О чем думает умная обувь

До чего дошли кроссовки

Коллаж: Вадим Квятковский

Тенденция последних лет – мода на ЗОЖ. Люди посещают тренажерные залы, соблюдают диету, а новые технологии им помогают, подсчитывая пройденное расстояние или сожженные калории. Причем делает это – и не только это – специальная умная обувь. «Курсив» выяснил, как работает смарт-обувь и можно ли купить ее в Казахстане.

Интеллектуальный спортивный инвентарь – это новый тренд. Умным спортивным оборудованием называют такой спортинвентарь, который снабжен датчиками и позволяет спортсменам – как любителям, так и профессионалам – отслеживать, анализировать и улучшать результаты. На рынке уже есть умные баскетбольные и футбольные мячи, умные ракетки и даже умные клюшки для гольфа. Использование IoT в спортивных снарядах позволяет пользователям получить ту информацию, которую традиционный инвентарь предоставить не может – например, умные мячи передают на смартфон данные о траектории полета, вращении и скорости мяча, а приложение эти данные еще и анализирует. Умный шлем и умные спортивные носки обеспечивают спортсменам безопасность, поскольку помогают отслеживать частоту сердечных сокращений.

Однако самый заметный сегмент рынка интеллектуального спортивного инвентаря – кроссовки (а смарт-обувь – самый заметный сегмент рынка умной одежды).

Кроссовки с головой

История умной обуви началась с детских кроссовок со светодиодами и батарейками, светящихся при соприкосновении с землей. Такая обувь до сих пор пользуется спросом у потребителей. Следующей на рынке появилась детская обувь с GPS-навигатором, что позволяло родителям отслеживать местонахождение своего ребенка.

Развитие технологий и ЗОЖ-тренд поспособствовали тому, что производством умной обуви занялись не только крупные компании, но и небольшие стартапы – они изготавливают лимитированную продукцию с неповторимым дизайном. Рынок умной обуви достаточно конкурентный, но преимущество на нем пока все-таки на стороне уже известных на весь мир компаний, которые могут себе позволить большие инвестиции в новые исследования и разработки инноваций.

Основные производители на рынке умной обуви – Adidas AG, Puma SE, Under Armour Inc., Xiaomi Corporation, Digitsole, Nike Inc.

Умная обувь оснащается небольшими микрочипами и датчиками, которые отслеживают жизненно важные физические показатели ее владельца (давление, пульс и т. д.), скорость перемещения, преодоленное расстояние при ходьбе/беге, езде на велосипеде. Обычно чипы устанавливаются в стельке или на подошве обуви и имеют цифровое соединение со смартфоном, персональным компьютером или любыми другими гаджетами. Управление данными возможно при помощи специальных приложений.

Согласно исследованию Allied Market Research, сейчас в мире существует несколько видов умной обуви, в том числе обувь для ходьбы, для бега и отдельно – спортивная обувь.

Самым большим спросом пользуется обувь для бега. С помощью такой обуви можно контролировать расстояние, которое пробежал ее владелец. По данным того же исследования, пока потребителей-мужчин умной обуви значительно больше, чем женщин. Объясняется это тем, что мужчины больше занимаются спортом или увлечены конкретным его видом, а также чаще посещают фитнес-залы.

Allied Market Research приводит такие цифры: объем рынка умной обуви в 2018 году оценивался в $115,3 млн, и, по прогнозам, достигнет $223,4 млн к 2026 году.

Особой популярностью умная обувь пользуется в Северной Америке и Европе. Так, в 2015 году 39,5 млн взрослых американцев использовали те или иные формы умной обуви. Но эксперты ожидают, что уже к 2026 году спрос на такую обувь может увеличиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Новинки на рынке

Сейчас рынок предлагает умную обувь с различными функциями. Продуктом 2019 года от Nike стали самозатягивающиеся кроссовки Adapt BB. Изначально эта модель была создана для баскетболистов. Либо за счет непосредственно прикосновения, либо через приложение Nike Adapt на смартфоне игрок может задать степень затяжки обуви: уходя на отдых, почти мгновенно ослабить шнуровку, или, наоборот, затянуть ее, как только нужно возвращаться на площадку.

Испытателями продукта были профессиональные игроки, в том числе баскетболист Boston Celtics Джейсон Татум – они провели серию тренировок в штаб-квартире Nike World в Орегоне. «Мы выбрали баскетбол в качестве первого вида спорта для Nike Adapt намеренно – из-за требований, которые спортсмены предъявляют к своей обуви», – отмечал Эрик Авар, креативный директор по инновациям в Nike.

В описании продукта на сайте упоминается, что с помощью смартфона можно регулировать затяжку, изменять подсветку, проверять уровень заряда аккумулятора и многое другое. Заряжаются кроссовки на специальном коврике. В момент старта продаж пара таких кроссовок стоила около $350.

На фоне интереса к умной обуви немецкий производитель Puma решил обновить модель кроссовок RS-Computer 1986 года – тогда они не пользовались спросом, и Puma проект свернула. Модель RS-Computer – в стиле ретро, поскольку сохранила внешний вид предшественника, но начинка современная: трехосевой акселерометр (датчик для измерения ускорения), светодиодные индикаторы, USB-порт для зарядки и Bluetooth для беспроводного подключения к телефону. Выпуск был лимитирован, всего 86 пронумерованных пар. Стоимость такой обуви составляла примерно $740.

Китайский бренд Xiaomi тоже занимается производством интеллектуальной обуви. Одна из новых моделей – Mijia Smart Shoes. Кроссовки выполнены совместно с компанией Intel – производителем чипов и электроники. В описании продукта отмечено, что специалисты из Intel занимались разработкой smart-чипа для установки в подошву кроссовок. Чип реагирует на давление ноги при ходьбе, тем самым отслеживая физическую активность. Место установки чипа выбирается пользователем самостоятельно – левый или правый кроссовок. Стоимость таких кроссовок на старте продаж – около $100. Умные кроссовки и китайского, и немецкого производителя считают преодоленное расстояние, сожженные калории и время.

Компания Adidas в 2018 году выпустила новую модель спортивной обуви на роботизированной фабрике Adidas Speedfactory специально для жителей Нью-Йорка – AM4NYC. Обувь разработана в сотрудничестве с местными спортсменами. На специальные кроссовки для испытаний устанавливались датчики. Также ощущениями делились и сами испытуемые. По результатам исследований оказалось, что для жителей этого американского города необходимо укреплять переднюю часть кроссовок, а цвет должен быть черным – иначе обувь слишком быстро пачкалась. Adidas готова создавать обувь под предпочтения жителей каждого конкретного города.

Что еще умеет умная обувь

Дизайнер из Великобритании Доминик Уилкокс изобрел обувь, которую назвал No Place Like Home, что в переводе означает «Нет места лучше дома». Эти туфли оснащены специальным GPS-навигатором и USB-кабелем. Достаточно только закинуть с персонального компьютера или смартфона через USB конечную точку, куда нужно двигаться, как обувь сама начнет показывать направление движения.

На левой туфле в виде круга расположены специальные индикаторы, которые указывают направление. Светодиоды на правой туфле уведомляют о расстоянии до места назначения. Для активации работы навигатора нужно только постучать каблуками.

Американская компания Verily, по сообщению CNBC, разработала обувь, которая в случае падения владельца может послать сигнал тревоги. Эта обувь очень удобна для пожилых людей, которые в силу своего здоровья и возраста чаще других падают. Центр по контролю и профилактике заболеваний США отметил, что падения становятся основной причиной травм и смертей среди старых людей. Часто, упав, человек не может дотянуться до телефона и позвать на помощь, а тут обувь сама будет передавать сигналы.

Литовская iShuu Tehnologies разработала продукт, актуальный скорее для женщин. В компании придумали механизм, с помощью которого обувь может менять свой цвет в зависимости от цвета одежды и предпочтений владелицы. На внешней поверхности туфель располагаются e-ink-дисплеи, а в подошву обуви вставляется Bluetooth-приемник, получающий команды через смартфон.

Доступна ли такая обувь в Казахстане

обувь копия_0.png

«Курсив» узнал, где купить умную обувь в Казахстане. Оказалось, что таких мест немного. Несколько моделей представлены в официальном интернет-магазине китайского бренда Xiaomi – это кеды Free Tie Leather Shoes (стоимостью около 17 тыс. тенге) и знаменитые Xiaomi Mijia Shoes (19–20 тыс. тенге).

Представители других официальных спортивных магазинов, с которыми связалась наша редакция, отметили: особым спросом спортивная обувь с чипами для подсчета количества шагов и расстояния в Казахстане не пользуется. Одна из главных причин – множество альтернативных решений, таких как шагомеры в часах, фитнес-браслетах и самих смартфонах. Похоже, компаниям-производителям умной обуви предстоит двигаться по тому же пути, что и Nike – возможность завязывать шнурки одним нажатием на экран смартфона выглядит весьма заманчиво.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстан перетягивает на себя китайский транзит в Европу

Этому не мешает даже появление альтернативных маршрутов

Фото: Depositphotos/vladvitek

Международный транзит контейнеров через территорию Казахстана растет из года в год. В 2019 году его общий объем увеличился почти на четверть по сравнению с 2018-м и составил 664,6 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица в контейнерных перевозках). Транзит контейнеров является одним из наиболее доходных направлений для АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Заработать на транзите хотят и соседи по региону – летом 2020 года появился торговый путь из Китая в Узбекистан в обход Казахстана. 

Комбинированная альтернатива

Именно на маршрут Китай – Европа – Китай традиционно приходится основной объем транзита через РК. Грузы из Китая в Европу до июня доставлялись по трем маршрутам: из Китая сразу в российский Забайкальск, из Китая через Монголию в Россию и из Китая через Казахстан в Россию. Затем через Беларусь грузы отправляются в Европу.

«Мы еще больше увеличили долю присутствия в этом транзите и за четыре месяца он достиг доли 91% среди всех этих трех маршрутов. По двум другим маршрутам эта доля даже уменьшилась в абсолютном выражении», – сообщил председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев на июньском совещании совета по управлению АО «Самрук-Казына». По данным Мынбаева, за первые четыре месяца 2020 года из Китая в Европу через казахстанские Достык и Алтынколь прошло 123,8 тыс. ДФЭ (+48,5% к аналогичному периоду прошлого года). Через Россию 7,9 тыс. ДФЭ (-15,2%), через Монголию – 2,6 тыс. ДФЭ (-65,1%). Еще одно растущее направление транзита – из Китая через казахстанский Сарыагаш в страны Центральной Азии (ЦА) и Афганистан. За январь – апрель 2020 года туда доставлено 65 тыс. ДФЭ (+26%).

За транзит грузов в Европу и ЦА решили побороться и соседи. 5 июня из логистического центра «Дунчуань», находящегося в китайском Ланьчжоу (провинция Ганьсу), в Ташкент отправился первый контейнерный поезд. Маршрут комбинированный – грузы доставляются до Кашгара на поезде, затем перегружаются на фуры, которые едут до кыргыз­ского Оша, и там груз вновь «садится» на поезд. Контейнерный поезд доставил в Ташкент 230 тонн электроприборов на $2,6 млн, а обратно в Китай отправил 525 тонн хлопчатобумажной ткани местного производства на $1 млн. Ожидается, что новый маршрут станет первой частью международного коридора из КНР в Европу в обход Казахстана и России. Вторая часть маршрута пройдет через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. 

Генеральный директор компании KTZ Express (оператор контейнерного транзита) Дмитрий Абдуллаев на онлайн-форуме «Магистраль» отметил, что альтернативный маршрут из Китая через Кыргызстан в Узбекистан проходит по сложному рельефу и пока предполагает перегрузку. Скорость прохождения груза из Кашгара до Ташкента составит 12 суток против 1,5-2 суток от Алтынколя до Ташкента. 

2 полоса_ЖД дорога из Китая в обход РК - первые результаты-1_0.jpg

Есть ли угроза 

Новый маршрут в Центральную Азию в обход Казахстана вряд ли будет работать в зимнее время в связи со сложным рельефом и погодными условиями, полагает и. о. директора департамента развития транзита и транспортной логистики МИИР РК Зейнолла Ахметжанов. Необходимость оплаты двух перегрузок – с поезда на автомобили и обратно – также негативно отражается на привлекательности маршрута. Еще одной сложностью он считает бюрократические вопросы с прохождением сразу нескольких межгосударственных границ.

Заместитель генерального директора международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» Суат Шыныбаев считает, что у альтернативного маршрута «есть шанс стать привлекательным», хотя пока по комбинированной схеме грузоперевозок через Кыргызстан идут «мизерные» объемы из Китая. Свою точку зрения он изложил в ходе форума «Магистраль».

«Существенная угроза оттока транзитных грузов может быть в случае, если страны построят железную дорогу Китай – Кыргыз­стан – Узбекистан», – сказал он.

Кроме того, в своей речи Шыныбаев отметил, что и в Казахстане из-за заторов на Алтынколе и Достыке владельцы грузов, предназначенных для отправки в ЦА, вынуждены прибегать к перегрузке товаров на автомобильный транспорт.

Как расширить узкое место казахстанского транзита

Альтернативные маршруты не представляют опасности для транзита через Казахстан при условии продолжения работ по модернизации транспортной инфраструктуры в РК, считает директор Международного координационного центра контейнерных блок-поездов Китай – Европа Ассоциации транспорта и коммуникаций КНР У Цзинь Юй. Дело в том, что бурный рост транзита уже привел к скоплению поездов и ограничениям в перевозках/перегрузке на Достыке и Алтынколе, а если трафик будет нарастать, то соответствующие проблемы возрастут кратно.

«За последние пару месяцев есть большое скопление и заторы на казахстанских погранпереходах. Ощущается нехватка подвижного состава на пограничных переходах», – констатировал китайский эксперт, предложив Казахстану оперативно решить эти вопросы.

В правительстве уже заявили о планах принять меры по повышению конкурентоспособности казахстанских железнодорожных транзитных коридоров за счет минимизации административных барьеров, оптимизации тарифной политики, модернизации инфраструктуры, повышения контейнерного сервиса, в том числе увеличения скорости контейнерных поездов. 
Чтобы сохранить привлекательность казахстанского маршрута, был отменен таможенный досмотр контейнерных поездов. Эта мера позволит нарастить скорость прохождения грузов. 

Стоит отметить, что на фоне заторов на Алтынколе и Достыке доля Казахстана в общем трафике Китай – Европа – Китай по итогам января – июня сократилась до 89% по сравнению с 91% в январе – апреле. Однако сам рост транзита через Казахстан продолжается: по данному маршруту в январе – июне перевезено 261,1 тыс. ДФЭ (+96%). Из КНР через Казахстан в Центральную Азию доставлено 106,8 тыс. контейнеров (+32%). 

Единственным маршрутом через Казахстан, где зафиксировано снижение трафика, стал Дальний Восток – ЦА. По маршруту перевезено 41,7 тыс. ДФЭ (-19% к аналогичному периоду годом ранее). «Это обусловлено тем, что мы переориентировали данный грузопоток, который был в прошлом году, через коридор Китай – ЦА – Китай. Мы подписали прямой контракт с корейскими производителями автокомплектующих и осуществляем перевозки через территорию Китая и Казахстана в Узбекистан на завод «Дженерал Моторс», – объяснил Абдуллаев.

В целом транзит контейнеров через Казахстан в первом полугодии вырос на 54% (до 450,2 тыс. ДФЭ).

2 полоса_Сведения по транзитным перевозкам железнодорожным транспортом-1.jpg

Все для скорости, все для транзита

Пока соседи только планируют наращивать перевозку грузов в обход Казахстана на Азербайджан, Турцию и Южную/Восточную Европу, Казахстан уже осуществляет регулярные перевозки в том направлении. Генеральный секретарь Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Рахметолла Кудайбергенов отметил, что ТМТМ предоставляет сквозные тарифные ставки и сервис на протяжении всего маршрута в режиме «единого окна». Участок от Алтынколя до порта Актау протяженностью в 3128 км контейнеры проходят за трое суток. С 16 апреля прошлого года фидерное судно компании «Казмортрансфлот» еженедельно доставляет 225 контейнеров в порт Баку, откуда грузы по железной дороге идут в Грузию и Турцию. Общее время в пути от китайского Сианя до турецкого Стамбула занимает 12 суток.

Абдуллаев также обратил внимание на регулярность движения. Контейнерный поезд из Алтынколя на Баку отправляется каждую субботу, а фидерное судно из Актау в Баку ходит каждую среду независимо от загрузки. Фидер из порта Туркменбаши в Баку ходит нерегулярно, поэтому пока при сравнении сроков, стоимости и времени доставки грузов он не видит рисков для трансказахстанского маршрута от запуска альтернативного.
 
Тем не менее время нахождения контейнеров в пути можно сократить, признается генеральный директор KTZ Express. «В России скорость выше, поэтому для нас ориентир – это Российская Федерация. У них скорость 1200-1250 км в сутки и мы потихонечку прибавляем и увеличиваем скорость», – сказал он.

Скорость позволит и минимизировать воровство из контейнеров – такие случаи отмечались в 2018 году: тогда были похищены товары из китайских контейнеров, направляющихся в Европу. В прошлом году подобного уже не было благодаря увеличению скорости прохождения поездов, сокращению количества остановок на станциях в пути и организации видеонаблюдения на перегрузочных терминалах.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg