nedvijimost-v-krizis.png

7816 просмотров

Александр Комаров: Мобильные услуги не должны так снижаться в цене

Сотовым операторам нелегко - рынок телекома в 2015 году обвалился на 9,1%.

Александр Комаров: Мобильные услуги не должны так снижаться в цене

Александр Комаров: Мобильные услуги не должны так снижаться в цене

После четырех лет непрерывного роста на 4,5%, в 2015 казахстанский рынок мобильной связи резко обвалился на 9,1%. По выражению главного исполнительного директора Beeline Kazakhstan Александра Комарова, индустрия мобильного телекома «влетела в идеальный шторм» и теперь операторы развиваются в условиях «турбулентности».

На пресс-конференции, посвященной подведению итогов, Александр Комаров подчеркнул, что относит себя к реалистам и не хотел бы казаться пессимистом. Тем не менее, в сухом остатке цифры выглядят так, как выглядят, и с этим не поспоришь. В общей сложности в прошлом году индустрия мобильного телекома недополучила 30 млрд тенге прибыли, и после девальвации, не имеет ни экономических, ни бизнес точек роста. Валютные операционные затраты всех сотовых операторов составляют около 20-25% при 70-80% импортозависимости. При этом за последние 3 года капитальные инвестиции в рынок снизились с 400 до 200 млн долларов, что соответствует глобальным тенденциям. Сотовые операторы Казахстана столкнулись с падением голосового дохода, которое не перекрывается приростом по линии «мобильная data». Вдобавок к этому, существенным фактором, повлиявшим на снижение рынка, стала ценовая война между операторами, в которую, имея технологическое преимущество, активно вмешался четвертый игрок – Altel. В итоге средний чек абонента уменьшился на 8%.

«В структуре затрат среднестатистического казахстанца сотовая связь занимает около 2 процентов. Получив 10% экономии на мобильные услуги, человек стал тратить на 0,2% меньше. По Казахстану наблюдается инфляция, а мы даем дефляцию. Конечно, это благо для абонентов, но отрасль недополучает деньги. Поэтому, на доступность связи я смотрю двояко. Конкурировать по цене сотовые операторы могут до бесконечности, но я считаю, что это нужно остановить и предлагать услуги за адекватные цены, делая ставку на уникальные преимущества, которые у каждого игрока свои», - поделился мнением Александр Комаров.

Тем не менее, несмотря на падающий рынок и сверхвысокую конкуренцию, доля рынка компании Beeline по доходам в 2015 году уменьшилась крайне незначительно - всего на 0,47%. Kcell потерял 3,75%, а Tele-2 увеличил долю по доходам на 4,22%. Таким образом, перераспределение рынка произошло за счет двух игроков. Доход Beeline составил 32 694 млн. тенге

«Мы оцениваем этот результат, как позитивный. Рыночный пирог уменьшился, но кусок, который обслуживает Beeline, остался почти не тронутым»», - прокомментировал главный исполнительный директор Beeline Kazakhstan.

Ситуация с долей рынка по абонентам почти аналогичная Beeline потерял 1,9% по этому показателю, но перераспределение, опять же, в основном произошло за счет двух игроков. Доля рынка по абонентам Kcell снизилась на 3,37%, а Tele-2 увеличил свою на 4,65%. На сегодняшний день количество абонетов Beeline составляет 9 млн, 524 тысяч человек.

В тоже время, главной приятной новостью для компании по итогам 2015 года стало увеличение доли рынка по прибыли (EBITDA). Показатель составил +4,28%. Kcell потерял 4,69%. Доля по прибыли Tele-2 выросла на 0,41%. С 2012 года доля рынка в EBITDA Beeline увеличилась с 36,7% до 42,4%, доля Kcell снизилась с 63,3% до 56,5%, доля Tele-2 с момента выхода на рынок Казахстана стала больше на 1,1%. Прибыль Beeline в 2015 году зафиксирована на уровне 13 714 млн тенге. При этом одним из ключевых драйверов роста компании стал проводной интернет.

«С точки зрения эффективности бизнеса Beeline показал хороший результат. Основными факторами, повлиявшими на это, стали очень сбалансированное предложение цены и качества, эффективное управление затратами, которые мы оптимизировали на 24,3% и растущая операционная эффективность», - выделил компоненты успеха исполнительный директор Beeline.

В 2016 году сотовый оператор сосредоточится на строительстве и запуске сети четвертого поколения. Уже в марте стартует фаза тестирования, а в июле ее планируется запустить в коммерческую эксплуатацию. В целом, Александр Комаров отметил, что Beeline сейчас проходит трансформацию, превращаясь из телеком-оператора в digital-компанию. Ставка делается на мобильные финансовые сервисы, телеком-услуги из одного окна, развитие интернет-магазинов.

При этом исполнительный директор Beeline Kazakhstan ожидает, что в 2016 году рынок мобильной связи упадет еще на 1,5% до 10,4%.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif