637 просмотров

Менее трети компаний получают реальный эффект от цифровизации

Предпринимателям рекомендовали подходить к цифровизации комплексно

Фото: Аскар Ахметуллин

Лишь 30% из компаний, проводящих цифровизацию своей деятельности, видят реальный результат данной работы, сообщил вице-президент IDC Андрей Беклемишев.

«При всех инвестициях в цифровую трансформацию глобально только 30% компаний видят реальный результат. То есть мало того, что есть давление, что пилоты не интегрируются, не все взлетает, - 30% только получают реальные выгоды», - сказал он на Dell Technologies Forum 28 ноября.

Корпоративный сектор пытается следовать мировому тренду на цифровизацию, предусматривая соответствующие бюджеты на это - ведь к 2022 году, по его словам, около 60% мирового ВВП будет так или иначе связано с цифровизацией.

«Поэтому вы как хотите, но вы должны там быть. Если перевести в деньги, то к этому же 2022 году на IT и все что с ним связано в мире будет тратиться семь триллионов долларов», - сказал он.

Беклемишев предложил представителям компаний разложить все в своих компаниях «по полочкам».

«Попытайтесь смотреть на цифровую трансформацию в виде некоего плана. Мы предлагаем пять ключевых элементов цифровой трансформации, которые подходят для любой компании и которые помогут с первого-второго уровня цифровой зрелости к пятому», - сказал он.

Пять разделов, по его словам, включают в себя изменение культуры работы, разработку стратегии, изменение бизнес-модели, финансы на цифровизацию и единую цифровую платформу.

«С одной организацией здесь в Казахстане разговаривали. Они проводят масштабную цифровую трансформацию, а у людей в цехах вообще нет никаких устройств. Они вообще никак не взаимодействуют с цифрой. Я говорю: а как у вас вообще цифровая трансформация (идет)? В чем? Они говорят: у нас тут документ принят и мы двигаемся вперед», - привел Беклемишев пример.

Вместе с тем, он отметил, что есть нефтяные компании, которые полностью оцифровали свою деятельность.

banner_wsj.gif

Потенциал водородного топлива ограничивается издержками на его производство

Однако инвесторы могут опережать кривую восприятия

Фото: Alex Kraus / Bloomberg News

Водород – это весьма много­обещающее экологически чистое топливо. Проблема в том, что его стоимость все еще слишком высока, как и цена акций тех компаний, которые могли бы помочь реализовать его потенциал.

Этот газ, который уже сегодня используется во многих промышленных процессах, способен снизить объем выбросов углекислого газа в атмосферу в тех отраслях, где сложно отказаться от применения углеводородов, а также сделать возобновляемую энергию транспортабельной. Технология, необходимая для реализации потенциала, достаточно развитая и надежная. Однако она все еще нуждается в промышленном масштабировании, чтобы снизить издержки на производство и конечную стоимость.

Между тем на фондовом рынке эта технология уже наделала много шума. В прошлом году цена акций компаний – производителей водородных топливных элементов, способных приводить в движение грузовики или поезда, а также электролизеров, необходимых для производства так называемого «зеленого» водорода, в большинстве случаев выросла более чем вдвое.

potencial-vodorodnogo-topliva-ogranichivaetsya-izderzhkami-na-ego-proizvodstvo.png

Инвестиции в эту сферу осуществлялись и раньше. Так, интерес к водороду вспыхнул на короткое время в 1990-е годы и погас. Однако сегодня ситуация изменилась. Во-первых, правительства большинства стран мира намерены снизить свою зависимость от углеводородов. Во-вторых, источников возобновляемой энергии, необходимых для производства «зеленого» водорода, теперь множество. Кроме того, многие промышленные отрасли столкнулись с необходимостью снижать выбросы углекислого газа.

Например, производители грузовиков работают над созданием электромобилей, которые бы соответствовали новым жестким стандартам по выбросам углекислого газа (стандарты вступят в силу в 2030-х годах в Европе и в американском штате Калифорния).

В автомобилях, предназначенных для передвижения на небольшие расстояния, вполне могут использоваться литий­-ионные аккумуляторы, как у Tesla. Однако для тяжелых грузовиков, преодолевающих большие расстояния, легкие водородные топливные элементы, которые можно заправить всего за 15 минут, являются более подходящим источником экологически чистой энергии.

Со временем подобные технологии могут использоваться в поездах, на кораблях и даже на самолетах. Кроме того, водород является единственным экологически чистым топливом, способным обеспечить необходимую тепловую энергию для производства стали и цемента – двух крупных источников промышленных загрязнений.

«Зеленый» водород образуется, когда возобновляемая энергия приводит в действие электролизер, который расщепляет воду на водород и кислород. Таким образом, водород может накап­ливать избыточную энергию ветра и солнца для последующего использования либо сжижения для транспортировки и экспорта.

potencial-vodorodnogo-topliva-ogranichivaetsya-izderzhkami-na-ego-proizvodstvo1.png

В этом весьма заинтересованы правительства различных стран мира. Они, во-первых, взяли на себя определенные обязательства по снижению уровня выбросов углекислого газа; во-вторых, растут объемы электроэнергии, производимой источниками возобновляемой энергии, которые нужно хранить или экспортировать; в-третьих, сохраняется общественное давление по поводу изменения климата; кроме того, возрастает осознание необходимости обеспечивать национальную энергетическую независимость. В этом году водород стал центральным элементом планов бюджетного стимулирования во многих странах Европы и Азии. Инвестиции размером в миллиарды долларов должны ускорить индустриализацию технологии, сократить издержки и расширить процесс ее внедрения.

Однако есть здесь и инвестиционные риски. Один из них заключается в том, что этот процесс будет негативно влиять на маржинальность до тех пор, пока с рынка не уйдут спекулянты и не произойдет его консолидация. Это будет способствовать его переходу в зрелое состояние точно так же, как это произошло в индустрии солнечных батарей. Другой риск, существующий прямо сейчас, – это то, что инвесторы вынуждены переплачивать за акции, так как их стоимость находится на пике.

За последний год производителей топливных элементов накрыла целая волна корпоративных инвестиций, прежде всего в автомобильную промышленность. Компания Cummins приобрела Hydrogenics; Daimler и Volvo создали совместное предприятие; Bosch лицензировала технологию PowerCell и увеличила свою долю в Ceres Power. Все это подстегнуло рост цены акций таких компаний, как канадская Ballard и американская Plug Power, выросших в цене более чем вдвое.

Еще одна популярная ниша – это электролизеры. Волна мегапроектов подтолкнула акции компаний McPhy, Nel Hydrogen и ITM Power к годовому росту на 168, 229 и 731% соответственно.

Впрочем, осторожные инвесторы могут предпочесть акции таких авторитетных европейских газовых гигантов, как AirLiquide и Linde. Эти компании знают, как производить и распределять промышленные газы, в том числе и водород, а также владеют долями в компаниях – производителях электролизеров и в крупных водородных проектах.

Бесспорно, для водородного бума существуют по-настоящему веские причины. Однако путь к повсеместному внедрению этой технологии будет долгим.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg