, становится нехватка профессионалов, хотя ситуация и улучшается. Также собеседник «Къ» согласился с тем, что местные инвесторы пока остаются достаточно консервативными и недооценивают интернет.

«Инвестор в Казахстане пока не очень разборчив. Но, тем не менее, можно отслеживать резкие изменения. В том числе появилось уже несколько инвестиционных групп, разбирающихся в вопросах электронной коммерции и подбирающих проекты для крупных инвесторов. Первый казахстанский стартап-акселератор istartup.kz ежегодно выпускает 8-10 проектов в течение 5 лет, половина из которых в последнем сезоне привлекла инвестиции. Это неплохой показатель. Но проектов все же мало, так как много денег просто проедается командами», — осветил ситуацию Константин Горожанкин.

Объем рынка электронной коммерции, по его словам, составил в 2015 году 800 млн$. На сегодняшний день он остается более чем свободным, но казахстанским бизнесменам нужно поторопиться, потому что это может быть ненадолго.

«Пожалуй, поздно уже заходить в ниши бытовой техники, одежды, продажи билетов, купонаторов. Остальные сегменты ждут своих лидеров. Если будем долго думать, рынок электронной коммерции возьмут иностранцы, как уже почти целиком случилось с рынком продажи одежды», — резюмировал Константин Горожанкин.

Читайте также