Казахстанский эксперт рассказал почему падают Яки

Опубликовано
Минтранском РК распорядился провести проверки Як-42 компаниям SCAT, Irtysh-Air и «Авиа-Жайнар». Перевозчики к проверкам относятся спокойно. В отличие от пассажиров: первой в Казахстане отказалась лететь на Як-42 хоккейная команда «Барыс». По мнению специалистов, внимание к типу судна может усилить процессы консолидации бизнеса на авиарынке.

Минтранском РК распорядился провести проверки Як-42 компаниям SCAT, Irtysh-Air и «Авиа-Жайнар». Перевозчики к проверкам относятся спокойно. В отличие от пассажиров: первой в Казахстане отказалась лететь на Як-42 хоккейная команда «Барыс». По мнению специалистов, внимание к типу судна может усилить процессы консолидации бизнеса на авиарынке.

Министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев провел 8 сентября нынешнего года совещание по обеспечению безопасности при эксплуатации воздушных судов Як-42 в Казахстане. Как пояснили в министерстве, непосредственная причина собрания – авиакатастрофа в Ярославле (РФ).

Напомним, 7 сентября нынешнего года самолет Як-42 принадлежавший АК «ЯК Сервис», потерпел крушение после вылета из аэропорта Туношна. На борту находились 45 человек – 8 членов экипажа и 37 игроков ярославской хоккейной команды «Локомотив». В результате катастрофы выжили только двое — хоккеист Александр Галимов и один из членов экипажа Александр Сизов. По факту трагедии возбуждено дело по статье «нарушение правил безопасности полетов». Рассматриваются все версии происшедшего.

Как предположил в комментарии «Къ» вице-президент по безопасности аэропорта Алматы Нурлан Жумасултанов, скорее всего, у самолета возникла проблема с перекладкой стабилизатора. «Видимо, возник «увод стабилизатора». Такая проблема у Як-42 была в начале 80-х годов, когда из-за выработок в медной буксе от стальной червячной передачи стабилизатор «уводило на пикирование». В горизонтальном полете самолет начинало бросать носом вниз. На разбеге или взлете его невозможно было поднять. Тогда из-за этого разбилось два или три Як-42. Потом медные буксы заменили на стальные, и проблема исчезла. Но, видимо, время не щадит и сталь. Этим и объясняется, что самолет в Ярославле смог оторваться от 3-хкилометровой ВПП только в конце, когда он набрал достаточную скорость. Он взлетел, благодаря подъемной силе, образовавшейся на крыльях. Затем, оторвавшись от земли, из-за уведенного стабилизатора самолет потерял управление по тангажу, накренился и рухнул на землю». В Комитете по гражданской авиации в настоящее время ждут результатов расследования от Межгосударственного авиационного комитета.

В Казахстане в настоящее время на пассажирских перевозках эксплуатируются всего 4 ЯК-42. Их используют авиакомпании SCAT, Irtysh-Air и Авиа-Жайнар. «У SCAT два самолета, у Irtysh-Air и Авиа-Жайнар по одному. Все они – 1992-1993 годов выпуска. В общем, это нормальный возраст для самолета. В США, например, средний возраст составляет 18 лет, у нас он около 18-19 лет», – сообщил начальник управления безопасности полетов Комитета гражданской авиации РК Анатолий Рудой. По его словам, в последнее время к казахстанским ЯК-42 нареканий не было. Но Минтранском все же отправил в авиакомпании срочные радиотелеграммы о проведении в срочном порядке технического осмотра ЯК-42 на соответствие нормам летной годности. В течение двух дней авиаперевозчики должны составить акты о техническом состоянии бортов и их пригодности к полетам.
Сами перевозчики относятся к проверкам спокойно. «Нас и так каждый месяц проверяют, нам не привыкать. Нормальные у нас самолеты, не переживайте», – заявил «Къ» президент АК SCAT Владимир Денисов.

Между тем, пассажиры уже начали отказываться от полетов на ЯК-42. В частности, хоккейный клуб «Барыс» (Астана) вынужден искать нового перевозчика, поскольку прежний, Fly Jet, не смог предоставить команде другой, кроме ЯК-42, тип самолета. «В настоящее время клуб рассматривает несколько вариантов замены авиаперевозчика», – заявила пресс-секретарь клуба Динара Бекова.

По мнению г-на Рудого, пассажиры в последние годы стали интересоваться типом самолета, на котором они полетят. Тем самым они способствуют процессу укрупнения авиакомпаний, который начался в мировой практике с начала 2000-х годов и особенно усилился с наступлением финансового кризиса. «Чем больше судов у компании, тем больше внимания она уделяет поддержанию летной годности, тем более она финансово устойчива», – пояснил он. В Казахстане еще несколько лет назад работало более 50 авиакомпаний, в настоящее время их около 35.

Читайте также