Перейти к основному содержанию

1133 просмотра

TechGarden присматривается к корпоративному сектору

Автономный кластерный фонд совершает поворот от политики поиска и развития технологических стартапов

Photographee.eu

Автономный кластерный фонд (АКФ) TechGarden совершает поворот от политики поиска и развития технологических стартапов в сторону нужд корпоративного сектора.

TechGarden снижает активность в направлении поиска новых интересных стартапов, которые он прежде опекал и доводил до уровня, интересного инвесторам. Вместо этого автономный кластерный фонд сконцентрируется на поиске решений задач от промышленных предприятий. Именно на это нацелена разрабатываемая сейчас новая стратегия TechGarden на 2020-25 годы.

Промышленность ждет готовые решения

Промышленным предприятиям некогда изучать идеи – им неинтересно инвестировать в долгосрочные исследования. Они ждут продукта, готового к внедрению, говорит Аскар Сембин, глава TechGarden. Он чуть больше месяца назад сменил Санжара Кеттебекова, который был генеральным директором фонда с момента основания в 2015 году.

Мы беседуем в офисе TechGarden на 11-м этаже так называемого IT-квартала, центра формирования новых технологий в Алматы. Аскар Сембин только что вернулся из городского акимата, где в числе других представителей цифровой индустрии принимал участие в обсуждении планов развития города.

Власти хотят видеть Алматы будущего как смарт-сити, но речь идет не только о более глубоком проникновении полезных приложений и технологий. Город ищет способ сделать свою атмосферу более благоприятной, избавиться от клейма экологически недружелюбного мегаполиса. Глава TechGarden уверен, что гармоничное развитие Алматы – одна из главных задач IT-кластера на ближайшее будущее. Текущий статус «грязного» города заставляет многих специалистов мирового уровня отклонять предложения о работе здесь, что снижает уровень человеческого капитала, мешает быстрому обмену идеями и компетенциями.

Как вывести предприятия на уровень 4.0

Природа алматинского смога – в морально устаревшей угольной технологии городской системы отопления. Так же и крупные промышленные предприятия страны страдают от засилья технологий, чья актуальность утеряна в лучшем случае лет 20 назад. Аскар Сембин напоминает о результатах исследования технического оснащения предприятий страны: на 10% предприятий велика доля ручного труда, 60% добывающих и 80% обрабатывающих предприятий можно отнести лишь к уровню Индустрии 2.0. Исключение составляют разве что предприятия нефтегазовой сферы – это определенно флагманы внедрения современных цифровых процессов.

Развивать отечественную промышленность TechGarden намерен за счет передовых технологий транснациональных корпораций, а для этого нужно создать условия, при которых корпорациям будет интересно сотрудничество с Казахстаном как с местом внедрения и масштабного тестирования своих технологий.

В качестве примера Аскар Сембин приводит медицинскую платформу Watson Health – разработку IBM на основе искусственного интеллекта стоимостью $1 млрд. IBM важно быстро, в течение двух-трех лет, провести опытно-конструкторские испытания своей системы. Тратить большие бюджеты на «экспериментальные лаборатории» такого масштаба компания не станет. Если Казахстан внедрит эту технологию, то сможет обеспечить для себя важный технологический трансфер и серьезно повысить уровень собственных компетенций. По сути, это тот самый путь, который уже прошли Китай, Тайвань или Южная Корея.

Технологическая реформа будет исходить из центра

Главная роль в этих планах отведена создаваемым центрам компетенции Индустрии 4.0. Это площадки сотрудничества IT-специалистов и промышленников, где будет возможно искать решения проблем и обмениваться результатами работы. Здесь IT-эксперты получат доступ к платформам промышленного уровня и возможность работать над оптимизацией бизнес-процессов и снижением производственных затрат.

Это консервативный подход, говорит Аскар Сембин, который снижает риски невозврата инвестиций. Главная задача центров компетенций – сформировать широкий взгляд на решаемые проблемы. Иначе все преимущества, например, цифрового рудника, закончатся, когда вагоны с грузом застрянут в железнодорожном тупике.

Некоторые из стартапов, выращенных в TechGarden, будут играть в этом важную роль. К примеру, проект Verigram, который разрабатывал системы персональной идентификации на основе искусственного интеллекта, планирует реализовать компетенции в сфере горнодобывающей промышленности. На стадии пилотного внедрения стартап CableWalker. Это проект дистанционного мониторинга и ремонта высоковольтных элект­росетей при помощи беспилотного летательного аппарата.

Откуда деньги на компетенции

Центры компетенции Индустрии 4.0 будут финансироваться за счет специального финансового механизма, обязывающего казахстанских недропользователей направлять на развитие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) 1% от расходов на добычу понесенных недропользователем в предыдущем году. Сейчас по заданию правительства страны TechGarden разрабатывает единую платформу для прозрачного учета этих средств, которые будут использоваться для перехода промышленности на Индустрию 4.0. Параллельно TechGarden запустил центр новых материалов и аддитивных технологий и центр по информатизации строительства. Также в сотрудничестве с IBM и ColvirSoftwareSolutions (Великобритания) создается центр интеллектуальных систем Blockchain&BigDataLab.

По мнению Эрикжана Макулбекова, председателя правления НКО 4.0 Transformation Center, главные проводники идеи развития цифровых процессов – IT-эксперты и чиновники. Но именно эти люди меньше всего знакомы с проблемами реального производства. Задача центров – помочь им понять специфику и сложности индустриальных объектов.

banner_wsj.gif

1463 просмотра

Food Delivery Business Booms in Kazakhstan

Many people want to minimize personal contacts during the quarantine

Photo: Ofeliya Zhakaeva

Two Kazakhstani cities, Nur-Sultan and Almaty, are now under quarantine. All cafes and restaurants are obliged to work with food delivery services. This market rose exponentially after an emergency was declared amid the global coronavirus pandemic, with people wanting to reduce any social contact.

Food is in priority 

For now, the only food market driver is through delivery, with the number of orders increasing by three to four times in recent days. On March 15 Arbuz.kz, a food delivery service, found itself in a situation where it needs many more refrigerator trucks, says Aleksey Lee, CEO of Arbuz.kz. He refused to specify an exact number of trucks because the situation changes very fast.

The company hired new staff for its call center, with employees in the call center working 14 to 16 hours per day. At the moment they just receive and process orders, so the obligation to keep client relations was temporarily transferred to delivery men. 

To protect staff, the company provided personnel with masks; regular medical check-ups are also underway. If the client pays online, the delivery is made without any contact; a delivery man just sets the product on the floor, knocks on the door and leaves. Cars that are used for delivery should be cleaned after each route. 

The delivery zone is expanded

According to Chocofood.kz, the increase in the orders is medium. Nikolay Sherbakov, the company CEO, said that some of his employees work distantly. All orders paid online are delivered without contact with clients. In this company, delivery personnel are also provided with medical masks as well as sanitizers for hands and their delivery bags. 

Because of lack of sanitizers on the market, the company produces them on its own. While national currency is devalued, the public food industry doesn’t work and food delivery demand rises, the prices might also go up, Sherbakov said. So far Chocofood.kz sees a flurry of orders and tries to support the stable work of all business processes.

“To make delivery from as many restaurants as we can to the maximum number of clients, that is our current goal,” the Chocofood.kz CEO says. To achieve this goal, their delivery zone was expanded, thanks to no traffic jams on the roads.

No subscription any more

International delivery service Glovo is expanding the line of products it can carry including restaurant meals, grocery food, medicine, and mail.

If Glovo clients do not want to contact the delivery man, they have to pay online and make a proper comment in the service application. Delivery will be made in a door-to-door manner and the carrier just makes a call; no client’s signature is needed. As the company representative noted, if the situation with COVID-19 worsens, the option to pay by cash might be deleted from the application.

Again, Glovo carriers have all needed sanitizers, masks, and gloves. Moreover, delivery personnel are obliged to clean their bags with alcohol-based sanitizers.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif