1879 просмотров

Работа штаба по стабилизации цен на продукты в ЮКО дает плоды

В связи с резким взлетом цен на продукты акиматом ЮКО был создан штаб по стабилизации, который на сегодняшний день смог повлиять на стоимость хлеба и основных продуктов питания, сообщил заместитель акима ЮКО, руководитель стабилизационного штаба Ерлан Айтаханов, передает "Казинформ".

Работа штаба по стабилизации цен на продукты в ЮКО дает плоды

Работа штаба по стабилизации цен на продукты в ЮКО дает плоды
В связи с резким взлетом цен на продукты акиматом ЮКО был создан штаб по стабилизации, который на сегодняшний день смог повлиять на стоимость хлеба и основных продуктов питания, сообщил заместитель акима ЮКО, руководитель стабилизационного штаба Ерлан Айтаханов, передает "Казинформ".

"Был ажиотаж один-два дня, когда цена за булку хлеба из муки первого сорта подскочила с 35 до 40 тенге. Мы пригласили на разговор основные пекарни, которые диктуют цены на рынке, выслушали их. Основной их аргумент - повышение тарифов на энергоисточники и другие компоненты", - сказал Е. Айтаханов.

Он пояснил, что специалисты акимата сделали расчеты затрат пекарни с учетом подорожавшей на 1 тенге электроэнергии, постоянно растущей цены на ГСМ и пр. "Компетентные органы проанализировали эти данные и сделали вывод, что оснований для повышения цены, по крайней мере, сразу на 5 тенге за булку - нет", - рассказал Е. Айтаханов.

"Но надо сказать, что у хлебопеков были просьбы, чтобы акимат помог в некоторых моментах. И штаб в рамках своей компетентности пошел им навстречу. Со вчерашнего дня в городе цены полностью восстановились и максимальная цена - 35 тенге", - добавил он. Помощь акимата заключалась в подписании меморандума с Ассоциацией АЗС, производителями местной муки и растительного масла.

"Они согласны поддержать социально важный проект акимата - обеспечить южан хлебом по 35 тенге за булку. Договорились, что основным пекарням они будут продавать свою продукцию немного дешевле отпускной цены", - добавил Е. Айтаханов.

В преддверии новогодних праздников на рынках города значительно повысились цены и на другие продукты. В числе лидеров по росту цен - картофель, лук, морковь и мясо. Так цена за один кг овощей выросла на 30-40%, мяса - на 15-20%. В результате этого один кг конины подорожал с 800 до 1000 тенге, картофеля с 80 до 100-120 тенге.

"В основном торговцы воспользовались праздником. Но есть факты недобросовестной конкуренции и сговора по некоторым позициям. Соответствующие конкурентные органы - Агентство по защите конкуренции, финансовая полиция, налоговый департамент области - они все являются членами штаба регулирования цен - сейчас этим занимаются. Такие факты уже выявляются, и когда расследование будет завешено, в соответствии с законодательством они понесут ответственность", - сказал Е. Айтаханов.

Также он пояснил, что в законе есть рычаги воздействия даже на тех предпринимателей, кто не является субъектом монополии на рынке. "Это, в первую очередь, закон о конкуренции. Там есть пункты, что в случае сговора нескольких реализаторов той или иной продукции, которые держат одну монопольную цену - это уже нарушение закона. Они могут вместе быть доминантой на рынке. Если они занимают на рынке до 15%, то законодательство считает их доминантой на рынке, и они уже регулируются соответствующим антимонопольным органом", - добавил заместитель акима ЮКО.

"Мы постоянно мониторим цены на 26 таких точках, в том числе на 8 основных рынках Шымкента. Руководителей рынков пригласили и сказали, что если такие факты продолжатся, то мы примем меры. В результате договорились и подписали меморандум с владельцами крупных торговых точек о том, что надбавку на оптовые цены розничные торговцы будут делать не более 10%. С начала года наблюдалась тенденция, когда надбавка эта была свыше 20-30%, а то и 40%", - сказал Ерлан Айтаханов.

Также он сообщил о том, что повысились цены на крупы и некоторые виды масел. "Именно та продукция, которая у нас в полном объеме не производится в регионе, мы ее завозим из России, Усть-Каменогорска, северных регионов. Здесь есть план договориться о прямых закупках крупных партий несколькими нашими бизнес-структурами. Чтобы предприниматели по низким ценам закупали и в межсезонье, имея большой объем, могли влиять на цену", - добавил глава стабилизационного штаба.

Сейчас ведется работа по расширению сети тепличных хозяйств и овощехранилищ, чтобы в межсезонье наполнять рынок более дешевым товаром. "Разработан четкий план действий для того, чтобы в течение года повлиять на ситуацию. Но еще раз повторюсь, это рыночный механизм, и полностью контролировать с помощью государственных мер цены невозможно", - пояснил Ерлан Айтаханов.

banner_wsj.gif

107 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg