Контрабандисты наносят госбюджету РК урон на миллиарды долларов

Опубликовано
Из-за занижения таможенной стоимости товаров, идущих по каналу внешней торговли между Казахстаном и Китаем, республиканский бюджет ежегодно теряет до 1,5 млрд долларов

Из-за занижения таможенной стоимости товаров, идущих по каналу внешней торговли между Казахстаном и Китаем, республиканский бюджет ежегодно теряет до 1,5 млрд долларов

Выступая на X Налоговой конференции в минувшую пятницу, заместитель председателя Комитета госдоходов Министерства финансов РК Госман Амрин представил доклад на тему: «Противодействие теневой экономике во внешнеэкономической сфере. Знакомя с ним аудиторию, он рассказал о масштабах деятельности контрабандистов на примере торговли Казахстана с Китаем.

«Механизмы контрабандной деятельности постоянно совершенствуются. По данным статистики внешней торговли РК за прошлый год импорт товаров народного потребления из Китая — одежды, обуви, изделий из кожи, составил 1 млрд долларов, что практически составляет 14% от общего импорта республики РК из КНР. В госбюджет поступило 63 млрд тенге доходов. В этом году по этим же товарным позициям импорт составил чуть менее 400 млн долларов, а в бюджет поступило всего 21,4 млрд тенге. Наша практика свидетельствует о том, что после ужесточения режимов досмотра на таможенных пунктах пропуска в течение последних двух лет, одним из основных механизмов контрабандного ввоза на сегодня является занижение таможенной стоимости. Исходя из уголовной практики, мы можем сказать, что занижение составляет от 30 до 50%. Таким образом, только лишь от официального статистического оборота теневой оборот составляет не менее 0,5 млрд долларов США. Другие цифры показывают, что официальные данные по импорту между РК и КНР разнятся у нашей республики и Китая. Здесь потери республиканского бюджета могут составлять порядка 1 млрд долларов плюсом. Таким образом, общий объем теневого рынка на канале контрабанды по нашим экспертным оценкам составляет не менее 1,5 млрд долларов. Это без учета того, что находится в тени еще и во внутреннем обороте», — поделился информацией Госман Амрин.

Исходя из таких показателей, заместитель Председателя Комитета госдоходов подробно остановился на тех, кто занимается импортом – на участниках ВЭД. Как выяснилось, примерно 90% из них, по сути, должны находиться в красном коридоре и только 5% в зеленом, хотя все должно быть наоборот.

« У нас зарегистрировано 2775 участников ВЭД, но, к сожалению, только 58 из них по всем международным стандартам можно отнести к добросовестным участникам ВЭД. Состоящие на республиканском мониторинге 42 налогоплательщика занимают всего лишь 1,2% от общей доли импорта. Из них 10 — отечественные товаропроизводители, занимающие в этом импорте 0,1%. Примерно 2,5 тысячи компаний – недобросовестные участники ВЭТ. Это 438 юридических лиц – фирмы одногодники, зарегистрированные в качестве участников ВЭТ в 2013-2015. На них приходится 35% импорта. У 304 или более участников ВЭТ, а это 10%, коэффициент налоговой нагрузки по налоговым платежам составляет ноль. На них приходится 61% от общего импорта. У 702 участников ВЭД размер уставного капитала не превышает 500 тысяч тенге. У 211 участников ВЭТ вообще отсутствуют наемные работники. У 520 отсутствуют какие-либо активы. У 442 в течение анализируемого периода менялись учредители. На основании анализа, становится ясно, что никакие современные технологии таможенного администрирования: пост-таможенный контроль, электронное декларирование, сквозной контроль, не дают позитивного эффекта, если в первую очередь не решим вопрос профессионализации этого сектора», — сделал вывод докладчик.

На сегодняшний день Комитет государственных доходов продолжает работу, направленную на приведение участников ВЭТ к соответствию мировым стандартам.

«Мы внесли налоговые изменения, связанные с получением статуса уполномоченных экономических операторов. Казахстанский опыт говорит, что необходимо былоусиливать финансовую ответственность участников ВЭТ, поэтому мы сделали обязательным проведение аудиторских проверок для участников ВЭТ, который хочет получить статус оператора. Кроме этого, теперь необходимо предоставлять банковскую гарантию на сумму не менее 1 млн евро, чтобы стать участникам ВЭТ. Также обязательным требованием является осуществление внешне-экономической деятельности не менее 3 лет и предоставление не менее 10 деклараций ежегодно.

Другими действенными шагами про профессионализации рынка, по словам Госмана Амрина, станет создание Ассоциации операторов, внедрение института обязательного предварительного информирования и декларирования. Он напомнил, что предварительная информация перед прохождением таможенного контроля должна подаваться за 2 часа, в текущем году из 275 тысяч декларация только 8,922 тысяч были поданы вовремя.

«Теневой бизнес не хочет подавать декларации, потому что все этого повышает прозрачность. Нам сразу становится ясно, попадают они в красный коридор или в зеленый», — пояснил заместитель Председателя Комитета госдоходов.

Еще одной мерой станет то, что с 1 января 2016 года, брокеры, владельцы СВХ и другие участники, оказывающие услуги бизнесу, начнут работать в системе электронных счетов фактур.

Кроме того, Госман Амрин отметил, что в Казахстане извращена суть ИП, в результате чего, мелкие частники, получая допуск в международную торговлю, имеют возможность заниматься перевозкой контрабандных грузов.

«Я считаю, что микропредприниматель не должен иметь допуск к международным перевозкам, и это не есть посягательство на бизнес. У нас ИП уже стало заниматься и финансовыми услугами, находится и в международной торговли, и в строительстве, тогда как во всем мире ИП — это ремесло: парикмахеры, сапожники», — напомнил докладчик.

Завершил же свое выступление представитель Минфина тем, что подчеркнул важность повышения зарплат работникам таможни.

«Пока не будет мотивации к добросовестному и честному труду, мы коррупцию не победим. В таможне получают 80 тысяч тенге. Работать за такие деньги никто не хочет», — сказал он.

Читайте также