Как выжить в период кризиса? – советы предпринимателей

Опубликовано (обновлено )
Предприниматели считают, что кризис - это новые возможности

Как бизнесу выжить в период кризиса и какие возможности использовать? Что ждет казахстанский бизнес в ближайшем будущем и к чему стоит готовиться? Эти и другие вопросы были обсуждены во время бизнес-конференции 19 декабря в Шымкенте.

Организаторами конференции выступили Казахстанская Ассоциация предпринимателей «КАЗКА» совместно с Региональной Палатой Предпринимателей и Акимата ЮКО.

В конференции приняли участие более 500 предпринимателей со всего Казахстана, представляющих разные секторы экономики, известные эксперты, представители государственной власти.

Так, например, управляющий партнер хедж-фонда «Асадель Капитал» Маргулан Сейсембаев считает, что, чтобы успешно преодолеть кризисный период, необходимо следовать 5 принципам: «Во- первых: надо поднять кооперацию на новый уровень. Мелким предпринимателям необходимо кооперироваться, объединяться, работать вместе, воедино. Во-вторых: найти себе хорошего компаньона или инвестора. В-третьих: определить свой основной бизнес. Потому что по своему опыту знаю, многие предприниматели не могут дать точное определение своему бизнесу. Пора определить это. Лишнии услуги надо сократить или купить у других, т.е. вывести некоторые виды работы или подразделения своего предприятия в аутсорсинг. В-четверых: надо хранить деньги. Успех — это готовность и возможность. Каждый день перед людьми появляются новые возможности. И если ты не готов к этим возможностям, то они не принесут тебе выгоду. Во время кризиса, предприниматели должны уметь хранить и накапливать деньги. Должны экономить деньги. Ну и в-пятых: надо много работать. Например, в нормальном режиме завод работает 8 часов, а во время войны 24 часа. Так и предприниматели сейчас должны работать, если не 24 часа, то 16 часов уж точно».

Председатель правления АО «Capital Bank Kazakhstan» Гани Узбеков считает основным критерием развития экономики покупательскую способность населения, подтверждая давно известную истину: «Спрос рождает предложение»: «Население будет само определять, что ему нужно, а что нет. Те предприниматели, которые предлагают жизненно важные продукты — выживут. А те предприниматели, которые предлагают продукты, без которых население может выжить, могут потерпеть фиаско — у них будут проблемы со сбытом и им придется сокращать товарооборот».

Генеральный директор ТОО «Global Chemical Company» Жумабек Жаныкулов призвал отечественных бизнесменов заняться международным бизнесом: «Если мы хотим войти в ТОП-30 стран мира, то необходимо заниматься международным бизнесом. К этому я вас и призываю. Всем нам надо чаще выезжать за пределы Казахстана и принимать участие в международных выставках, конференциях, искать международных партнеров. Международный бизнес очень актуален, потому что страны, которые вокруг нас, могут открыть для нас дополнительные возможности. Например, Чимкентский регион перетянул ближние страны — Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и добыл очень много продуктов и все они проходят через Казахстан. Мы должны развивать международный бизнес в Казахстане. Занимайтесь любым бизнесом кроме нефти. Рискованно в период кризиса заниматься строительством. Во время кризиса человек возвращается к земле. Земля кормит, одевает, дает ресурсы. Поэтому в первую очередь необходимо развивать производство продуктов питания, сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленности, развивать торговлю в этих сферах».

«Главное отличие конференции в Шымкенте, ее наибольшая ценность — практическая направленность, — делятся впечатлениями участники конференции, — Сегодня мы не просто слушали сухие доклады, а имели возможность получить поистине ценные практические советы, задать волнующие нас вопросы, поделиться опытом, обменяться деловыми контактами, обрести потенциальных бизнес-партнеров».

В ходе конференции были рассмотрены актуальные проблемы предпринимательской деятельности во время кризиса, приоритетные отрасли, зоны риска, востребованные направления развития бизнеса.

«В последние годы мы в большинстве своем занялись импорто-замещением, считая это выгодным. Предприниматели сейчас говорят, что могут конкурировать с товарами из Турции и Китая. Мелкие производители, которые только начали открывать свои предприятия, утверждают, что спрос на наши отечественные товары растет, даже если цена одинаковая, у них нет таможенного риска, штампового риска и риска задержки. Производителю нужны три вещи: тариф на сырье, тариф на зарплату и тариф на себестоимость. Если сырье отечественное, то и цена на товар будет ниже.

В настоящее время производя любую продукцию у себя, будь то носки, ковры, даже крашеная веревка — намного дешевле производить это у себя в стране, и мы это видим! Нужно не просто знать, а пользоваться возможностями. Даже проблема отношений между Россией и Турцией открыла возможности для нас. Потому что заставила их предпринимателей прийти к нам, потому что через нас берут их товар. То есть надо пользоваться возможностями, и тогда мы уйдем от сырьевой экономики. Нужно искать новые ниши. Вот, например, нынче у нас нехватка хлопка, но со следующего года мы будем больше инвестировать в эту отрасль. Нужно быть смелее! Поэтому давайте пользоваться возможностями, но так, чтобы при этом не страдало качество. Надо строить мелкие предприятия с качественной продукцией. Мы сами импортеры, привозили товары из Китая, так как эти товары стоили дешевле, чем местные, но после того как доллар подорожал, ситуация изменилась, китайский товар дороже и надо воспользоваться этим временем! Сейчас самое время открывать бизнес, но для нас важна статистика. Чтобы мы планировали сколько производить. А развивая собственное производство, мы помогаем государству, создаем новые рабочие места. Ведь чем меньше импорт, тем больше работы».

Кроме того, на конференции были рассмотрены вопросы управления персоналом, оптимизации и модернизации производства, оптимизации кадровой политики, а также предложены новые идеи развития казахстанского бизнеса.

Читайте также