1378 просмотров

Рынок меди (обзор от 20 мая 2011 г.)

Обзор мирового рынка меди на утро 20 мая 2011 года.<br />За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой повысилась с $8896,5 до $9006,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $8931,0 до $9035,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 19 мая - $8988,5 за тонну.

Рынок меди (обзор от 20 мая 2011 г.)

Рынок меди (обзор от 20 мая 2011 г.)
Обзор мирового рынка меди на утро 20 мая 2011 года.
За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой повысилась с $8896,5 до $9006,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $8931,0 до $9035,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 19 мая - $8988,5 за тонну.


Запасы меди на отслеживаемых биржей LME складах за последний торговый день уменьшились с 467,8 до 467,0 тыс. тонн.

Средняя цена наличной меди на LME за январь 2011 года – $9555,70, за февраль – $9867,60, за март – $9530,65, за апрель – $9483,25, а в среднем за прошедшие дни мая - $8881,6 за тонну.

Официальная цена (settlement) майских фьючерсных медных контрактов на площадке COMEX (подразделение Нью-Йоркской коммерческой биржи New York Mercantile Exchange, NYMEX) за последний торговый день понизилась с $9037,8 до $8922,1 за тонну. Запасы меди на COMEX за последний торговый день уменьшились с 81,5 до 81,4 тыс. тонн.

Официальная цена (settlement) июньских медных контрактов на Шанхайской фьючерсной бирже Shanghai Futures Exchange (ShFE) за последний торговый день (в пересчете с юаней) повысилась с $10196 до $10452 за тонну. Запасы меди, отслеживаемые Шанхайской фьючерсной биржей - 105,4 тыс. тонн.

По данным Shanghai Metals Market, на Шанхайском спотовом рынке средняя цена наличной меди за последний торговый день (в пересчете с юаней) повысилась с $10381 до $10519 за тонну.

Вчера, в четверг, 19 мая, биржевые котировки меди в Лондоне и Шанхае повысились на фоне ослабления доллар, а в Нью-Йорке понизились из-за негативной американской экономической статистики. Сегодня, в пятницу, возможно снижение котировок меди. Агентство Reuters привело мнение Стивена Бриггса (Stephen Briggs), аналитика из банка BNP Paribas, который сказал, что торговля медью в четверг была осторожной. «После сильного роста рынок стал более осторожным, и нужно помнить о резком спаде в начале этого месяца», - сказал Стивен Бриггс. «Инвесторы не столь уверены теперь, как это было несколько месяцев назад», - сказал аналитик брокерской компании MF Global Эдвард Мейер (Edward Meir).

Фундаментальные факторы на мировом рынке меди не меняются, ожидается рост спроса в мировом масштабе и прогнозируется нехватка поставок, сообщило агентство Reuters. При позитивном настрое все ждут дефицита и призывают запасаться медью, как только ситуация ухудшается, сразу вспоминают о росте запасов на биржевых складах и пытаются оценить объем скрытых запасов в Китае. При ценах выше $9000 за тонну китайские потребители не спешат закупать металл, а пользуются запасами, общий объем которых ассоциация цветных металлов Китая (China Nonferrous Metals Industry Association) оценивает в 1 млн. тонн. Компании в Китае стали массово использовать медь в качестве залога при получении банковских займов. Все это подрывает прогноз о грядущем дефиците меди и не стимулирует ее подорожание в краткосрочной перспективе. Однако к концу 2011 года эксперты International Copper Study Group ждут превышения спроса над предложением в 380 тыс. тонн и соответственно роста цен.

По сообщению агентства Bloomberg, биржевые котировки меди в Лондоне могут снизиться, так как некоторые инвесторы продадут металл, чтобы зафиксировать прибыль после роста цен. Трейдеры и аналитики сомневаются в способности меди удержать взятый курс в краткосрочной перспективе, так как этот металл остается уязвимым перед внезапными изменениями в настроениях рынка. «Устойчивость меди на уровне выше $9000 за тонну стоит под вопросом, – говорит аналитик Barclays Capital Гейл Берри (Gayle Berry). – Этот хрупкий рынок все еще невероятно чувствителен к макроэкономическим новостям». «Пока мировая экономика продолжает двигаться дорогой развития, мы можем предполагать, что медь достигнет $9500 за тонну или около того, однако я не наблюдаю пока у нее «запала»», - заявила директор одного из подразделений Linn Group Ира Эпштейн (Ira Epstein). В Шанхае арбитражная торговля между LME и ShFE сейчас практически прекратилась, завил один из шанхайских трейдеров. А в Standard Bank считают, что последний подъем цен является отражением роста спроса на медь в Китае, однако опасаются слишком быстрого роста, который явно опережает вызвавшие его причины.

Намек Standard Bank на спекулятивные факторы понятен, а курс доллара является сейчас главным фактором для международных рынков. Потому интересно заявление относительно американской валюты наиболее близкого к американским монетарным властям финансового игрока – банка Goldman Sachs, который предполагает слабость доллара в этом году.

Агентство Dow Jones Newswires привело мнение чилийской компании Codelco, которая оптимистична в долгосрочных ценах на медь, ссылаясь на высокий спрос в Китае. В то же время президент компании Gerardo Jofre отметил, что в ближайшем времени медные цены будут под влиянием роста процентной ставки в Китае.

Крупнейшая брокерская компания MF Global, участвующая в торгах на бирже LME (Ring Dealing Members - участник с максимальными правами, торгующий на биржевом ринге), 19 мая оставила уровень ценовой поддержки (support) для меди на отметке $8504 за тонну, а уровень ценового сопротивления (resistance) - $8944 за тонну.

Обзор подготовлен обозревателем "Казахмыс" Владиславом Николаевым.

banner_wsj.gif

107 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg