Заморский фаст-фуд атакует. Пока отечественный пребывает в анабиозе

Опубликовано
Местные рестораны фаст-фуда могут успешно конкурировать с международными брендами, считают игроки казахстанского рынка быстрого питания. Но люди с серьезным капиталом пока не торопятся вкладывать в местный фаст-фуд.

Местные рестораны фаст-фуда могут успешно конкурировать с международными брендами, считают игроки казахстанского рынка быстрого питания. Для этого в Казахстане имеются и спрос на быструю, калорийную еду и продукты, из которых можно приготовить его. Но люди с серьезным капиталом пока не торопятся вкладывать в местный фаст-фуд.

Еще с начала текущего года поклонники McDonald’s и Starbucks с волнением ожидают прибытие этих брендов на рынок общепита Казахстана. Появившиеся же ранее международные бренды быстрого питания и кофеен, судя по разным оценкам, уже пользуются большим успехом, чего нельзя сказать о местных сетях общественного питания.

Большинство экспертов считают, что проблема предприятий быстрого питания – в технологиях, а точнее — в их отсутствии.

«У населения доход невысокий, не всем по карману рестораны. И фаст-фуд — очень хорошее решение. Ведь фаст-фуд – это небольшое количество продуктов, которые дают большое количество калорий, необходимых для человека. И тут, я считаю, что наши местные продукты доминируют. Однако у нас не разработаны соответствующие технологии — мы не умеем соблюдать технологический процесс. К примеру, даже на обычном базаре можно найти отличную, вкусную пищу — манты, чебуреки, шашлыки… Но другое дело – в каких условиях все это готовится», — сказал креативный директор ресторана выездного обслуживания Figaro Юрий Пааль в беседе с «Къ».

Как считает директор Caspian International Restaurants Group Абдалла Хафез, преимущество международных брендов как раз в тех самых технологиях, с помощью которых и конкурируют сегодня большие игроки фаст-фуда.

«Казахстанский официальный рынок общественного питания еще пока молод. Из серьезных игроков, кто готов играть по жестким международным правилам и стандартам пищевой безопасности в Казахстане сейчас есть всего два игрока – мы и Burger King. Под жесткими стандартами я подразумеваю наличие правил, которые регламентируют практически любое действие вплоть до последовательность мытья рук, сроков хранения продуктов, правила обработки морозильников и камер хранения и т.д.»,- говорит г-н Хафез. Также бизнесмен считает, что в Казахстане нет препятствия для развития такого бизнеса, и мнения о том, что в Казахстане сложно делать бизнес – «это всего лишь попытки объяснить свою лень».

По мнению основателя казахстанской сети стрит-фуда Red Dragon Константина Авершина, развитию рынка быстрого питания должны способствовать местные контрольно-надзорные органы, от которых трудно добиться разрешения ставить киоски, а выгодные площади в ТРЦ стоят дорого.

«Фаст-фуд развивать надо. Для того, чтобы хотя бы в этом сегменте рынка пытаться успешно конкурировать с международными брендами. Почему до сих пор нет казахстанского бренда фаст-фуд? Наверное, это связно с условиями присутствия на улицах. Это очень сложно, присутствовать на улицах в Казахстане, в Алматы, в частности. Потому что чиновничий аппарат зачастую просто противодействует», — пожаловался бизнесмен.

Директор российской франшизы «Додо Пицца» в Казахстане Алексей Ковальчук считает, что есть комплекс причин, почему франчайзи делают ставки на международные бренды.

« Во-первых, если какая-то концепция хорошо заработала в мире или в России, то велика вероятность того, что она подойдет и к нам. К тому же чем больше точек у сети, тем этот бизнес устойчивей. Франчайзи пользуется услугами поставщиков, с которыми уже налажены контакты. К примеру, мне было проще договариваться с той же Pepsi. Франшиза дает всю необходимую маркетинговую информацию, она находится в базе данных, куда франчайзи имеет свободный доступ. К примеру, у нас раз в месяц вводится в ассортимент какая-нибудь новая пицца. Опять-таки, я не сам его тестирую прежде, чем внести его в меню. Пиццу тестируют в России, на местном рынке, и если опыт окажется удачным, его распространяют по сети», — перечислил выгодные стороны франшизы бизнесмен.

«Къ» также поинтересовался у игроков о возможностях расширения линейки продуктов казахстанского производства, которые смогут заменить импортные ингредиенты тех же Burger King или «Додо Пицца».

Бизнесмены говорят, что основным составляющим некоторых фаст-фуд можно найти достойную замену и в Казахстане. По словам Алексея Ковальчука, колбасные изделия, подходящие для своей пиццы он нашел и в Казахстане, а о качестве казахстанской муки сомневаться не стоит. Однако нашлись и такие местные производители, которых потребности заказчика оставили равнодушными. «Моцареллу я полностью везу из России, потому что у нас тут есть всего один завод, но они не хотят продавать большими партиями. Выпускают в мелких упаковках. Я сказал, что буду брать 300 кг в месяц, но они мне, к сожалению, так и ничего не предложили», — говорит директор «Додо Пицца».

В случае с Burger King все оказалось сложнее. По словам председателя совета директоров Burger King в Казахстане Ануара Утемуратова, чтобы открывать в стране завод по производству необходимых ингредиентов для ресторанов данного бренда, нужно быть уверенным в том, что завод этот будет обеспечен определенным объемом работы. Иначе заводу трудно будет окупить затраты на технологии, которых предоставит франчайзер.

«Процесс не простой, потому что размеры нашего рынка не сравнить с рынками таких стран, как Китай или Россия. А там международные бренды появились еще в 90-х годах, и цикл развития сетей у них намного опередил наш рынок, что тоже влияет на уровень спроса. Но мы сейчас находимся в поиске местных партнеров», — уверяет бизнесмен.

Как бы то ни было, по словам игроков рынка, фаст-фуд в Казахстане еще не достиг такого размера, чтобы насытить рынок. Более того, по мнению г-на Утемуратова, в течение 3-5 лет Казахстан ожидает экспансия новых международных сетей.

«Наши исследования в различных фокус-группах показывают, что в Казахстане очень ценят международные бренды. Считается, что если компания присутствует во многих станах, значит, он что-то делает правильно, что это признак качества, и ему доверяют»,- говорит он.

Что же касается казахстанских сетей фаст-фуд, то про них пока не слышно даже на местном рынке, говорят эксперты. И в этом, похоже, виноваты сами владельцы этих сетей.

«О них на нашем информационном поле ничего не слышно. Я, к примеру, искал франшизу через интернет, но не увидел никакой привлекательной информации о наших местных брендах на казахстанских сайтах. Я даже не знаю, у кого бы взял франшизу в Казахстане. Про них нет никакой информации», — говорит г-н Ковальчук.

По данным компании Burger King , в 2014 году основными местными игроками рынка фаст-фуд в Казахстане являлись Gippo (45 киосков), Texas Chicken ( 5 ресторанов), MR. Burger (6 ресторанов) и Starburger (3 ресторана). К сожалению, на просьбу «Къ» побеседовать на тему фаст-фуда в Казахстане, в местных компаниях ответили отказом, ссылаясь на занятость.

Справка "Къ"

  • Годовой оборот рынка фаст-фуда в Казахстане составляет сегодня $150-200 млн.
  • На рынке присутствует только три крупных сети: Burger King, KFC и Hardee`s .
  • На данный момент в Казахстане работает 23 ресторана Burger King. Объем инвестиций в проект составляет $16 млн.
  • KFC располагает 25 ресторанами в Алматы и в Астане. Бренд принадлежит компании Americana Group, которая зерегистрировала в Казахстане ТОО The Caspian International Restaurants company, куда кроме KFC входят Hardee’s, Pizza Hut и Costa Coffee.
Читайте также