Бизнес в рамках ВТО: как защитить внутренний рынок?

Опубликовано
Максимальный по продолжительности переходный период во ВТО позволить отечественным товаропроизводителям поэтапно перейти к рыночным условиям ведения бизнеса и повысить конкурентоспособность производимых товаров, считают в НПП.

Правительство Казахстана продолжает успокаивать предпринимателей тем, что проводит большую работу для поддержки отечественных производителей после вступления в ВТО. Одним из главных факторов здесь является максимальный по продолжительности переходный период. Рассчитывается, что это должно позволить отечественным товаропроизводителям поэтапно перейти к рыночным условиям ведения бизнеса и повысить конкурентоспособность производимых товаров.

«Къ» попросил Национальную палату предпринимателей «Атамекен» подвести небольшой итог полугодия.

Объем импорта в Казахстан из третьих стран в 2015 году составил $19,4 млрд и по сравнению с 2014 годом снизился на 27%. Вместе с тем, необходимо понимать, что в рамках вступления Казахстана в ВТО обязательства РК по поэтапному снижению таможенных пошлин взяты в отношении 3 877 товарных позиций.

Основными условиями вступления Казахстана в ВТО являются, в том числе, тарифные обязательства по ряду товарных позиций – Перечень изъятий, ввозная ставка которых в условиях ВТО ниже от действующих таможенных пошлин в рамках Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

На сегодня Перечень изъятий состоит из 1 347 товарных позиций (58 товарных групп из всех 97 в рамках экспорта, в том числе сельскохозяйственная продукция, легкая промышленность, транспортные средства и др.), к которым с декабря 2015 года уже принимаются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем ЕТТ ЕАЭС (Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза).

Из-за опасения реэкспорта казахстанских товаров, ввезенных по заниженным таможенным пошлинам в рамках ВТО со стороны стран ТС, главы государств ЕАЭС подписали ряд документов по утверждению тарифных обязательств Казахстана.

Стоит отметить, что 60% товаров, по которым пошлины для Казахстана ниже, чем для других стран ЕАЭС поставляются из стран дальнего зарубежья (ДЗ). Остальные 40% импортируются из стран СНГ, с которыми торговля является беспошлинной.

В пример можно привести легковые автомобили, попадающие под изъятие, в 2016 году импортная пошлина РК составляет 15-20% (ставка ЕТТ ЕАЭС – 25%). В среднем этот импорт из стран ДЗ за 2012-2014 гг. составил $996 млн, тогда как в 2015 году был $233 млн.

Учитывая, что на сегодня в Казахстане увеличена ставка первичной регистрации автотранспортных средств, то наплыва иностранной продукции не ожидается.

Одним из наиболее импортируемых товаров все же является арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков и аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулирующие клапаны. Импортная пошлина РК данной категории товаров на 2016 год составляет 5%, ставка ЕТТ ЕАЭС – 9%.

Импорт по данному товару за 2012-2014 гг. составил $144,4 млн, тогда как в 2015 году снизился до $136,4 млн.

Именно этот товар относится к категории импортозависимых.

Вместе с тем, прогнозировать насколько увеличится общий объем импорта в 2016 году весьма сложно на фоне свободноплавающего курса национальной валюты и состояния мировой экономики в целом.

Исходя из данных, предоставленных Комитетом государственных доходов с 11 января по 8 февраля этого года, товаров по сниженным ставкам в рамках ВТО было ввезено на общую сумму в $19,2 млн. Номенклатура насчитывает 114 позиций. Основные товары это автомобильные транспортные средства ($8,7 млн или 45% от общей суммы), техника ($3,1 млн. или 16%), тростниковый сахар ($2,6 млн или 14%), лекарственные средства ($8,3 млн или 4,3%), алкогольные напитки (7,1 млн или 3,7%).

Бизнес и господдержка в рамках ВТО

Правила ВТО разрешают оказывать поддержку в виде субсидий. При этом, оказывая поддержку, государства должны выполнять два основных условия, во-первых, не увязывать эту поддержку с экспортом, а, во-вторых, она не должна быть направлена на импортозамещение. Все остальные виды поддержки разрешены. Более того, на сегодня Правительством предусмотрены меры государственной поддержки, которые полностью соответствуют международным обязательствам страны.

Стоить отметить, что в ходе переговоров были выявлены некоторые виды поддержки, которые противоречат правилам ВТО, и по которым Казахстану был предоставлен переходной период для их отмены. Так, например, применяемые государством меры по поддержке казахстанских товаропроизводителей в свободной экономической зоне и Свободных складов в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС будут осуществляться до 1 января 2017 года. Вместе с тем, оказываемая автопроизводителям государственная поддержка, а именно таможенные льготы в отношении импортируемых компонентов будут действовать до 1 июля 2018 года. Казахстан сохранил также возможность предоставлять льготы в виде отмены 70 % НДС для сельскохозяйственных производителей и переработчиков до 1 января 2018 года, что также является запрещенной мерой в рамках ВТО.

Кроме того, в соответствии с правилами ВТО и принятыми обязательствами Казахстан не будет субсидировать стоимость затрат на транспортные расходы при экспорте сельхозпродукции (экспортные субсидии). В этой связи Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством национальной экономики и НПП предстоит проанализировать действующую систему субсидирования и выработать альтернативные меры поддержки сельхозпроизводителей, предоставление которых не будет увязано с осуществлением экспортных операций.

Вместе с тем, вступление Казахстана в ВТО поспособствует получению более благоприятных условий доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений, получению доступа к новым возможностям для развития торговли, а также устранению дискриминации в торговле с помощью механизма ВТО по разрешению споров.

Необходимо отметить, что вступление Казахстана в ВТО снимает дискриминационное отношение к казахстанским товарам и открывает свободный доступ на внешние рынки, а также способствует доступности сырья, комплектующих и запасных частей из дальнего зарубежья, что в конечном итоге позволит стимулировать развитие экспорта.

Кроме того, работа по развитию экспорта ведется также и в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят Казахстан, Россия, Белоруссия, Армения и Кыргызстан.

29 мая 2015 года принято решение Евразийского межправительственного совета № 2 «О мерах, направленных на развитие экспорта».

Согласно данному решению, правительствам государств – членам ЕАЭС поручено принять меры, обеспечивающие кредитную и лизинговую поддержку экспорта продукции, произведенной на кооперационной основе. Также, в целях развития выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, одобрена инициатива по проведению ежегодного форума «Евразийская неделя» поочередно в государствах – членах ЕАЭС. Предполагается, что в 2016 году данный форум пройдет в Российской Федерации, в 2017 году – в Республике Казахстан.

Время – деньги

Переходные периоды, которые согласовал Казахстан в рамках вступления в ВТО, по расчетам должны дать достаточно времени для подготовки легитимных в рамках ВТО и ЕАЭС альтернативных мер государственной поддержки отечественным товаропроизводителям.

В настоящее время уполномоченными органами совместно с НПП «Атамекен» проводится работа по разработке альтернативных мер поддержки отечественных товаропроизводителей на основе рекомендаций, которые были подготовлены международными экспертами Всемирного Банка.

Единственно, можно отметить, что при разработке данных мер будет проанализированы все бенефициары субсидий. На основании данного анализа будет очевидно, кто действительно нуждается в предоставлении той или иной помощи.

В настоящее время по инициативе НПП создана рабочая группа с участием представителей государственных органов и представителей бизнеса с целью разработки альтернативных мер государственной поддержки с определением условий их предоставления после 1 января 2017 года.

Также Министерством национальной экономики РК разработан План мероприятий по приведению национального законодательства в соответствие с обязательствами, принятыми РК при вступлении в ВТО. Одним из пунктов Плана является создание рабочей группы по разработке альтернативных мер поддержки промышленности, сельского хозяйства, экономики и разработка возможных альтернативных (адаптационных) мер в соответствии с правилами ВТО.

Деятельность рабочей группы будет направлена на защиту отечественных товаропроизводителей в связи с отменной казахстанского содержания, преференциального режима, субсидирования экспорта, а также принятием обязательств в области сельского хозяйства, в сфере недропользования, регулирования закупок субъектов квазигосударственного сектора, государственных закупок и т.д. Это основной перечень обязательств, которые Казахстан взял на себя в рамках ВТО, и которые могут оказать непосредственное влияние на отечественный бизнес.

Налоги и ВТО

В настоящее время юридическим лицам, производящим сельскохозяйственную продукцию и продукцию животноводства и птицеводства, а также переработчикам сельскохозяйственной продукции предоставляется льгота в виде сокращения суммы НДС, подлежащей к уплате в бюджет на 70%.

Данная льгота противоречит статье III Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) 1994, создавая преимущество для товаров отечественных сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков в сравнении с импортными товарами.

Стоит отметить, что Казахстан отстоял право применения льготы по уплате НДС до 1 января 2018 года.

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство предусматривает огромный спектр налоговых льгот для отечественных производителей, инвесторов, резидентов СЭЗ и т.д. В связи со вступлением в ВТО предоставление налоговых льгот будет продолжаться.

В рамках разработки альтернативных мер поддержки не исключается, что производителям будут предложены налоговые льготы в рамках действующего законодательства, которые заменят противоречащие ВТО меры поддержки.

В настоящее время ведутся мероприятия по разработке Нового Кодекса о налоговом и таможенном регулировании, который полностью будет содержать нормы, соответствующие правилам ВТО.

Экспортеры с поддержкой

В соответствии с принятыми обязательствами Казахстан должен с момента вступления отменить все экспортные субсидии, а также привести все действующие программы развития в соответствие с Соглашением СКМ. Аналогичные обязательства у Казахстана и в рамках членства в ЕАЭС. Протокол № 28 «О единых правилах предоставления промышленных субсидий» Договора о ЕАЭС является аналогом Соглашения СКМ и соответственно предусматривает схожие правила предоставления промышленных субсидий.

23 октября 2012 года Комитет ВТО по субсидиям и компенсационным мерам утвердил финальное продление переходных периодов (до конца 2013) для экспортных субсидий 19 развивающимся странам. На данный момент ни один член ВТО не применяет экспортные субсидии в понимании Статьи 3 Соглашения СКМ.

В настоящее время в рамках программы «Экспортер 2020» по линии АО «КАЗНЕКС ИНВЕСТ» экспортеры продолжают получать сервисную, информационно-аналитическую поддержку, также экспортеры получают возмещение части затрат на рекламу, брендинг, содержание представительств.

Вместе с этим, государственная поддержка финансирования экспортных операций продолжает предоставляться через АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспоГарант» в виде страхования экспортных кредитов и предоставления пост-экспортного финансирования. Эти финансовые инструменты предоставляются на основе международной практики, включая Договоренности ОЭСР по официально поддерживаемым экспортным кредитам, и соответствуют правилам и нормам ВТО.

Кроме того, в рамках обязательств перед ВТО Казахстан не должен повышать экспортные пошлины, либо снизить или отменить их в соответствии с утвержденным перечнем из 370 позиций (часть V, Раздел А).

Касательно экспорта готовой продукции в третьи страны: следует понимать, что уровни обязательств каждой отдельной страны при вступлении в ВТО различные. Для определения преимуществ доступа казахстанской продукции на рынок других государств-членов ВТО, необходимо провести анализ обязательств этих государств при вступлении в ВТО: тарифные обязательства, предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и др.

Например, на экспорт казахстанской продукции в Туркменистан вступление Казахстана в ВТО не окажет никакого влияния ввиду того, что Туркменистан не является членом ВТО. Узбекистан и Иран являются странами-наблюдателями ВТО. Кыргызская Республика, Таджикистан и Турция являются членами ВТО, и согласно нормам и принципам предоставляют товарам и услугам иностранного происхождения национальный режим. Китай с 2002 года является частично признанным членом ВТО. С вступлением в ВТО Китай снизил средневзвешенный тариф по импортным пошлинам с 15,3% до 9,8%.

​Практика показывает, что результаты вступления в ВТО, проявляются в долгосрочной перспективе. Однако уже сегодня, и правительство, и НПП РК «Атамекен» разрабатывают и совместно обсуждают альтернативные меры защиты внутреннего рынка и отечественных производителей. Проводится анализ наиболее чувствительных групп товаров, по которым налажено собственное производство в Казахстане, и при этом существуют тарифные обязательства по снижению ввозных таможенных пошлин.

Сложности бизнеса

Как раз отмена нижеперечисленных льгот для отечественных товаропроизводителей будет самым сложным для казахстанского бизнеса. Усугубляется положение еще и тем, что, начиная с 1 января 2017 года, участники свободной экономической зоны должны будут оплачивать таможенные пошлины при вывозе товара на остальную часть территории ЕАЭС.

Автопроизводители, которые функционируют в рамках таможенного режима «свободный склад» также должны будут уплачивать таможенные пошлины и НДС, что приведет к многочисленным затратам в связи с тем, что многие автокомплектующие иностранного производства.

Чтобы избежать каких-либо потерь на рынке, в настоящее время ведется работа по разработке механизма поддержки товаропроизводителей в условиях членства в ВТО.

Кроме того, для отечественных производителей, пожалуй, самым сложным будет конкуренция с импортными товарами, ввезенными по заниженным ввозным пошлинам.

Принимая во внимание то, что обязательства Казахстана по снижению средневзвешенного таможенного тарифа до 6,5% с действующих 10,4% в рамках Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза распространяются более чем на 3000 товарных позиций, работы и у государственных органов, и у бизнеса предстоит немало.

Как все понимают, в рамках вступления в ВТО такой эффективный инструмент защиты национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, как таможенно-тарифное регулирование, уже не сможет применяться в полной мере. Но нельзя забывать и о нетарифных методах регулирования внешне экономической деятельности, которые в соответствии с международными соглашениями применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли и направлены на обеспечение национальной безопасности. Нетарифное регулирование позволяет государству вводить временные количественные ограничения экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка; вводить исключительное право на экспорт или импорт отдельных товаров, применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и др. методы.

В целом хотелось бы отметить, что нормы ВТО содержат ряд положений, которые правомерно можно использовать в целях защиты отечественных товаропроизводителей. И главная задача – выявить целевые группы, нуждающиеся в максимальной поддержке на первоначальном этапе.

Переходный период

В рамках переговорного процесса Казахстан закрепил следующие переходные периоды:

— Товары, произведенные на территориях свободной экономической зоны резидентами, зарегистрированными до 1 января 2012 г., а также признанные казахстанскими согласно критериям достаточной переработки, освобождаются от таможенных пошлин и налогов при вывозе с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС до 1 января 2017 г.

— Казахстанские товары, произведенные в рамках таможенного режима «Свободный склад» владельцами свободных складов, зарегистрированными до 1 января 2012 года, и реализуемые на остальную часть таможенной территории РК, освобождаются от НДС, для владельцев свободных складов, до 1 января 2017 года.

— Товары, произведенные на территории свободного склада владельцами свободных складов, зарегистрированных до 1 января 20102 года, и отвечающие критериям достаточной переработки, освобождаются от таможенных пошлин при ввозе со свободного склада на остальную часть территории ЕАЭС, до 1 января 2017 года.

Стоить отметить, что данные переходные периоды также были закреплены в Соглашениях ТС по СЭЗ и свободным складам.

— Льготы в виде уменьшения уплаты НДС на 70% для казахстанских юридических лиц – переработчиков сельскохозяйственной продукции и юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции до 1 января 2018 года.

— предоставление тарифных льгот при условии 30% локализации производства в рамках режима промышленной сборки автомобилей, предусмотренного в соглашениях о промышленной сборке АО «Агромашхолдинг», ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «АзияАвто», подписанных в 2010 году, и АО «АзияАвто Казахстан», подписанного в 2012 году, до 1 июля 2018 года.

Также, в ходе переговоров Казахстан отстоял переходный период для контрактов на недропользование, заключенных до 1 января 2015 года, в части требования «местного содержания», до 1 января 2021 года.

Стоит отметить, что у Казахстана максимальный по продолжительности переходный период, что должно позволить отечественным товаропроизводителям поэтапно перейти к рыночным условиям ведения бизнеса и повысить конкурентоспособность производимых товаров.

Также планируется, что в течение переходного периода Правительством будут выработаны и внедрены альтернативные меры государственной поддержки отечественных товаропроизводителей, не противоречащие требованиям ВТО и международным обязательствам РК в рамках ЕАЭС.

Справка:

Проект вступления Казахстана в ВТО 22 июня 2015 года был официально утвержден, а затем направлен в Генеральный совет для официального принятия каждым из 161 членов ВТО. Заявка на вступление в ВТО была подана 29 января 1996 года. В рамках переговоров Казахстан оговаривал пятилетнюю возможность переходного периода после вступления для приведения национального законодательства в соответствие с международными правилами.

Читайте также