Перейти к основному содержанию

3386 просмотров

Как российская сеть хобби-гипермаркетов чувствует себя на казахстанском рынке

Пока сеть ведет только оффлайн-продажи в РК, запуск интернет-магазина запланирован на следующий год

Фото: Mega.kz

Развитие российской сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» в Казахстане, по оценке представителей ритейлера, идет скорее по удовлетворительному сценарию, чем по отличному. 

«На данный момент сеть в Казахстане развивается по нижней границе предполагаемых прогнозов, но предпринимаются все усилия для роста показателей», – сообщили они «Курсиву».

Новый формат

В июне 2019 года на казахстанский рынок товаров для творчества зашел крупный игрок из России. Магазин в Нур-Султане для «Леонардо» – «юбилейный», сотый по счету. Месяцем позже еще один хобби-гипермаркет открылся в Алматы. 

По оценке CRE.ru, отраслевого издания по коммерческой недвижимости, инвестиции в открытие одного хобби-гипермаркета «Леонардо» превышают $1 млн. Дополнительно на рекламную кампанию по открытию первого магазина в Казахстане было потрачено более $27 тыс. Также CRE.ru отмечает: по статистике, каждый магазин «Леонардо» привлекает от 350 тыс. до 1,5 млн целевых клиентов в год.

Локации в Казахстане у российской сети товаров для творчества – одни из самых лучших, в торговых центрах с высокой проходимостью – это MEGA Park и MEGA Silk Way. Эксперты «Леонардо» утверждают, что их магазины «гипермаркеты по ассортименту, но не по площади. Основной плюс для клиента – возможность быстро увидеть огромный ассортимент товаров для рукоделия и творчества и быстро выбрать необходимое», например, в магазине «Леонардо» в Нур-Султане более 60 тыс. позиций.

Пока сеть ведет только офлайн-продажи в РК, запуск интернет-магазина запланирован на следующий год.

Сетевые нюансы

«Формат хобби-гипермаркетов связан с огромным списком проблем, свойственных различным сегментам ритейла, и невозможность решить хотя бы одну из них может привести к плачевному результату», – рассказывал в интервью журналу Retail & Loyalty Борис Кац, директор по развитию сети хобби-гипермаркетов «Леонардо». «Отдельного упоминания заслуживает финансовая сторона вопроса: товары для творчества не назовешь дешевыми, и это ограничивает число покупателей, но, с другой стороны, огромный ассортимент магазина вынуждает иметь большой бэк-офис». 

Каждый продавец-консультант должен быть экспертом во всех областях рукоделия, ведь покупатели зачастую не могут объяснить, что именно они ищут. «У нас работает учебный центр. Каждую неделю проводятся обучающие вебинары с последующей оценкой знаний, а каждое утро в магазине на пятиминутке ставятся основные задачи на день и рассказываются новости про товары», – ответили представители «Леонардо» на вопрос «Курсива» об особенностях работы персонала в хобби-гипермаркете. Высококвалифицированные кадры – это дополнительные расходы на фонд оплаты труда.
 
Еще одна особенность формата, даже учитывая большой стабильный поток клиентов, – почти всегда низкая итоговая сумма чека. Директор по развитию сети также отмечал в интервью, что товары для хобби и творчества – это сложные товары с длинными сроками оборачиваемости. «Особая история – это остатки, которые могут вообще никогда не продаться. Существует также проблема брендозависимости покупателей, которые во многом схожи по типу поведения с профессиональными клиентами. Такие клиенты во многих видах творчества привязаны к любимым торговым маркам – и даже масштабная реклама не сделает новую марку востребованной».

Особенность гипермаркетов «Леонардо» способна как сыграть им на руку, так и стать причиной неудачи. По сути – это единственное в Казахстане место, где представлены практически все направления творчества, но при этом более 70% продукции в магазине принадлежит собственным торговым маркам сети. 

Перспективы

Полноценных исследований рынка товаров для творчества в РК нет, но для общего представления о его масштабе можно ориентироваться на российские цифры – аналогичный рынок соседней страны оценивается с большим разбегом – от 30–40 млрд рублей до 60 млрд рублей (180–240 млрд тенге – 360 млрд тенге). Соответственно, казахстанский рынок, как минимум, в десять раз меньше.

В Казахстане направление представлено несколькими форматами. Это небольшие магазины с, как правило, узкоспециализированным ассортиментом (бисер, пряжа, товары для вышивки). Местные интернет-площадки, которые предлагают и товары, что есть в наличии, и доставку на заказ из крупных международных онлайн-магазинов. Сегмент супермаркетов представляют два крупных игрока – Abdi и Meloman Art. 

Не стоит забывать про вездесущую барахолку, на которой по-прежнему можно найти почти все. Еще один заметный участник рынка – платформа AliExpress, где представлено огромное количество магазинов с товарами для рукоделия. «Часть наших потенциальных клиентов покупают аналогичные нашим товары на китайских маркетплейсах», – соглашается Борис Кац.

Перспектива развития рынка товаров для хобби строится на том, что в последние годы отмечается рост интереса к домашнему декору. Людям надоели безликие вещи, и в стремлении создать что-то оригинальное своими руками они готовы платить за мастер-классы и покупать необходимые материалы. Авторские работы стоят дорого, а рукоделие доступно каждому. Дизайн-бюро «Леонардо» регулярно выпускает мастер-классы, материалами для которых выступают представленные в сети товары – это необходимая составляющая творческого магазина любого формата, которая, помимо привлечения дополнительной аудитории, способной на импульсные покупки, дает возможность рекламировать свой товар.
 
Руководители сети рассчитывают, что их приход в РК подтолкнет рост рынка товаров для творчества. Сейчас «Леонардо» нацелен на развитие локаций в двух крупнейших городах, но в дальнейшем не исключает возможности своего присутствия и в регионах. «Рынок художественных товаров Казахстана будет расти. Все люди хотят иметь пространство для самовыражения», – уверены представители компании.

984 просмотра

The Second Aport mall Will Be Opened in Almaty by 2021

The mall will be constructed by Eurasia RED company in the east part of the city

According to Dmitry Revin, Deputy Director-General of Eurasia RED for Investment and Development and co-owner of Aport Mall, the second 120,000-square-meter Aport mall will be built in Almaty for $65 million.

Almaty – February 19, 2020. The project, called Mall Aport East, will be financed from two sources - $15 million will come from Eurasia RED's funds, and the remaining $50 million will be financed by a loan from Kazakhstani Halyk Bank.

The project is owned by the Eurasia RED local development company, which runs a portfolio of properties, including SAT business centers and Aport malls in Almaty. The ultimate beneficiary of Eurasia RED company is the Mukashev family. (In 2019, the family’s net worth was estimated by Forbes Kazakhstan of about $269 million, No. 24 of the list).

“In the eastern direction of the city of Almaty, the first construction work of the Mall Aport East project has begun. The second mall of the Aport network will be built in the area of ​​the Halyk Arena sports complex and Almaty International Airport and will be the first business card to welcome guests to the metropolis. The launch of Mall Aport East is scheduled for spring 2021,” a Eurasia RED statement said.

3 очередь 2_0.jpg

According to Revin, the plot of land for Mall Aport East was purchased by the company in 2009 and its location is very promising. “In cooperation with Colliers International Kazakhstan, an international consulting agency, Eurasia RED conducted research that showed the potential of the future project: more than 1.5 million residents currently live in the Aport Mall East area.

Moreover, about 850 thousand square meters of housing is being built by local developers. Infrastructural changes in this development area have already begun. For example, the ‘airport ring’ [road junction] is under construction now, Eurasia RED press release notes.

​The Mall Aport East project was designed by experts from MB architects, an international company providing architecture, engineering and design services. Among other foreign companies that consult Eurasia RED on this project are PwC, CBRE, KPMG and Norton Rose.

The main concept of Mall Aport East is of family vacations. Therefore, all spaces were distributed in the following proportions: 35% of the project area will be allocated for “smart vacation,” 50% for retail space and 15% for restaurants and services. There are also free parking lots for 2.5 thousand cars, a large "green" pedestrian zone and an area for active entertainment.

To date, over 80% of the Mall Aport East space has already been booked by Sulpak, Technodom, Kinoplexx, Hawaii Fitness, Sportmaster, and many other local retail companies.

“At the local neighborhood level, the new Аport project creates a modern infrastructure for several city districts. Almaty should become a city without outskirts – it is the general vision of Bakytzhan Sagintayev, head of the city,” Dmitry Revin explained.

4acd75ae-8801-40fe-9b90-57353c31d013.jpg

The Eurasia RED top managers are very optimistic about the new project, citing the performance of the first Aport mall on Raimbek Street, which has been operating for ten years. According to company data, since opening, almost 100 million visitors have come to this Aport. At the moment, about a million people visit the mall every month.

“The current Mall Aport West is a place where well-known international brands are presented and where every family can have a very good time. Most of our guests visited the gastronomic space with five most popular cuisines; many visited the all-season water entertainment complex Hawaii and Miami Aquapark & ​​SPA, and of course, children love to play in the Funky Town and Funky World amusement park,” Eurasia RED said.

Along with the start of construction, Eurasia RED announced the launch of Aport Oxygen, an updated environmental tree planting program for Almaty residents. If successful, this program is expected to be replicated in other regions of Kazakhstan.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif