Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Как кооперация помогает в продуктовом ритейле

Магазины у дома способны давать очень высокий оборот, если рассматривать их как консолидированный рынок

Фото: Shutterstock

Франшиза продуктового мини-маркета BESH продается на казахстанском рынке уже больше года. Ее создатели предлагают потенциальным франчайзи не только схему отлаженных внутренних процессов, но и кооперацию, которая позволит сэкономить на закупочных ценах. Переход «дукенов у дома» к цивилизованному формату назвать активным трудно: спроса на BESH не наблюдается.

Магазин у дома в цивильном виде

BESH – франшиза казахстанской сети семейных магазинов (другими словами – минимаркетов) «Наш Маркет». Первый магазин сети был открыт в Нур-Султане в 2017 году, через год магазинов стало шесть. Владельцы бизнеса увидели перспективу развития сети через франчайзинг. Во-первых, этот подход снимает проблему ограниченных финансовых возможностей – мировая практика показывает, что инвестиции в открытие мини-маркета составляют $800–1000 на квадратный метр торговой площади. Площадь точек, с которыми работает «Наш Маркет» – до 150 кв. м. Во-вторых, франшиза дает шанс на быстрое масштабирование, а значит – возможность противостоять более крупным конкурентам. «Наш Маркет» предложил рынку два варианта: первый руководители бизнеса сами называют «франшизой по-казахски», он предполагает, что франчайзи фактически вкладывается только деньгами, а оперативным управлением торговой точкой занимается команда «Нашего Маркета». Второй вариант – классический, «Жакын дукен «BESH» – первая в Казахстане франшиза в продуктовом ритейле. Франчайзи BESH получает в том числе возможность присоединиться к закупкам сети «Наш Маркет» и, как результат, более выгодные цены за счет объема. Анна Пацюк, руководитель международной консалтинговой компании «Розница» и коммерческий директор сети семейных магазинов «Наш Маркет», уверена: магазины у дома способны давать очень высокий оборот, если рассматривать их как консолидированный рынок. И кооперация – залог успеха не только франчайзинговых проектов.

Направление – кооперация

Призыв «Минимаркеты, объединяйтесь!» имеет под собой твердую экономическую подоплеку. В одиночку собственникам магазинов очень сложно наладить закупочные процессы, сделать их системными и получить хорошие предложения от поставщиков. Последнее особенно важно: продуктовый ритейл работает на небольших наценках. Поэтому закупочная кооперация может стать хорошим решением. При наличии сети магазинов, составляющих закупочный кооператив, можно организовать центральный склад, на который поставщики отправляют товар, а владельцы магазинов уже распределяют его по всей сети. Это известная схема, по которой уже давно работают розничные сети России и Украины.

Кроме того, кооперация дает возможность отдельным, не сетевым, магазинам выйти на новый профессиональный уровень. «Мы можем сложить свои затраты и позволить себе опытных маркетологов, категорийных менеджеров, службу безопасности и обеспечить себя профессиональным бэк-офисом», – говорит Анна Пацюк. 

Еще один вариант организации кооператива: пайщиками становятся жители расположенных поблизости домов. По сути, сами покупатели инвестируют в магазин, в котором собираются регулярно делать покупки. Автоматически формируется поток лояльных покупателей, которые будут обеспечивать постоянный спрос. Каждого нового пайщика утверждает уже сложившийся состав. Зачем это пайщикам, кроме того, что они получают качественный магазин у дома? Одна из форм потребительского кооператива в розничном ритейле предполагает, что дивиденды пайщикам не выплачиваются, а вместо этого члены кооператива получают возможность покупать товар в минимаркете со скидкой «для своих». При правильном подходе магазин останется прибыльным – удобство и ассортимент привлекут жителей со всей округи. 

Из прошлого в будущее

Самая крупная сеть в Германии Edeka – это кооператив, образованный в 1907 году. «Мелкие лавочники объединились и в результате «съели» всех остальных. Edeka – самая крупная сеть супермаркетов в Европе, они занимают большую долю рынка и являются акционерами нескольких других сетей. Есть еще очень интересная мне испанская кооперативная корпорация Mondragon, организованная в маленьком одноименном городке 60 лет назад. Стратегия кооперации была выбрана ими просто для того, чтобы выжить в трудных условиях рынка. Сегодня же в сеть входят 2500 магазинов, а также турагентства, заправки, аптеки и прочее. На сегодняшний день это седьмая по оборотам компания в Испании» – рассказывает Анна Пацюк кооперативную историю. 

«Надо сказать, что экономика Европы вообще очень кооперативная. Для нас же это слово сильно связано с нашим советским прошлым и с какими-то не очень удачными примерами. Это в корне неверно. Нужно смотреть на тему с капиталистической стороны, где есть примеры эффективного использования».

Казахстанские владельцы небольших продуктовых магазинов редко озабочены внешним видом торговых точек, отмечает Анна Пацюк. Хотя если оснастить магазины профессиональным освещением, эргономичными полками и конструкциями для товара, то можно разместить больше товара, нарастить обороты и увеличить прибыль. Мини-маркеты, которые переоборудуют свои магазины и войдут в состав коопераций, получат возможность динамичного развития, не сомневается коммерческий директор сети «Наш Маркет». И она же констатирует: ко всему новому бизнес-сообщество Казахстана относится с опаской.

«Проблема в том, что многие собственники бизнеса не совсем верно понимают термин «частная собственность». Малому и среднему бизнесу необходимо выживать, и для этого нужно делиться опытом и наработками, поддерживать друг друга, а не восседать гордо на стуле, с ощущением – я предприниматель и теперь все в порядке. Такая позиция может привести к тому, что вы окажетесь едой на тарелке у более крупных игроков. Казахстанские предприниматели по большей части стараются не объединиться, а защититься от конкурентов, подобно ежикам сворачиваются и выпускают иголки. Этот метод не спасает от истинных агрессоров».


590 просмотров

Kraft Heinz начал приходить «в форму»

Сдавший ранее свои позиции гигант пищевой индустрии под управлением нового топ-менедж­мента разрабатывает обновленную стратегию бизнеса

Фото: Richard B. Levine/Zuma Press

Наблюдая за признаками стабилизации ситуации в Kraft Heinz, а также за новым видением, которое демонстрирует обновленный топ-менеджмент компании, инвесторы не скрывают своей радости. Впрочем, учитывая, как долго Kraft Heinz управляли неправильно, до полного восстановления ей очень далеко.

В прошлый четверг компания объявила о том, что органические продажи (то есть без учета колебаний курсов валют и изменений в портфеле) в III квартале 2019 года упали на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению со снижением продаж на 1,5% в первом полугодии это стало небольшим улучшением ситуации.

Скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA), аналитический показатель, которому в компании традиционно отдают предпочтение, снизилась на 7,8% по сравнению с годом ранее. В первом полугодии падение составило 19,3%.

Тогда же, в четверг, акции компании выросли в цене на 13%. Однако они по-прежнему на 33% ниже февральских показателей, когда компания объявила о катастрофических результатах, включая списание убытков по брендам, в том числе Kraft, на сумму $15 млрд. В итоге это привело к тому, что летом были назначены новый генеральный директор компании Мигель Патрисио и финансовый директор Пауло Базилио.

Новое руководство было напрямую назначено владельцами из бразильской инвестиционной компании 3G Capital и, похоже, знает, почему все пошло не так. Свою новую стратегию бизнеса они планируют представить в начале следующего года, однако уже во время конференц-звонка в разговоре с аналитиками в прошлый четверг топ-менеджеры поделились своими предварительными оценками.

WSJ_kraft-heinz-starts_0.png

В частности, Мигель Патрисио заявил о необходимости «ментальных изменений» в компании. Так, он намерен сместить акцент с краткосрочного сокращения расходов и роста за счет приобретений на долгосрочный органический рост.

Однако отказываться от политики экономии средств компания не будет. Более того, Патрисио отстоял принятую в 3G Capital практику «бюджетирования с нуля» как меру, необходимую для высвобождения ресурсов для инвестирования. Он также подчеркнул необходимость очистить портфель Kraft Heinz от убыточных и малорентабельных продуктов.

«Инновации – это та область, которую мы должны развивать, то направление, где нам предстоит огромная работа», – заявил он аналитикам после того, как те попросили его поделиться своими взглядами на необходимость исследований и разработок, которым предшествующий менеджмент большого внимания не уделял.

Тем не менее, по словам Патрисио, расходы на R&D будут главным образом сосредоточены на нескольких ключевых направлениях и не станут широкомасштабными. То есть, по сути, сохранится та же позиция, которой придерживался прежний гендиректор компании Бернардо Хис.

Акцент на экономии средств – это не столько выбор, сколько необходимость. Кредитное плечо компании остается повышенным, а чистый долг за последние четыре квартала превышает скорректированный показатель EBITDA в 4,5 раза. Во время конференц-звонка в прошлый четверг Пауло Базилио особо подчеркнул, что новая стратегия будет включать в себя шаги по уменьшению кредитного плеча и поддержанию кредитного рейтинга компании. Однако комментировать вопрос о том, будут ли уменьшены дивиденды после того, как они уже были сокращены в феврале, он отказался.

Так или иначе, но инвесторам пока лучше воздержаться от каких-либо выводов. Все-таки просто знать направление, куда нужно идти, – это одно. А быть способным добраться туда – это совсем другое.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций