Налог на добавленную стоимость: заменить нельзя оставить

Опубликовано (обновлено )
С середины 2015 года в Казахстане идет дискуссия, стоит ли вместо налога на добавленную стоимость вводить налог с продаж.

Ввести более понятный налог с продаж или оставить сложный налог на добавленную стоимость? После того, как в середине 2015 года Нурсултан Назарбаев дал поручение правительству детально изучать этот вопрос, в Казахстане вспыхнула дискуссия. Свои плюсы и минусы есть у каждого из этих двух видов косвенных налогов. Более подробно в них «Къ» помог разобраться эксперт Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, учредитель «Big Sevens & Consulting» Айдын Ибрагимов.

Налог на добавленную стоимость

Аргументы «за»:

— Для государства налог на добавленную стоимость выгоден тем, что дает огромные поступления в бюджет. В 2014 году при импорте было уплачено 789, 3 млрд тенге. Еще 408, 9 млрд тенге, составил так называемый внутренний НДС, который оплачивают производители товаров, работ и услуг.

— НДС легче взимается на первом этапе. Завезенный товар не идет на рынок, пока не будет уплачен налог. Это более понятная схема, потому что в ином случае, отслеживать действия налогоплательщиков было бы тяжелее.

— Сейчас ужесточается администрирование НДС — вводятся сопроводительные накладные, электронные счета фактуры. Если налог на добавленную стоимость хотят заменить налогом с продаж, то к чему тогда эти затраты? В какой-то мере, это говорит о том, что лучше тогда до конца улучшать администрировании НДС и оставлять его.

Аргументы «против»:

— Каждый налогоплательщик должен платить 12% от той суммы, которую он набрасывает сверху. К примеру, если он купил товар или услугу за 100 тенге и продал за 120 тенге, то уплачивает 2,4 тенге в бюджет. При возврате НДС экспортерам, государство должно составить пирамиды до первого уровня поставщиков. Возмещаться должен только тот НДС, который был оплачен. Зачастую приходится проверять длинные цепочки, чтобы убедиться, что на каком-то этапе не были применены мошеннические схемы. Если не обнаружить нарушения, происходят потери в бюджете. По состоянию на 1 января 2015 года полтора триллиона тенге имели дебетовое сальдо к возврату.

— На X Налоговой конференции, проходившей в прошлом месяце, председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Даулет Ергожин отметил, что в Казахстане сборы по НДС меньше, чем объемы, возвращаемые из бюджета экспортерам.

— «Сколько оборотов сделал товар, подтвердится ли счет-фактура, возьмут ли в зачет НДС»? Такие вопросы могут беспокоить налогоплательщика. Если поставщика признают лжепредпринимателем или счет-фактура оформят не правильно, то приходится восстанавливать НДС и платить в бюджет.

— Как сказал президент Казахстана, «НДС сложный и непрозрачный». Обычному человеку в нем не просто разобраться. Так же по сравнению с налогом с продаж, его труднее рассчитывать.

Налог с продаж

Аргументы «за»:

— Налог с продаж более примитивен, поэтому более понятен не только бизнесменам, но и потребителям. К примеру, если НСП равен 5%, то при стоимости товара в 1000 тенге, легко рассчитать, что налог с продаж составит 50 тенге.

— Низкий процент по сравнению НДС делает НСП более привлекательным и доступным.

Аргументы «против»:

— Прежде чем вводить налог с продаж, нужно решить, кто его будет платить: импортеры и производители товаров, работ, услуг, оптовики или конечный потребитель. Если НСП будет уплачиваться на последнем этапе, тогда сразу можно говорить о потерях бюджета, которые составят 800 млрд тенге. Это официальные расчеты налоговых органов. Выиграют только импортеры.

— В Казахстане объем розницы занимает более половины, а рынки тяжело администрировать. Не смотря на то, что хотят вводить кассовые аппараты, есть психологический фактор. Если покупателю на базаре предложат заплатить не официальные 110 тысяч, а 100 тысяч тенге, он согласится. Конечного потребителя контролировать будет тяжело.

— Приток от НРП в бюджет, вероятнее всего, будет меньше. При этом если увеличить ставки, эффект будет обратным.

— По расчетам международных экспертов, введение НРП может повлиять на инфляционные процессы. К примеру, некий учебный центр, оказывая услуги гостинице, предъявит сумму вместе с 10% налогом с продаж . Гостиница оплатит ее, а затем, чтобы покрыть все расходы, надбавит цены на свои услуги, хотя также будет включать в них налог с продаж со своей стороны. Такой эффект получается от оказания услуг одного юридического лица другому юридическому лицу.

— Если НСП взимать на трех этапах, в Казахстане будут огромные цены. Причем, даже при низкой ставке. Но такое решение маловероятно.

Выводы и рекомендации:

— Переходить на налог с продаж, если он все-таки будет вводиться, необходимо плавно. На первом этапе можно создать комбинационную модель НДС и НСП. Резкий переход будет слишком тяжелым для экономики. Если государство готово пойти на уменьшение налоговых поступлений и обеспечит хорошее администрирование, вводить НСП имеет смысл.

— Одновременно НДС и НСП действуют в Канаде. Возможно, стоит взять во внимание опыт этой страны. Но в Канаде федеративное государство и в каждом штате изымаются разные налоги, а Казахстан – государство унитарное.

— В любом налоге есть понятия: плательщик, объект налогообложения, налогооблагаемая база, сроки уплаты и так далее. Перед тем как внедрять НРП, необходимо работать над этими базовыми критериями. Если налог с продаж изымать на конечном потребителе, возникнут потери бюджета. Если обложить НСП оптовиков, тогда не будет облагаться конечный потребитель, а если импортеров, не будут другие уровни. Необходимо рассматривать разные комбинации.

— Если налог с продаж взимать на конечном потребителе, необходимо дать определение, кто это. Физическое лицо, получающее услуги, юридическое лицо, потребляющее для собственных нужд или юридическое лицо, покупающее для перепродажи? Если юридическое лицо покупает для дальнейшей реализации, оно не должно уплачивать НСП, а если для личного пользования, то должно будет платить налог.

— Налог с продаж должен быть установлен в пределах от 3 до 10%. Мировая практика показывает, что если превысить эту отметку, это приведет к негативному эффекту.

— Вряд ли в Казахстане налогом с продаж будет облагаться экспорт. Государству нужен валютный приток, поэтому экспортеры должны получать преимущества.

Опыт других стран

США:

— Налог с продаж был введен с 1930 года. Взимается в 45 из 50 штатов. Уплаченные суммы НСП поступают в бюджеты штатов. Налог облагается на уровне розничной реализации товара конечному потребителю. Размер налога варьируется в зависимости от штата. Например, одна из самых высоких ставок – 10,25% действовала до лета 2010 года в Чикаго (Иллинойс), складываясь из налоговой ставки штата (6,25%), города (1,25%), округа (1,75%) и транспортного управления (1%). Дополнительные ставки в городе действуют на пищевые продукты и алкогольные напитки.

Япония:

— Впервые налог с продаж был введен в апреле 1989 года и был установлен на уровне 3%. В 1997 году налог был повышен до 5%, а с 1 апреля 2015 года до 8%. Налог с продаж дает до 20% поступлений в бюджет страны.

Россия и Малайзия

— В РФ налог с продаж вводился дважды: в 1991 году и в 1998 году. Так как это не дало ожидаемого эффекта и не увеличило поступления в бюджет, в апреле 2015 года НСП был отменен. Почти в это же время он был отменен и в Малайзии.

Читайте также