1192 просмотра

Рынок меди (обзор от 19 мая 2011 г.)

Обзор мирового рынка меди на утро 19 мая 2011 года.<br />За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой повысилась с $8863,0 до $8896,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $8881,0 до $8931,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 18 мая - $9034,0 за тонну.

Рынок меди (обзор от 19 мая 2011 г.)

Рынок меди (обзор от 19 мая 2011 г.)
Обзор мирового рынка меди на утро 19 мая 2011 года.
За последний торговый день на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) официальная цена наличной меди с немедленной оплатой и поставкой повысилась с $8863,0 до $8896,5 за тонну, а цена меди с поставкой через три месяца – с $8881,0 до $8931,0 за тонну. Неофициальная цена наличной меди при закрытии торгов вечером 18 мая - $9034,0 за тонну.


Запасы меди на отслеживаемых биржей LME складах за последний торговый день увеличились с 467,5 до 467,8 тыс. тонн.

Средняя цена наличной меди на LME за январь 2011 года – $9555,70, за февраль – $9867,60, за март – $9530,65, за апрель – $9483,25, а в среднем за прошедшие дни мая - $8871,2 за тонну.

Официальная цена (settlement) майских фьючерсных медных контрактов на площадке COMEX (подразделение Нью-Йоркской коммерческой биржи New York Mercantile Exchange, NYMEX) за последний торговый день повысилась с $8798,6 до $9037,8 за тонну. Запасы меди на COMEX за последний торговый день уменьшились с 81,8 до 81,5 тыс. тонн.

Официальная цена (settlement) июньских медных контрактов на Шанхайской фьючерсной бирже Shanghai Futures Exchange (ShFE) за последний торговый день (в пересчете с юаней) повысилась с $10190 до $10196 за тонну. Запасы меди, отслеживаемые Шанхайской фьючерсной биржей - 105,4 тыс. тонн.

По данным Shanghai Metals Market, на Шанхайском спотовом рынке средняя цена наличной меди за последний торговый день (в пересчете с юаней) повысилась с $10232 до $10381 за тонну.

В среду, 18 мая, биржевые котировки меди в Лондоне, Нью-Йорке и Шанхае повысились на фоне дальнейшего ослабления доллара США. Китайский аналитик Yang Jun из China Futures Co заявил агентству Reuters, что ситуация на рынке цветных металлов сейчас зависит в основном от курса доллара и статистических данных из США, которые показали, что жилищное строительство и разрешения для будущего строительства домов упали в апреле. Американская промышленность в апреле также показала негативную динамику. Такое же мнение высказал и аналитик брокерской компании MF Global Эдвард Мейер (Edward Meir), который сказал, что на котировки меди действовали в основном технические факторы.

Агентство Dow Jones Newswires привело отчет Всемирного бюро статистики рынка металлов World Bureau of Metal Statistics (WBMS), в котором сказано, что на мировом рынке меди накопился избыток металла в 118 тыс. тонн за первые три месяца 2011 года, по сравнению с 43 тыс. тонн избытка по итогам 2010 года. Глобальное медное потребление за первые три месяца 2011 года составляло 4,641 млн. тонн, по сравнению с 19,13 млн. тонн за весь 2010 год.

Крупнейшая китайская медная компания Jiangxi Copper Co Ltd. планирует выпустить в 2011 году 1,0 млн. тонн меди, против 900 тыс. тонн в прошлом году, сообщило агентство Reuters. А к 2015 году производство меди увеличится до 1,5 млн. тонн, заявил агентству Reuters директор компании Long Ziping. Но и спрос на медь в Китае будет расти и даже удвоится в ближайшие 10 лет из-за увеличения потребления ее в производстве кабеля, сообщило агентство Bloomberg. Такие прогнозы сделали в китайской корпорации Hu An Cable Holdings Ltd. По оценке исполнительного директора этой корпорации Dai Zhixiang, в ближайшее десятилетие спрос на медь будет расти по мере увеличения активности в секторе производства кабеля и другой продукции необходимой для инфраструктуры.

Ценам на медь суждено вырасти снова, считают аналитики Australia and New Zealand Bank (ANZ). По их мнению, фоном для роста станет возвращение на рынки Китая, которого удерживала от активных торгов политика правительства по охлаждению экономики. Устойчивое сокращение запасов меди на Шанхайской бирже в последние две недели и падение затрат на переработку медных концентратов в мире являются хорошими признаками возникновения активности в пополнении запасов меди в Китае. К тому же сейчас цены на медь привлекательны. С технической точки зрения цены на медь могут вновь протестировать максимумы последних месяцев. Поэтому в ближайшие 2-3 месяца они могут вырасти до $9750 и даже до $10000 за тонну, заключили аналитики ANZ.

Агентство Reuters сообщило вчера из Амстердама о том, что глобальное медное производство повысится за следующие два года, что приведет к избытку этого металла на рынке. Об этом заявила аналитик американской консалтинговой компании CRU Group Кристина Милтон (Christine Meilton). «Мы ожидаем, что производство рафинированной меди будет расти на 4,3% в год в среднем до 2015 года», - сказала она агентству Reuters на Международной конференции по проводам и кабелю (World Wire and Cable Conference) в Амстердаме. Она также сказала, что производство меди увеличится на 7% в 2013 году, тогда как потребление - на 4,5%. При этом она прогнозирует, что цены меди будут в диапазоне $8000-9000 за тонну. Она также заявила, что Китай, который в настоящее время потребляет 40% мирового производства меди, и другие развивающиеся страны будут главными ее потребителями в эти годы.

Другие прогнозы по цветным металлам остаются противоречивыми, но пока крупнейшая брокерская компания MF Global, участвующая в торгах на бирже LME (Ring Dealing Members - участник с максимальными правами, торгующий на биржевом ринге), 18 мая оставила уровень ценовой поддержки (support) для меди на отметке $8504 за тонну, а уровень ценового сопротивления (resistance) - $8944 за тонну.

Обзор подготовлен обозревателем "Казахмыс" Владиславом Николаевым.

banner_wsj.gif

107 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg