Рынок электроэнергии, угля и нефти (обзор от 25 апреля)

Опубликовано
Обзор мирового рынка электроэнергии, угля и нефти на утро 25 апреля 2011 года.
Официальная цена (settlement) майских фьючерсных контрактов на электроэнергию ICE UK Base Electricity Futures на Лондонской электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (ICE Futures Europe) за последний торговый день - $50,78 за мегаватт-час.

Обзор мирового рынка электроэнергии, угля и нефти на утро 25 апреля 2011 года.
Официальная цена (settlement) майских фьючерсных контрактов на электроэнергию ICE UK Base Electricity Futures на Лондонской электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (ICE Futures Europe) за последний торговый день — $50,78 за мегаватт-час.

На Лондонской электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (ICE Futures Europe) официальная цена (settlement) апрельских фьючерсных угольных контрактов ICE Rotterdam Coal Futures за последний торговый день — $127,80 за тонну.

По данным мирового индекса COAL NEWC Index (Лондонский сетевой электронный рынок, определяющий среднюю мировую цену на уголь), средняя мировая цена угля за прошедшую неделю понизилась с $123,12 до $121,48 за тонну, а средняя цена за март — $126,57 за тонну.

На Лондонской электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (ICE Futures Europe) официальная цена (settlement) июньских фьючерсных контрактов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude Oil за последний торговый день — $123,99 за баррель.

На Нью-Йоркской срочной товарной бирже New York Mercantile Exchange (NYMEX) официальная цена (settlement) июньских фьючерсных контрактов на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil за последний торговый день — $112,29 за баррель.

Кабинет министров России одобрил сценарные условия социально-экономического развития России до 2014 года. В базовом варианте прогноза цена на нефть Urals в 2011 году определена на уровне $105 за баррель. Однако отмечено, что из-за сложной политической обстановки в ряде арабских государств, в первой половине 2011 года стоимость нефти сохранится на уровне $110 за баррель. Второй вариант подразумевает ускорение роста цены на нефть в первой половине 2011 года и достижение к середине года уровня $150 за баррель с последующим быстрым снижением к середине 2012 года. Третий вариант подразумевает постепенный рост цен на нефть до $117 за баррель к 2014 году.

Пока биржи не работают, можно проанализировать нынешний мировой рынок нефти. Так, американская газета Stratfor опубликовала статью аналитика Питера Зейхана (Peter Zeihan) под заголовком «Как инвесторы влияют на цены нефти» (Portfolio: Investor Impact on Oil Prices), в которой сказано, что за ростом этих цен стоит целый ряд факторов, от уровня квот ОПЕК, сложностей в поставках и до проблем с Ираном или Ливией.

Тем не менее, Stratfor считает самым главным фактором, вызывающим повышение цен, просто тот факт, что сейчас на рынке больше игроков, чем 10 лет назад. До конца 90-х годов большая часть участников фьючерсных рынков нефти были, что называется, коммерческими инвесторами или промышленными. Это были игроки, предоставляющие сырую нефть и принимающие поставки сырой нефти на рынок. Однако в конце 90-х годов и в начале 2000-х на рынок в крупном масштабе смогли выйти инвесторы нового типа — некоммерческие инвесторы. Это стало возможно благодаря изменениям в технологии, приходу интернета, что позволило инвесторам розничного уровня принять участие в рынке отличным образом – покупая и продавая нефтяные фьючерсы без малейшего фактического намерения предоставлять или поставлять продукт. Появление же интернета вывело это на совершенно новый уровень, позволив участвовать в рынке инвесторам нового типа.

На долю некоммерческих инвесторов, или тех, кого мы считаем инвесторами, приходится уже 40% длинных биржевых позиций (на покупку), и это увеличение в участии на рынке вызывает рост цен. Однако эти люди не являются спекулянтами. Спекулянты — это те, кто играет на ценах на нефть и даже пытаются изменять их в определенном направлении. Эти люди не очень-то по душе администрации Обамы. Это феномен, который сильно отличается от постепенного изменения цен на сырье последних десяти лет. Эта масса новых инвесторов предоставляет основу для повышения поставок в долгосрочной перспективе. Но есть несколько побочных эффектов. Например, когда цены растут, промышленные потребители сырой нефти делают все возможное, чтобы сократить спрос, — они хотят ограничить цену и риски.

Другое дело — инвесторы. Они наблюдают повышение цен и хотят заработать на этом. И тогда цены начинают скакать от одного экстремума к другому. Самый сильный эффект от этого был в середине 2008 года, когда цены достигали $140 за баррель. Промышленные потребители тогда просто не смогли поддержать такой уровень цен, и мир в глобальном масштабе погрузился в рецессию. Однако инвесторы продолжали увеличивать цену и когда они осознали, что фундаментальные тренды корректируют динамику в направлении резкого уменьшения, их массовый уход с рынка привел к обвалу цен примерно на три четверти.

Но есть и дополнительный фактор, который еще больше мутит воду. За последние шесть лет объем глобальной денежной массы увеличился практически вдвое. Когда все четыре крупнейших валютных блока увеличивают свою валюту до такого гигантского объема, все вместе, деньги должны куда-то пойти. Мы наблюдаем, как гигантское количество капитала, возникшее в результате этой денежной экспансии, двигает вверх цены на товары всех типов, и в первую очередь, на нефть.

Обзор подготовлен обозревателем «Казахмыс» Владиславом Николаевым.

Читайте также