1828 просмотров

Рынок меди (обзор от 23 мая 2011 г.)

За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой понизилась с $9006,5 до $8982,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $9035,0 до $9005,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 20 мая - $8989,0 за тонну.

Рынок меди (обзор от 23 мая 2011 г.)

Рынок меди (обзор от 23 мая 2011 г.)
За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой понизилась с $9006,5 до $8982,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $9035,0 до $9005,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 20 мая - $8989,0 за тонну.

Запасы меди на отслеживаемых биржей LME складах за последний торговый день уменьшились с 467,0 до 466,2 тыс. тонн.

Средняя цена наличной меди на LME за январь 2011 года – $9555,70, за февраль – $9867,60, за март – $9530,65, за апрель – $9483,25, а в среднем за прошедшие дни мая - $8888,8 за тонну.

Официальная цена (settlement) июньских фьючерсных медных контрактов на площадке COMEX (подразделение Нью-Йоркской коммерческой биржи New York Mercantile Exchange, NYMEX) за последний торговый день повысилась с $8922,1 до $9080,8 за тонну. Запасы меди на COMEX за последний торговый день уменьшились с 81,4 до 81,1 тыс. тонн.

Официальная цена (settlement) июньских медных контрактов на Шанхайской фьючерсной бирже Shanghai Futures Exchange (ShFE) за последний торговый день (в пересчете с юаней) понизилась с $10452 до $10406 за тонну. Запасы меди, отслеживаемые Шанхайской фьючерсной биржей, за прошедшую неделю уменьшились с 105,4 до 90,1 тыс. тонн.

По данным Shanghai Metals Market, на Шанхайском спотовом рынке средняя цена наличной меди за последний торговый день (в пересчете с юаней) понизилась с $10519 до $10476 за тонну.

В пятницу, 20 мая, биржевые котировки меди в Лондоне и Шанхае понизились, а в Нью-Йорке повысились на фоне противоречивых новостей о происходящем в мировой экономики. Аналитик брокерской компании MF Global Эдвард Мейер (Edward Meir), мнение которого привел Metal Bulletin, считает, что движение котировок меди в пятницу происходило на фоне смешанных рыночных сигналов. Если в Лондоне и Шанхае на снижение биржевых котировок меди повлияло снижения курса евро к доллару США в Европе, то в Нью-Йорке, по мнению аналитика OptionSellers.com Майкла Гросса (Michael Gross), которое привело агентство Dow Jones Newswires, росту котировок меди способствовали прогнозы о повышении промышленного производства в США, а также, видимо, повлияла вышедшая статистика по рынку труда США, в частности, снижение числа первичных заявок на пособие по безработице за прошлую неделю. Возможно, на рост цен подействовало и ожидание забастовки на медных предприятиях в Перу, где местная Федерация профсоюзов объявила о начале этой забастовки 30 мая.

Возможно, снижение цен на медь близко к завершению, полагают в Commerzbank. Хотя медь падала в цене в последние месяцы из-за слабого китайского спроса, но снижение складских запасов меди, отслеживаемых Шанхайской фьючерсной биржей ShFE, заставляет думать, что интерес азиатских стран к меди возвращается. Запасы на ShFE снизились впервые ниже отметки 100 тыс. тонн с октября 2010 года, да и запасы меди на складах, отслеживаемых биржей LME, в последние дни уменьшались.

По мнению аналитика Shanghai Metal Market Чжу Лина (Zhu Lin), которое привело агентство Dow Jones Newswires, китайский импорт меди в текущем году может снизиться из-за давления нестабильных мировых цен и больших складских запасов этого металла. «Поставки меди от чилийской компании Codelco (по долгосрочным контрактам с китайскими покупателями меди) в Китай сократятся в 2011 году на 30%», – заявил Zhu Lin во время промышленной конференции в Пекине. Крупные запасы меди, накопленные в 2009 году, когда выгодные арбитражные возможности подстегнули торговые дома к ввозу значительных объемов меди, являются еще одним фактором, сдерживающим китайский импорт меди в текущем году, отметил Zhu Lin. «Однако Китаю в стратегическом смысле не хватает меди и улучшение ценового спреда Шанхай–Лондон может снова сделать закупки меди привлекательными в ближайшие месяцы», – отметил Zhu Lin.

Информационно-аналитический портал лондонского журнала Metal Bulletin привел мнение брокерской компании Natixis Commodity Markets Limited, которая участвует в торгах на Лондонской бирже металлов (LME), и которая подняла свой прогноз по меди на 2011 год в ожидании, что последнее снижение котировок на Лондонской бирже металлов будет недолгим. Средняя цена меди в 2011 году поднята до $9450 за тонну, а в 2012 году - до $9700 за тонну.

Metal Bulletin привел также сообщение с собрания медных потребителей, производителей и трейдеров на весенней встрече Американского медного совета American Copper Council (ACC) в Монреале. Там состоялось обсуждение мирового рынка меди, и было констатировано, что этот рынок остается устойчивым, а заключаемые договора являются удовлетворительными и для производителей, и для потребителей. Спотовый рынок остается тихим, и клиенты довольны своими договорными объемами.

Вероятно, в ближайшие дни биржевые котировки меди повысятся, так как запасы меди на мировых биржах продолжают снижаться. Общий объем запасов меди на биржевых складах Шанхая, Нью-Йорка и Лондона, снизился в мае на 2,8%, и достиг минимальных показателей с февраля текущего года. А предложение меди сокращается уже два месяца подряд.

На фоне позитивных прогнозов брокерская компания MF Global, участвующая в торгах на бирже LME (Ring Dealing Members - участник с максимальными правами, торгующий на биржевом ринге), 20 мая подняла уровень ценовой поддержки (support) для меди с $8504 до $8944 за тонну, а уровень ценового сопротивления (resistance) – с $8944 до $9200 за тонну.

Обзор подготовлен обозревателем "Казахмыс" Владиславом Николаевым.

banner_wsj.gif

107 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg