1 просмотр

Еда с доставкой: были голодны, но не пробовали

Большинство казахстанцев ни разу не заказывали еду с доставкой.

Еда с доставкой: были голодны, но не пробовали

Еда с доставкой: были голодны, но не пробовали

Еду с доставкой в Казахстане заказывает достаточно ограниченный сегмент клиентов – представители среднего класса и выше, активно использующие интернет.Остальная часть населения, а это большинство, ни разу не прибегала к этой услуге. Такими сведениями с «Къ» поделился генеральный директор Foodpanda Kazakhstan Борис Каптелов, заключив, что потенциал развития рынка огромен.

Как объяснил гендиректор foodpanda, мировой опыт показывает, что рынку доставки в разных странах требовалась не менее 10 лет, чтобы местные жители начинали стабильно рассматривать вариант заказа еды при нехватке времени на готовку или нежелании выходить из дома. Агрегаторам и службам доставки еды в Казахстане еще предстоит завоевать огромный сегмент клиентов, в основном, старшего поколения, которые интернету предпочитают телевизор или книги, а также не работают в дорогостоящих офисах. Пока направление доставки не привычно и для элитных ресторанов, хотя представляет большой интерес, ведь их аудитория располагает крайне ограниченным свободным временем.

По словам Бориса Каптелова, три наиболее проходимые категории в Казахстане сегодня – это бургеры, суши и пицца, причем тренд последних месяцев показывает, что бургеры стали опережать суши. В сумме же перечисленные категории составляют 70% всего объема доставки. В оставшиеся 30% входят кухни разных стран мира: кавказская, китайская, корейская, русская, французская, казахская и так далее.

«Наконец–то люди пытаются перестать «болеть» суши, хотя, конечно, это блюдо еще долго будет оставаться одним из самых популярных. Сегодня огромный рынок в Казахстане составляют все виды бургеров. Причем, это качественныебургеры из хорошего мяса и отличных продуктов. Это удобно завернутая форма, понятная потребителю, но качество продуктов не в коем случае не ассоциируется с низким. Но вообще, кухня на рынке сегодня диверсифицируется. Появляются новые сегменты рынка, новые формы, новые вкусы. Удобство агрегаторов в этом смысле состоит в том, что потребитель сразу видит широкий ассортимент», – пояснил собеседник «Къ».

Если смотреть в целевом разрезе, в настоящее время еду в Казахстане чаще заказывают домой на ужин и на выходные, продолжил генеральный директор агрегатора. Количество заказов в офисы растет, но это еще не столь крупные объемы, как в городах с 10-миллионным населением. В основном заказывают еду не клиенты-одиночки, а компании друзей и семьи, что отражает культурные особенности Казахстана.

По количеству доставок лидирует Алматы – за счет численности населения, но Астана стремительно сокращает отставание. Во-первых, в столице немного выше уровень зарплат, а во-вторых – хуже погода, что становится причиной, по которой люди реже выходят на улицу.

Средний чек за последние месяцы снизился примерно до 4000–4500 тенге за один заказ, но сумма покупки отличается в зависимости от города, времени года и ценового сегмента.

Меню рынка

KFC, Burger King и Gippo делают подавляющий объем рынка бургеров. Как отмечает Борис Каптелов, ориентированный на более низкий чек Gippo, стал одним из основных игроков в Алматы с очень большими объемами. В Астане похожую нишу занимает сеть «Бибигон». А вот рынок суши в Казахстане очень фрагментирован и здесь нет столь явных лидеров. Только в Алматы по доставке суши существует порядка 200 предложений.

«Таких тяжеловесов, как BurgerKing, KFC или Gippo в направлении суши нет. Есть просто хорошие игроки с уверенной позицией на рынке. К примеру, MangaSushi. Ребята молодцы, делают хороший продукт и при этом, по–моему, намеренно избегают агрегаторов. Если говорить о foodpanda, за последние полгода мы утроились в объеме, хотя, если бы у людей не стало меньше свободных средств, возможно, мы бы достигли своей цели и увеличились в пять раз. Так или иначе, сейчас в нашем портфеле 400 ресторанов по всему Казахстану. В Алматы мы уже не нацелены на дальнейшее увеличение количества партнеров и приоритетом ставим качество оказания услуг», – поведал генеральный директор фуд–агрегатора.

Как насчет плова?

Чуть более полугода в Алматы развивается сеть Центров вкусного плова «Rumi», сразу открывшая направление доставки. Управляющий партнер Rumi Management Куаныш Шонбай сообщил «Къ», что начиная с августа и до сегодняшнего дня, число заказов «Rumi» по этой линии выросло в 20 раз до 500–700 в месяц. Заказывают плов в основном компании как минимум из нескольких человек, поэтому средний чек получается достаточно высоким – 12000-15000 тысяч тенге. Много заказов поступает на обеденное время из офисов, но и на вечернее время, когда люди заказывают на дом, спрос есть. Помимо этого, «Rumi» развивает направление доставки до вагона и до самолета.

«Мы хотим, чтобы наша доставка работала как отдельное заведение, которое мы называем on–line рестораном. В он-лайн ресторане вместо курьеров работают он–лайн официанты, а вместо операторов менеджеры он–лайн ресторана. В других заведениях обычно принято, что доставка должна быть на уровне 20% от выручки, но мы не хотим себя ограничивать. Сейчас на рынке плова Алматы мы доставляем примерно 80%. Скоро планируем выходить и на рынок Астаны», – рассказал Куаныш Шонбай.

Довезти за 60 минут

Отвечая на вопрос о стандартах доставки в Казахстане, Борис Каптелов оценил цель на уровне 50 минут. Большая часть игроков ставит своей задачей доставку еды за час, но укладываются, в основном, в промежуток 65–70 минут. И только две компании в Казахстане предлагают доставить заказ быстрее, чем за 50 минут.

«Зимой в Алматы держать среднее время в 40–50 минут – очень интересная логистическая задача. Вы знаете, что такое пробки в Алматы, это главный челленж, который есть в Казахстане. Бывают редкие случаи, когда мы используем метро, когда повезет, и нужно доехать ровно от конца Абая вниз по Фурманова. Но если говорить реалистично, это происходит далеко не каждый день. В тоже время в Москве примерно 50% заказов возят на метро. Поэтому, конечно, мы выступаем за развитие транспортной инфраструктуры», – признался генеральный директор foodpanda.

В свою очередь, как удалось узнать от Куаныша Шонбая, доставка «Rumi» пока действует в ограниченном квадрате городаАлматы, но будет расширяться. Плов клиентам обещают доставлять за 40 минут, а в случае задержки дарят порцию в подарок. Кроме того, он поделился информацией о том, что ассоциация рестораторов Казахстана, в которую входит порядка 40 заведений, включая «Rumi», активно обсуждает возможность строительства единой логистической инфраструктуры.

На закуску

Пока еще до конца непонятно, как выстоится архитектура рынка фуд-логистики в Казахстане: будут ли львиную долю заказов выполнять агрегаторы или сами рестораны. В Гонконге 85% заказов доставляют агрегаторы, а на Балканах – все ровно наоборот. В случае Казахстана Борис Каптелов предполагает, что все должно закончиться соотношением 50%/50%.

Спрос на доставку, по его словам, растет и будет расти. Это обусловлено тем, что многие казахстанцы только пробуют продукт. Хотя фактор кризиса, безусловно, негативно влияет на рост спроса.

При этом все игроки вынуждены жертвовать своей маржинальностью. Доля закупок в валюте, особенно у производителей суши, достаточно велика. Но цены никто повышать не спешит, чтобы не потерять клиентов.

По оценке foodpanda, в 2016 году рынок доставки еды по Алмате составит 6-8 млрд. тенге в год.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер