Трансформация «Самрук-Қазына»: что думают эксперты

Опубликовано
Свои оценки основным процессам и решениям, внедряемым холдингом, дали директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов и директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин.

В годовом собрании, посвященном промежуточным итогам трансформации Группы компаний АО «Самрук-Қазына», помимо топ-менеджмент Фонда и дочерних компаний, приняли участие и представители экспертной среды. Свои оценки основным процессам и решениям, внедряемым холдингом, дали директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов и директор Казахстанского института стратегических исследований Ерлан Карин.

По словам Олжаса Худайбергенова, о конкретных результатах пока говорить рано, но все-таки, уже заметны определенные изменения, которые происходят в некоторых нацкомпаниях.

«Например, АО «Казпочта». Дело в том, что там есть две-три составляющие, которые сейчас импонируют стороннему наблюдателю. Во-первых, возможность применения новых технологий и наглядная демонстрация их возможностей. Во-вторых, приход нового руководства, которое считается технократическим. В-третьих, наличие в составе совета директоров независимых директоров тех, к кому есть доверие у общества. Я имею в виду Жандосова Ораза Алиевича. Возможно, имеет смысл распространить такой опыт и на другие компании, где трансформация еще предстоит», — высказал предложение эксперт.

В начале собрания председатель правления АО «Самрук-Қазына» Умирзак Шукеев рассказал, что в рамках трансформации, Фонд меняет функциональную модель управления. В соответствии с новой стратегией, коммерческий блок будет значительно усилен. В результате, 60% сотрудников будут заниматься вопросами создания новых отраслей и управлением текущим портфелем стратегических активов. Также руководитель отметил, что в новой оргструктуре уже упразднены позиции заместителей председателя правления, а количество топ-менеджеров сокращено с 16 до 9 управляющих директоров. Комментируя это, Олжас Худайбергенов выразил надежду, что предложенная модель новой оргструктуры Фонда и управления дочерними структурами позволит перейти к модели управления, которая предполагает не промежуточный контроль, а контроль над достижением результата.

В своей оценки программ, намеченных к реализации Фондом «Самрук-Қазына», эксперт акцентировал внимание на том, что они реализуются в кризисное время.

«В настоящее время Фонд «Самрук-Қазына реализует такие ключевые программы, программа приватизации, программа «Народное IPO», программа трансформации. В целом приватизация объектов – это правильный шаг, единственное, жаль, что основной поток приватизации приходится именно на период кризиса, из-за чего есть вероятность, что рыночная цена активов уменьшится. Хотя, с другой стороны, возможно, именно наличие кризиса ускоряет сам процесс приватизации. Что касается программы «Народное IPO», то в прессе обсуждался вопрос изменения формата программы, что теперь это будет обычное IPO, без приставки «народное». Если это будет сделано, то оцениваю это как правильный шаг, который устраняет термин, обязывающий имитацию «народности» процесса вывода IPO. В настоящее время термин «народный» излишнее социализирует вполне обычный коммерческий процесс. Единственная рекомендация – так как на IPO выводятся крупные и прибыльные объекты, то имеет смысл отложить IPO на год-два, пока ситуация в экономике не выправится. Это необходимо с целью максимизировать цену продажи при первом размещении», — поделился мыслями Олжас Худайбергенов.

Он также выразил аргументированное мнение, что информация о том, что «Самрук-Қазына» якобы формирует до 40% от ВВП страны, на самом деле является распространенным мифом.

«Эта цифра основывается на некорректном показателе, когда соотносят активы фонда к ВВП. По итогам 2014 года активы фонда составили 16,6 трлн тенге, или около 40% от ВВП. Если считать выручку, которая составляет около 5,1 трлн тенге, то соотношение падает до 12%. Если же считать только добавленную стоимость, то она составляет примерно половину, то есть около 5–6% от ВВП. Собственно, это справедливое отражение доли Фонда внутри ВВП. Такая же цифра выходит, если высчитать долю активов Фонда в общем объеме активов в экономике», — подсчитал экономист.

Подводя итог, Олжас Худайбергенов сказал, что в период кризиса государство должно играть активную роль, наращивая расходы таким образом, чтобы компенсировать падение частных расходов и постепенно стимулировать возобновление их роста.

«Конечно, неэффективные расходы должны снижаться, но одновременно должны наращиваться эффективные. Надеюсь, что трансформация Фонда позволит как в каждой отдельной компании, так и в целом по Фонду увеличить эффективность расходов и во время кризиса стать одним из ключевых антикризисных драйверов экономики», — закончил выступление спикер.

По словам директора Казахстанского института стратегических исследований Ерлана Карина, экспертное сообщество, считает, что без преувеличений, по своей актуальности и значению Трансформация должна стать проектом национального масштаба.

«Наши люди, общество в целом уже привыкли к модернизационной повестке. Это и есть, между прочим, одна из базовых ценностей нашей национальной идеологии – реформы и развитие. Мы всегда что-то меняли, пытались совершенствовать, причем во всех сферах – где-то получается, где-то нет, но мы не боялись осуществлять перемены, новации. Все 25 лет нашей новейшей истории, истории Независимого Казахстана – это 25 лет реформ, модернизации, постоянных перемен. Поэтому другого выбора у нас нет. Вопрос – только в скорости и качестве. В прошлом году повестка трансформации многим была непонятна, некоторые ее даже не разделяли, но сегодняшняя ситуация, сложившаяся внутри и вокруг страны, создала понимание, что трансформироваться нужно всем – государству, бизнесу, обществу и т. д. Сейчас важно то, чего может добиться «Самрук-Қазына» – флагман национальной экономики. От того, насколько успешно пройдет трансформация, будет зависеть динамика развития не только самих компаний, но и всего общества и государства, национальная конкурентоспособность», — заявил Ерлан Карин.

Что касается критики, то тут директор Казахстанского института стратегических исследований сказал, главная проблема фонда и деятельности компаний – это закрытость и оторванность. Из этого вытекает то, что для более эффективного проведения процесса обновления необходимо стремиться к более широкой прозрачности и открытости. Иначе все может остаться в рамках внутрикорпоративных задач и нужный результат не будет достигнут.

«Для этого надо внедрить механизм общественного контроля. Я знаю, что подобный институт уже существует на уровне фонда «Самрук- Қазына» в виде Общественного Совета, но думаю, что нужно рассмотреть и применить другие формы и подходы, расширяющие возможности для вовлечения различных общественных групп в обсуждении планов и текущих задач фонда и компании, то есть шире вовлекать общество», — предложил эксперт.

Читайте также