Перейти к основному содержанию

1600 просмотров

Как заработать на SMM в казахстанской провинции

Истории из Актобе

Изображение: Shutterstock.com


Сейчас, когда традиционные виды рекламы перестали работать и привлекать новых клиентов, владельцы своего дела начали переходить в социальные сети. А на рынке труда стали появляться люди, предлагающие свои услуги по продвижению бизнеса во всемирной сети. 

Провинция, сэр

Быть хорошим SMM-специалистом – это круто! Так считают чуть ли не все молодые люди, которые только ступают на этот путь. Асет Карибаев точно знает, что желание и действительность могут значительно отличаться. Семь лет назад, когда парень начинал работать в этой сфере, в городе даже толком и не слышали о такой профессии.

Приходилось объяснять бизнесменам, зачем нужен SMM. Понимали лишь единицы. 

«Спроса не было, да и у меня не было наглядных примеров, чтобы рассказать, как это работает. Приходилось самому разрабатывать контент, делать красивые зарисовки», – вспоминает Асет. 

Заказов было мало, но это были зачатки этой сферы в Актобе. Возможно, если бы не организаторский талант, Асет Карибаев не стал бы успешным маркетологом. Но упорство и труд сделали свое дело. 

«SMM – это одно из направлений маркетинга. Я беру широкий формат и развиваю его в себе. Сейчас это необходимость, без которой бизнесу будет непросто», – говорит собеседник «Курсива». 

Конкуренции Асет не боится, хотя и признает, что нынешнее поколение не перестает удивлять: то, к чему он шел семь лет, молодые люди осваивают за год. 

«В Актобе все же есть потолок, выше которого не прыг­нешь. Все крупные заказчики находятся в Нур-Султане, в Алматы, у нас в основном малый и средний бизнес», – констатирует он. 

Семейный подряд

Владимир и Галина Волковы – единственная актюбинская семейная пара, которая занимается продвижением бизнеса. Есть в этом свои несомненные плюсы. 

«У нас сразу два взгляда: женский и мужской. К примеру, клиенту – владельцу обувного бутика – нужны фото для контента в Instagram. Так вот, супруг смотрит на то, чтобы картинка в целом была привлекательная, чтобы свет правильно падал, а я замечаю мелочи – к примеру, чтобы шнурки на обуви были красиво завязаны», – разъясняет нюансы Галина. 

Он – профессиональный аудио- и видеоинженер, больше десяти лет отдавший рекламному агентству. Она – менеджер в этой же компании. Работа переросла в любовь, а позже и в семейный бизнес. Прежде, чем предлагать свои услуги в качестве социальных медиамаркетологов, Галина и Владимир прошли тренинги и семинары. 

«SMM-специалист – это и менеджер, и маркетолог, и дизайнер, и психолог в одном флаконе», – говорит Галина. 

На двоих у Волковых около десяти страничек в социальных сетях. Есть и еще один аккаунт лично-профессиональный, посвященный SMM. Здесь семья знакомит обывателя со своей профессией и дает бесплатные советы предпринимателям. 

«Ошибки у всех одинаковые. Сначала бизнесмены думают, что это легко, начинают продвигать бизнес сами. Зачастую у них ничего не получается. В итоге – это потерянное время и отсутствие клиентуры», – перечисляет Владимир.

Еще один минус, по мнению собеседников издания, и в том, что предприниматели скупятся на фото и дизайн, в итоге – получается стандартная страничка в соцсетях со скучным наполнением. 

«От столиц мы отстаем на несколько лет. В Актобе по-прежнему актуально накручивать подписчиков. Это не желание SMM-специалистов, это прихоть бизнеса. Поэтому многие думают, что у нас низкий уровень профессионалов», – делится своим мнением Галина Волкова. 

Буксир для бизнеса

Традиционного «портрета» в достаточно новой профессии нет. Работа в сфере SMM подходит как для мужчин, так и для женщин. Возрастные ограничения отсутствуют. Главное – привлечь аудиторию и сделать это грамотно, считает Лидия Кенжебаева. Ей 27 лет, но меньше чем за $300 вести чей-либо аккаунт она не будет. Говорит, это тот минимум, которого стоят ее знания.

«Актюбинский рынок сейчас «голоден». Бизнесу нужны SMM-специалисты. Есть и те, кто готов за 40 тыс. тенге вести страничку. Для начинающих это нормально», – рассуждает собеседница «Курсива». 

Диапазон цен на услуги интернет-маркетологов варьируется от 30 тыс. до 250 тыс. тенге за один аккаунт в социальных сетях. Все зависит от качества и опыта исполнителя. Гарантия увеличения продаж – от одного дня до пяти месяцев. 

«Да, в Актобе это пришло поздно, но сейчас рынок готов к новому формату. Другое дело, что у бизнеса до сих пор нет четкого понимания, что на раскрутку в интернете также требуются средства. На коммуналку, аренду, зарплату у них деньги заложены, а на маркетинг – нет. Такой вот остаточный принцип», – сетует Лидия. 

Это как рыбалка

Как правило, достигнув определенного уровня в SMM, специалисты решают пойти по тренерской стезе. Проводят различные семинары и мастер-классы. Есть и другой вариант развития карьеры – собрать команду и спокойно следить за процессом. 

Оба пути и выбрал Александр Киося, в недавнем прошлом – мастер по тонировке авто. Сейчас у него не менее десятка клиентов, правда, рутинной работой он не занимается.

«Как-то «вырос» из написания текстов, оформления «шапки» аккаунта. Мне нравится общаться с бизнесменами, делать видео, а «внутренностями» у меня занимаются мои ученики», – говорит Александр. 

В разное время он занимался различными видами бизнеса: от выращивания грибов, продаж веников и недвижимости до разведения червей и тонировки машин. Поиск себя привел в армию, где непоседу научили усидчивости и коммуникабельности.

Именно эти качества и помогли ему в освоении SMM-профессии.

«Три года назад все изменилось. В какой-то момент подумал о том, что было бы отлично, если бы мог зарабатывать, не вставая с дивана. Начал изучать и пришел к развитию соцсетей». 

В то время Instagram только набирал обороты среди актюбинцев, но Александр увидел за этим будущее. Сначала публиковал посты из собственной повседневной жизни, а потом предложил всем свои услуги по продвижению бизнеса.

Первый заработок – 2,5 тыс. тенге. Владелице странички по продаже косметики нужны были только подписчики. С этим начинающий маркетолог справился без проблем. 

«Давно уже отошел от этого. Набрался опыта у разных тренеров. Вложил в себя много денег, теперь и сам готов отдавать», – уверяет Александр Киося.

Он сравнивает свою работу с рыбалкой, где в качестве наживки – красивая «аватарка», грамотная «шапка» профиля и качественный контент. Чем «вкуснее» все это подать, тем больше клиентов можно привлечь, уверен он.

«Самое главное в нашей работе – позитивный настрой и эмоции. А клиентов найти – не проблема. В соцсетях можно и нужно зарабатывать. При правильном подходе результат будет уже на следующий день», – рассуждает Александр.

К слову, обучаться профессиональным секретам актюбинские медиаспециалисты предпочитают не в Казахстане, а в России и Украине. Если быть точнее, то в Москве и Киеве. Все они едины во мнении – уже через пару лет специалисты SMM-сферы в регионах догонят своих столичных коллег.

1453 просмотра

Что ждет рынок телекоммуникаций Казахстана в 2020 году

Рассказывает председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев

Иллюстрация: Jesus Sanz

Предлагаю уважаемым читателям провести небольшой эксперимент: подсчитать, сколько времени в день вы проводите читая сообщения или просматривая видеоконтент на своем смартфоне и сопоставить это время с аналогичным показателем у телевизора. Для чистоты эксперимента попробуйте сопоставить оба показателя не в рабочий день, когда телевизор недоступен, а в выходные большинство поймают себя на том, что даже сидя на диване у телевизора они продолжают пользоваться смартфоном.

Мобильный интернет незаметно для нас стал самым главным сегментом рынка телекоммуникаций. Абсолютное большинство пользователей услуг этого рынка может прожить без телевизора, большинство пользователей может прожить без персонального компьютера (разумеется, если он не является основным инструментом их работы), но от смартфона, вернее, без возможностей, которые предоставляет смартфон с помощью мобильного интернета, отказаться сейчас смогут единицы.

И если рассматривать основные действия «Казахтелекома» на внутреннем рынке в прошлом году, то легко убедиться в том, что все они были направлены на развитие именно этого мобильного сегмента казахстанского рынка связи. Хронологически эта логическая цепочка начала осуществляться еще в декабре 2018 года, когда оператор приобрел 75% голосующих акций АО «Кселл» у Telia Company и Fintur Holdings BV.

Цель этого приобретения озвучивалась нами еще на пороге вхождения в компанию – построение в стране высокотехнологичной интегрированной сети, позволяющей оказывать услуги мобильной и фиксированной связи с высоким качеством. Этот шаг позволил нам расширить инструментарий в части пакетных предложений в отношении предоставления новейших и самых востребованных услуг на телекоммуникационном рынке республики. Свою позитивную роль сыграло и приобретение в середине 2019-го 49% доли шведского мобильного оператора Tele2 AB в совместном предприятии Khan Tengri Holding B.V. Именно эти шаги, предпринятые для интеграции и совместного использования технических возможностей операторов сотовой связи, дали «Казахтелекому» возможность полномасштабно реализовывать в стране множество проектов за счет синергии потенциала двух сотовых компаний. В том числе и по построению первой в регионе сети стандарта 5G.

Напомню, что Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Казахстана, дав разрешение на приобретение пакета акций АО «Кселл», выдвинул ряд требований. В частности, в качестве условий сделки регулятором предусмотрено появление дополнительных услуг для абонентов, расширение покрытия сети 4G в сельских населенных пунктах (с численностью населения 4 тыс. человек и более) до 2021 года, а также внедрение стандартов предоставления услуг 5G не позднее 31 декабря 2021 года.
Отмечу, что эти требования полностью совпадали с теми целями, ради которых телекоммуникационный оператор приобретал доли как в Kcell, так и в Khan Tengri Holding B.V., – для создания той самой высокотехнологичной интегрированной сети. Нужно понимать, что такая сеть – слишком дорогой проект, который не имеет смысла реализовывать в ограниченной абонентской среде. На момент приобретения АО «Кселл» его абонентская база превышала 10 млн абонентов, Khan Tengri Holding B.V. – 7 млн абонентов, притом что в середине прошлого года в стране было зарегистрировано 25,7 млн абонентов сотовой связи. То есть теперь интегрированная сеть охватит свыше 70% рынка, что оправдывает расходы на ее построение.

Почему интегрированная сеть так необходима Казахстану? Потому что все новые технологии в мировой телекоммуникационной сфере завязаны на ее высокие возможности: облачное видеонаблюдение, «интернет вещей», анализ больших данных с выработкой оптимальных решений, построение умных городов – все это в конечном счете требует высоких пропускных способностей, которые дает стандарт пятого поколения. И если мы хотим цифровизовать нашу экономику и жизнь, то должны разворачивать этот стандарт в нашей стране. А это требует синергии всех игроков рынка – и гораздо проще и оперативнее эта синергия обеспечивается тогда, когда игроки находятся в одной команде. Так что сведение брендов Kcell и Tele2 под одним зонтиком нужно не только «Казахтелекому» – оно нужно было всему рынку. 

Именно эти шаги, предпринятые для интеграции и совместного использования технических возможностей операторов сотовой связи, позволят Казахстану в ближайшем будущем тиражировать проекты Smart City – умных городов, полный прототип которых был представлен в начале прошлого года в Акколе в Акмолинской области. Все развернутые в нем технологии: облачное видеонаблюдение, «интернет вещей» (IoT) и использование больших данных для аналитики – постепенно разворачивались в прошлом году и в других городах Казахстана. Благодаря этим новинкам жизнь горожан в стране стала намного удобнее, комфортнее и, самое главное, безопаснее.

Однако тут возникает другая сторона проблемы: все эти новинки доступны жителям городов республики, но было бы несправедливо ограничивать в возможностях использования этих технологий жителей сельской местности – и поэтому в стране в прошлом году был развернут беспрецедентный проект по строительству волоконно-оптической связи. Широкополосным доступом к интернету было обеспечено в 2019 году почти 470 сельских населенных пунктов, а до конца нынешнего, 2020 года, этот проект охватит более 800 сел с общим количеством жителей почти 2,5 млн человек. Для этого предстоит проложить суммарно более 16 тыс. км волоконно-оптических линий связи.

Всего в Казахстане более 6 тыс. сел, при этом часть сельских населенных пунктов уже присоединена к оптоволокну – 1,2 тыс., а после реализации проекта таких сел станет 2 тыс., то есть треть сельских населенных пунктов может быть автоматически вовлечена в построение такой интегрированной сети. Еще 3–3,5 тыс. сел можно будет подключить к этой системе через систему радиодоступа по технологии LTE800. Таким образом, реализуя проект по строительству ВОЛС, «Казахтелеком» одновременно создает инфраструктуру для будущих подключений сельчан к этой единой интегрированной сети. ВОЛС становится базовой инфраструктурой, на основе которой можно будет варьировать технические решения, использовать другие типы оборудования для различных типов подключений населения других сельских населенных пунктов.

В результате сельчане получат доступ к тем услугам, которые уже стали обыденностью для горожан. Это не только получение государственных услуг в режиме онлайн, дистанционное образование и телемедицина, но и видеонаблюдение за своим домом, которое можно вести с помощью смартфона, получая картинку на экран, и высокоскоростной интернет, позволяющий использовать смартфон в качестве замены телевизору и компьютеру.

Я пока не берусь ответить на вопрос о том, когда эти стандарты мобильного сегмента связи станут обыденностью для казахстанского села, но могу смело утверждать: первый шаг к этому был сделан в 2018 году, когда совет директоров «Казахтелекома» принял решение о приобретении пакета акций АО «Кселл», а правительство выбрало нашу компанию партнером для реализации проекта ВОЛС. Плацдарм для разворачивания нового стандарта в стране уже создается, так что появление новой интегрированной сети в стране – это дело времени. Причем уже ближайшего.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance