Перейти к основному содержанию

970 просмотров

Как кооперация помогает в продуктовом ритейле

Магазины у дома способны давать очень высокий оборот, если рассматривать их как консолидированный рынок

Фото: Shutterstock

Франшиза продуктового мини-маркета BESH продается на казахстанском рынке уже больше года. Ее создатели предлагают потенциальным франчайзи не только схему отлаженных внутренних процессов, но и кооперацию, которая позволит сэкономить на закупочных ценах. Переход «дукенов у дома» к цивилизованному формату назвать активным трудно: спроса на BESH не наблюдается.

Магазин у дома в цивильном виде

BESH – франшиза казахстанской сети семейных магазинов (другими словами – минимаркетов) «Наш Маркет». Первый магазин сети был открыт в Нур-Султане в 2017 году, через год магазинов стало шесть. Владельцы бизнеса увидели перспективу развития сети через франчайзинг. Во-первых, этот подход снимает проблему ограниченных финансовых возможностей – мировая практика показывает, что инвестиции в открытие мини-маркета составляют $800–1000 на квадратный метр торговой площади. Площадь точек, с которыми работает «Наш Маркет» – до 150 кв. м. Во-вторых, франшиза дает шанс на быстрое масштабирование, а значит – возможность противостоять более крупным конкурентам. «Наш Маркет» предложил рынку два варианта: первый руководители бизнеса сами называют «франшизой по-казахски», он предполагает, что франчайзи фактически вкладывается только деньгами, а оперативным управлением торговой точкой занимается команда «Нашего Маркета». Второй вариант – классический, «Жакын дукен «BESH» – первая в Казахстане франшиза в продуктовом ритейле. Франчайзи BESH получает в том числе возможность присоединиться к закупкам сети «Наш Маркет» и, как результат, более выгодные цены за счет объема. Анна Пацюк, руководитель международной консалтинговой компании «Розница» и коммерческий директор сети семейных магазинов «Наш Маркет», уверена: магазины у дома способны давать очень высокий оборот, если рассматривать их как консолидированный рынок. И кооперация – залог успеха не только франчайзинговых проектов.

Направление – кооперация

Призыв «Минимаркеты, объединяйтесь!» имеет под собой твердую экономическую подоплеку. В одиночку собственникам магазинов очень сложно наладить закупочные процессы, сделать их системными и получить хорошие предложения от поставщиков. Последнее особенно важно: продуктовый ритейл работает на небольших наценках. Поэтому закупочная кооперация может стать хорошим решением. При наличии сети магазинов, составляющих закупочный кооператив, можно организовать центральный склад, на который поставщики отправляют товар, а владельцы магазинов уже распределяют его по всей сети. Это известная схема, по которой уже давно работают розничные сети России и Украины.

Кроме того, кооперация дает возможность отдельным, не сетевым, магазинам выйти на новый профессиональный уровень. «Мы можем сложить свои затраты и позволить себе опытных маркетологов, категорийных менеджеров, службу безопасности и обеспечить себя профессиональным бэк-офисом», – говорит Анна Пацюк. 

Еще один вариант организации кооператива: пайщиками становятся жители расположенных поблизости домов. По сути, сами покупатели инвестируют в магазин, в котором собираются регулярно делать покупки. Автоматически формируется поток лояльных покупателей, которые будут обеспечивать постоянный спрос. Каждого нового пайщика утверждает уже сложившийся состав. Зачем это пайщикам, кроме того, что они получают качественный магазин у дома? Одна из форм потребительского кооператива в розничном ритейле предполагает, что дивиденды пайщикам не выплачиваются, а вместо этого члены кооператива получают возможность покупать товар в минимаркете со скидкой «для своих». При правильном подходе магазин останется прибыльным – удобство и ассортимент привлекут жителей со всей округи. 

Из прошлого в будущее

Самая крупная сеть в Германии Edeka – это кооператив, образованный в 1907 году. «Мелкие лавочники объединились и в результате «съели» всех остальных. Edeka – самая крупная сеть супермаркетов в Европе, они занимают большую долю рынка и являются акционерами нескольких других сетей. Есть еще очень интересная мне испанская кооперативная корпорация Mondragon, организованная в маленьком одноименном городке 60 лет назад. Стратегия кооперации была выбрана ими просто для того, чтобы выжить в трудных условиях рынка. Сегодня же в сеть входят 2500 магазинов, а также турагентства, заправки, аптеки и прочее. На сегодняшний день это седьмая по оборотам компания в Испании» – рассказывает Анна Пацюк кооперативную историю. 

«Надо сказать, что экономика Европы вообще очень кооперативная. Для нас же это слово сильно связано с нашим советским прошлым и с какими-то не очень удачными примерами. Это в корне неверно. Нужно смотреть на тему с капиталистической стороны, где есть примеры эффективного использования».

Казахстанские владельцы небольших продуктовых магазинов редко озабочены внешним видом торговых точек, отмечает Анна Пацюк. Хотя если оснастить магазины профессиональным освещением, эргономичными полками и конструкциями для товара, то можно разместить больше товара, нарастить обороты и увеличить прибыль. Мини-маркеты, которые переоборудуют свои магазины и войдут в состав коопераций, получат возможность динамичного развития, не сомневается коммерческий директор сети «Наш Маркет». И она же констатирует: ко всему новому бизнес-сообщество Казахстана относится с опаской.

«Проблема в том, что многие собственники бизнеса не совсем верно понимают термин «частная собственность». Малому и среднему бизнесу необходимо выживать, и для этого нужно делиться опытом и наработками, поддерживать друг друга, а не восседать гордо на стуле, с ощущением – я предприниматель и теперь все в порядке. Такая позиция может привести к тому, что вы окажетесь едой на тарелке у более крупных игроков. Казахстанские предприниматели по большей части стараются не объединиться, а защититься от конкурентов, подобно ежикам сворачиваются и выпускают иголки. Этот метод не спасает от истинных агрессоров».

banner_wsj.gif

2524 просмотра

Самое дорогое и самое дешевое арендное жилье в Казахстане

Изучили предложения, представленные на рынке арендного жилья страны

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

Нур-Султан – безусловный лидер по стоимости аренды домов. Самые дорогие дома, по данным портала krisha.kz, сдаются в районе ул. Панфилова по цене от 6 до 9,5 млн тенге в месяц (это примерно 200–315 тыс. тенге в день). Народное название этого района – «Депутатский городок» или «Тенговка», он появился на месте бывших дач, снесенных «под государственные нужды». 

Застраивалась эта территория в первом десятилетии двухтысячных, и здесь впервые в Казахстане был применен единый дизайн-код – определенные требования к отделке и оформлению заборов. Тогда же по соседству была запроектирована самая крупная парковая зона столицы – Президентский парк на набережной реки Есиль вокруг Ак Орды и Дворца мира и согласия. Популярность района среди состоятельных жителей столицы объясняется соседством равных (участки под индивидуальное строительство выделялись высокопоставленным лицам) и близостью к деловому центру города. Здесь живут министры, депутаты, успешные бизнесмены. Среди самых дорогих предложений – дома на 10–14 комнат на участках 20–40 соток с помещениями для прислуги, оружейными комнатами, тренажерными залами, домашними кинотеатрами и прочими удобствами. 

Алматы в марте 2020 года догнал столицу. Несколько дней назад на сайте krisha.kz было размещено предложение по аренде 8-комнатного 4-этажного дома в мкр. Нурлытау в юго-западной части города. Дом с авторским дизайном на стыке европейского минимализма, классики, восточного колорита можно арендовать за 9,5 млн тенге в месяц. Здание обставлено эксклюзивной мебелью, имеет крытый бассейн с сауной, кинотеатр, открытую террасу с резной мебелью ручной работы и гараж на 12 машин. В стоимость аренды включен уход и обслуживание дома обученным персоналом. 

На западе Алматы самым дорогим объектом в аренду является комплекс из трех 4-этажных домов в районе Дубок за 5,5 млн тенге в месяц. Это предложение размещено три дня назад. Один из домов в черновой отделке. В других домах имеются лифт, бассейн, спа-зона, баня, сауна, каминный зал, комната отдыха для персонала. На площади в один гектар кроме основного жилья есть летний домик, теннисный корт, детская площадка, сцена, беседки, парковка с навесом. До марта 2020 года самым дорогим предложением в южной столице был дом в аренду за 4 млн тенге в месяц, что дешевле лидеров более чем в два раза. 15-комнатный кирпичный дом на 50 сотках в микрорайоне Мирас окружен прудом, имеет винный погреб, бассейн, банный комплекс, беседки, комнату для морозильных камер и комнату для персонала. В трехэтажном доме есть лифт. Другие регионы Казахстана сильно проигрывают столичным ценам. В Атырау 5-комнатный дом на 300 квадратов можно снять на месяц за 2,5 млн тенге. Цена аренды 12-комнатного дома в Актау такая же, как 10-комнатного дома в Шымкенте – 2 млн тенге в месяц, это топовые предложения в упомянутых городах. 

Самые дорогие квартиры 

Лучшие квартиры, предлагаемые в аренду в элитных жилых комплексах, по стоимости почти в 3,5 раза дешевле самых дорогих домов. В Алматы 8-комнатную квартиру площадью 377 кв. м можно снять за 2,8 млн тенге в месяц. Локация – 23-этажный дом на Абылайхана – Кабанбай батыра. Второе и третье место в рейтинге самых дорогих квартир южной столицы заняло жилье за 2,5 млн тенге в месяц: 7-комнатная квартира на 300 квадратов ждет своих арендаторов в 4-этажном доме в районе Мирас, а 5-комнатная квартира на 263 кв. м сдается в элитной 20-этажке Еsentai Apartments. Меблировка квартир напоминает покои Людовика ХIV, помещения оснащены современной бытовой техникой, а периметр элитных ЖК находится под охраной и видеонаблюдением. Нур-Султан не сильно отстает от южной столицы. Стоимость аренды 4-комнатной квартиры площадью 245 кв. м на третьем этаже 8-этажки ЖК «Europe Рalace I» на Левом берегу составит 2,5 млн тенге в месяц. А 8-комнатная квартира на 400 кв. м в ЖК «Highvill Astana» и 4-комнатная квартира на 108 кв. м в ЖК «Highvill Park» сдаются в аренду по 2 млн тенге в месяц. 

Владельцы квартир будут не против сдать жилье посольствам или иностранным фирмам, базирующимся в столице. В регионах потратить больше двух миллионов тенге в месяц на квартиру сложнее. Пятикомнатная квартира площадью 210 квадратов в Актау «для серьезных арендаторов на длительный срок» обойдется в 1,8 млн тенге в месяц. За аренду четырехкомнатной квартиры аналогичной площади в Атырау собственники просят лишь 1 млн тенге, а в Усть-Каменогорске двухэтажная квартира в самом центре города с собственной парковкой, собственным садом, сауной, панорамными окнами и дизайнерским ремонтом обойдется в 950 тыс. тенге в месяц.

Самые бюджетные варианты жилья 

Среди бюджетных предложений аренды жилья на krisha.kz выделяется объявление от социальноориентированных собственников. Владельцы благоустроенной комнаты в Бостандыкском районе Алматы не только готовы сдать ее за 10 тыс. тенге одинокой женщине, но и предоставят будущему арендатору работу уборщицы. В Нур-Султане чистая однокомнатная квартира обойдется в 12 тыс. тенге в месяц. А в Шымкенте за 12 тыс. тенге можно снять уже двухкомнатное жилье с бытовой техникой. 

В Туркестане 7-комнатная квартира площадью 400 кв. м готова принять до 90 человек. Получается, что каждому достанется 4,5 квадрата на человека и арендная плата в размере 2,5 тыс. тенге в месяц. За 10 тыс. тенге в месяц в Казахстане можно снять 4-комнатный кирпичный дом в поселке близ города Тобол Костанайской области. По такой же цене можно арендовать в Уральске или Шымкенте времянку с удобствами на улице.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif