Air Astana выйдет на IPO через 18-24 месяцев

Опубликовано (обновлено )
Несмотря на кризис, авиакомпания Air Astana является прибыльным предприятием.

Глава Air Astana Питер Фостер рассказал о предстоящей продаже части акций в ходе IPO, которая может состояться через 1,5-2 года на Астанинской бирже. Об этом пишет informburo.kz.

Еще в 2011 году Air Astana вошла в перечень предприятий, которые выставлялись на продажу по программе «Народное IPO» до конца 2015 года. Вслед за компаниями «КазТрансОйл» и KEGOC свои акции для продажи населению страны должен был выставить национальный авиаперевозчик. Однако консенсуса с представителями корпорации BAE systems добиться не удалось, и владеющим 49-процентной долей AO Air Astana британцам идея казахстанской стороны отдать по 5-10% своих активов для их продажи населению Казахстана по вкусу не пришлась. Возможно потому, что авиакомпания Air Astana устойчиво приносила прибыль, пишет сайт.

На фоне падения цен на нефть

До сентября 2015 года вопрос о приватизации национального авиаперевозчика не поднимался. Однако дешевеющая нефть сделала свое дело: заложенные в бюджете 80 долларов за баррель нефти не отражали действительность. Уже тогда нефть опустилась до 45-50 долларов за «бочку».

Вероятно, именно по этой причине и с целью поиска дополнительных инвестиций в экономику страны Правительство РК вновь вспомнило о программе «Народное IPO», отмечает сайт.

В ноябре 2015 года стало известно о новой волне приватизации. Среди них значилась и Air Astana.

От тишины к скандалу

Однако чуть позже в декабре стало известно о том, что авиаперевозчик могут приватизировать другим способом. То есть продать принадлежащие государству 51% акций зарубежному инвестору. В качестве покупателя могла выступить Qatar Airways. Лоббистов этой идеи не смущал тот факт, что если бы это сделка состоялась, то все ранее принятые межгосударственные соглашения об авиасообщении были разорваны, а рейсы «обновлённой» авиакомпании Air Astana должны были совершаться исключительно через столицу Катара – Доху. Поднятый шум в СМИ реализацию этой идеи остановил, а 10 декабря 2015 года даже появилось сообщение пресс-службы Министерства инвестиций и развития РК, из которого следовало, что Air Astana не будет передана в конкурентную среду.

Одно заявление хорошо, а два – лучше

Но не все так быстро закончилось для нацкомпании, как могло бы. Не прошло и месяца, как появилась другая информация, противоречащая заявлению МИР РК. «Постаралось» Министерство национальной экономики, опубликовав в документе «Целевые индикаторы реализации Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы» список предприятий с государственной долей участия подлежащих продаже заинтересованным инвесторам. Из него и выяснилось, что авиакомпания Air Astana, которая вроде бы «не будет передана в конкурентную среду», всё же будет приватизирована методом публичного размещения акций на рынке (IPO).

Нюансы предстоящего IPO

Так будет Air Astana приватизирована или нет? С этим вопросом редакция informburo.kz обратилась к президенту авиакомпании Питеру Фостеру.

– Господин Фостер, судя по всему, возглавляемая вами компания всё же будет приватизирована. Речь идёт об IPO? Если да, то когда следует ожидать старта продаж акций?

– Да, это будет IPO, и мы предполагаем, что продажа акций нашей авиакомпании начнётся через 18, а может, и через 24 месяца.

– Авиакомпанию устраивает решение о приватизации?

– В настоящий момент финансовые рынки всего мира находятся в плачевном состоянии и если честно, то для листинга худшего времени не подобрать. Безусловно, спрос на акции нашей авиакомпании будет, но их стоимость будет очень низкой. По идее, нам стоит подождать восстановления рынков, которые сейчас на дне, чтобы получить правильную цену за наши акции. Но это моя точка зрения.

– Хотелось бы уточнить: поскольку Air Astana является национальным авиаперевозчиком, должно ли Правительство Казахстана сохранять у себя контрольный пакет акций?

– Не обязательно. У большинства национальных перевозчиков мира контрольный пакет акций государству не принадлежит.

– То есть, он может принадлежать частному или зарубежному инвестору? Например, Qatar Airways?

– Весь смысл приватизации в этом и состоит, что вы можете купить акции на открытом рынке. И теоретически, как только мы выйдем на IPO, любой человек, любая компания может купить наши акции. Но в нашем случае ключевую роль играет факт наличия межправительственных соглашений о взаимном авиасообщении. Поэтому минимум 50 процентов акций должны принадлежать гражданам или каким-нибудь институтам страны национального авиаперевозчика. Подчеркну, это не означает «правительство», это может быть крупный предприниматель, компания или группа граждан. Главный критерий – они должны иметь непосредственное отношение к стране национального авиаперевозчика. При этом совершенно недопустимо, чтобы, например, компания-акционер работала в стране, а управлялась из-за рубежа. Это требование, которое присутствует во всех двухсторонних межправительственных соглашениях.

Возможно ли в таком случае слияние вашей авиакомпании с другим авиаперевозчиком? Например, по образцу группы Air France-KLM?

– Это было бы большой ошибкой. В настоящий момент эта группа испытывает серьёзные трудности, тогда как Air Astana является прибыльной компанией. Наше преимущество в том, что свою деятельность мы осуществляем в рамках финансовой дисциплины, применяемой в частных компаниях. Мы зарабатываем деньги и инвестируем их в собственное развитие. В нашем случае наглядно показано, что когда компания не полагается на помощь государства, на поддержку со стороны Правительства, она обязана быть эффективной. И это было главным требованием Президента Казахстана, когда принималось решение о создании нашей авиакомпании в 2002 году.

– Последний вопрос. Если будет окончательно принято решение о выходе авиакомпании Air Astana на IPO, то значит ли это, что часть акций будет продаваться на внешнем рынке, а другая – внутри Казахстана, чтобы их могли приобрести местные инвесторы?

– Так и будет! Первоначальный листинг будет проходить в Казахстане. К тому времени должен начать работать финансовый центр Астаны. Соответственно мы ожидаем, что наша авиакомпания станет флагманом листинга новой биржи. После этого возможно листингование и на других международных биржах.

Читайте также