Перейти к основному содержанию

1728 просмотров

Качество большей части сырого молока в Казахстане не соответствует техрегламентам ТС

Новые стандарты заработают в следующем году

Фото: Олег Спивак

С 1 января 2020 года производители сырого молока в Казахстане должны перейти на новый стандарт качества. Он подразумевает, что сырой фермерский продукт, предназначенный для переработки на заводах, по основным показателям улучшится в 8-10 раз. 

Новый стандарт касается содержания в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – проще говоря, дрожжей, грибков, плесени, а также следов болезни животного. По сути, отменяется сортность молока: оно либо признается полностью безопасным для здоровья человека и принимается на переработку, либо нет. 

В этом нет ничего аврального: технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов, в России и Беларуси действует уже семь лет. Казахстан получил отсрочку, поскольку основными поставщиками сырья в молочной отрасли на момент принятия техрегламента были личные подворные хозяйства. Стране дали время подтянуть технологические процессы до нужного уровня. 

Но сейчас, за месяц до перемен, настроения панические: фермеры к новым требованиям не готовы, переработчики ожидают дефицита молока, а покупателям, похоже, самое время привыкать к мысли о подорожании отечественных молочных продуктов. 

Как по корове определить качество менеджмента 

К выходу на территорию животноводческого комплекса «Байсерке-Агро» нас готовят, словно к визиту в лабораторию: выдают шапочки, халаты и бахилы. Мы в недоумении: зачем бахилы на улицу? Асхат Чиндалиев, научный сотрудник ТОО «УНПЦ Байсерке-Агро», объясняет, почему усилены меры безо­пасности: в Талгарском районе вспышка модулярного дерматита, а высокопродуктивные коровы очень восприимчивы к болезням. 

«Байсерке-Агро» – многопрофильный холдинг, занимающийся всеми видами животноводства. Молоком хозяйство обеспечивает стадо в 1000 голов, около 400 коров дойные. В среднем за сутки они выдают 10 тонн молока. 

В хозяйстве Асхат Чиндалиев отвечает «за науку»: изучает тематические публикации и профильные научные труды. Их внедрение дает экономический эффект: к примеру, говорит эксперт, замена в рационе коров сои на рапс в три раза сократила себестоимость молока.

«Одно дело – заработать 100 миллионов, потратив 70 миллионов, и совсем другое – 30 миллионов», – иллюстрирует успехи Асхат Чиндалиев.

Как кормить, чем кормить, условия содержания, селекция, влияние микроклимата коровника на производительность – все это в ведении научного работника. 

Корова – рекордсменка хозяйства выдает в сутки 80 литров. Асхат Чиндалиев знакомит нас «лично», но героиня лежит в стойле и не планирует прерывать свой отдых.

«Очень хорошо, когда коровы лежат, – комментирует ситуацию Жиль Бурло, генеральный директор ТОО «Danone Berkut». – Это значит, в хозяйстве для них создана благоприятная атмосфера. Когда корова под стрессом, ее удои снижаются как минимум на 20%. Лежащие коровы – признак хорошего менеджмента!» 

Молоко в дефиците

Глобальная корпорация Danon в Казахстане представлена одним из крупнейших в стране заводом по переработке молока. Он выпускает 1,5 тыс. т молочных продуктов ежегодно, треть экспортируется в Россию.

«Мы хотим наращивать экспорт, для этого нам надо дополнительно получать 500 тонн сырого молока ежегодно», – говорит Жиль Бурло. Но найти дополнительные объемы сырья, по словам главы Danone Berkut, – большая проблема. На казахстанском рынке дефицит молока для переработки – около 20%. Еще 7% продукции, по оценке Жиля Бурло, приходится на сырье откровенно низкого качества. «Это очень много, уже при дефиците сырья в 7% начинается рост цен. Что же касается плохого сырья, представьте, что один день в неделю на прилавках магазинов продается молоко, которое невозможно пить», – иллюстрирует ситуацию Жиль. 

Дефицит молока сыграл с рынком злую шутку. Будь рынок конкурентным, можно было бы потихоньку ужесточать требования по качеству к поставщикам сырого молока и за семь лет планомерно перейти к новому стандарту. Но ситуация такова, что переработчики сырья буквально бьются за каждого поставщика. Молоко собирается в радиусе 500–600 км от местоположения завода. Что в таких условиях сделает фермер, услышав требования об улучшении качества продукта? Очевидно, сменит переработчика.

Дефицит молока привел к тому, что заводы в среднем по году загружены на 60% их мощностей. Зимой же многие небольшие заводы и вовсе закрываются – нет сырья. В таких условиях у переработчиков нет рычагов давления на мелкие фермы, которые в республике по-прежнему являются главными поставщиками молока.  

Главный производитель молока – мелкое хозяйство

По данным Молочного союза Казахстана, в стране производится 5 млн тонн молока в год. Львиную долю этого объема, 78%, выдают личные подсобные хозяйства (ЛПХ), остальное, около 1 млн т, – организованные хозяйства. Зимой продуктивность ЛПХ снижается в восемь раз, и этот дефицит восполнить невозможно. 

Почему большой бизнес не видит для себя перспектив на рынке, незаполненном на 20% и, по сути, гарантирующем сбыт продукта? Даурен Оналбаев, заместитель директора по экономическим вопросам Палаты предпринимателей Алматинской области, считает, что причина тому – высокие риски, связанные с ведением такого бизнеса. Вернуть деньги, вложенные в производство молока, очень непросто. Инвестиции требуются большие, а окупаемость низкая, да еще и надо учитывать высокие риски ветеринарных заболеваний. 

Поэтому главным поставщиком молока на рынок стал мелкий производитель. Мелкий – это с поголовьем скота до 50 голов. Если больше, то это уже уровень молочно-товарной фермы. Таких в одной Алматинской области – 72. А сколько мелких – достоверно неизвестно. Сейчас «Атамекен» проводит исследование, изучает, чем заняты подворья области. Итогов исследования еще нет, но промежуточные результаты позволяют сделать вывод: производство молока – самый популярный вид бизнеса на селе.

Простые правила ведения бизнеса

Складывается впечатление, что для улучшения качества молока требуются едва ли не революционные преобразования на рынке. Жиль Бурло подобного драматизма не разделяет. Он уверен, что улучшить ситуацию можно популяризацией научного подхода к фермерскому делу.

«Природа кризиса – в неумении каждого фермера работать максимально эффективно. Если среди фермеров распространить современные практики, проблема будет решена», – говорит Жиль. 

Danon Berkut вместе с Минсельхозом и палатой предпринимателей организовали обучение для фермеров. Курсы регулярно проходят на базе хозяйства «Байсерке-Агро».

«Средняя казахстанская корова производит 500 лит­ров молока в год, а ее потенциал – 6500 литров. Резервы очень простые: правильное кормление, правильная работа по расширению стада, условия содержания и просто соблюдение ежедневных правил гигиены фермером, – говорит Жиль Бурло. – Сделать корову продуктивной и счастливой не требует инвестиций. Обучение – самый эффективный способ донести это до фермеров. Тогда можно рассчитывать на то, что обеспечение молоком будет расти на 4% ежегодно».

По словам Жиля Бурло, Россия в 2012 году сталкивалась с гораздо более жестким кризисом молочного производства. Дефицит составлял 35%, еще 5% сырья было некачественным. Ситуацию исправили внедрением научно обоснованных практик ведения хозяйства. Для этого в Липецке была открыта Молочная бизнес-академия, чье влияние позволило со временем решить проблему.

Как наука помогает практике

Научные сотрудники липецкой академии вовлечены и в казахстанский образовательный проект. Наш визит в хозяйство «Байсерке-Агро» пришелся на трехдневный семинар, который собрал около 30 слушателей (всего участниками программы, начатой в июле, стали 120 человек). Программа семинара включала в себя три темы: умение расшифровывать сигналы, которые подает корова, принципы выращивания молодняка и роль правильного кормления в молочном хозяйстве. 

По мнению зооинженера Нурлана Утеулинова, владельца крестьянского хозяйства «Агаиндар» (Карасайский район Алматинской области), подобные курсы хорошо дополняют знания, полученные им еще в советские годы в институте.

«Применение этих знаний не подразумевает каких-то дополнительных трат, напротив, следуя советам, я на 30% сократил расходы фермы», – говорит наш собеседник.

Сейчас средние удои хозяйства составляют 200–300 литров в сутки. Нурлан Утеулинов планирует поднять производительность до тонны, чтобы стать крупным поставщиком молокоперерабатывающего завода. 

Его деловой партнер, ветеринар Алтынбек Байтимбетов, в животноводстве почти 50 лет. Он считает, что казахстанским специалистам не хватает знаний и практики, особенно при работе с высокопродуктивными породами коров, которых завозят из-за границы.

«Специалисты всегда заняты на фермах, у них много работы. Если владелец предприятия не понимает важности обучения, то вырваться на образовательные курсы невозможно. Это плохо, потому что знания дают важные, и я сразу применяю их в своей практике», – говорит ветеринар.

Что произойдет 1 января?

Так что же ждет молочный рынок страны 1 января будущего года? Участники рынка выражают осторожный оптимизм, что для Казахстана сроки принятия нового стандарта снова будут отложены. Ведь готовности нет на всех уровнях, включая и систему оценки молока, которая, очевидно, должна измениться.

По словам Даурена Оналбаева, сейчас экспресс-анализ каждой партии сырого молока проводит завод-переработчик. При новом требовании качества анализ должен быть более глубоким, а по требованиям техрегламента производитель при поставке молока на завод должен подтверждать его качество специальным сертификатом. Кто будет проводить оценку, будет ли она платной – неизвестно.

До внедрения нового стандарта остался месяц.
 

973 просмотра

The Second Aport mall Will Be Opened in Almaty by 2021

The mall will be constructed by Eurasia RED company in the east part of the city

According to Dmitry Revin, Deputy Director-General of Eurasia RED for Investment and Development and co-owner of Aport Mall, the second 120,000-square-meter Aport mall will be built in Almaty for $65 million.

Almaty – February 19, 2020. The project, called Mall Aport East, will be financed from two sources - $15 million will come from Eurasia RED's funds, and the remaining $50 million will be financed by a loan from Kazakhstani Halyk Bank.

The project is owned by the Eurasia RED local development company, which runs a portfolio of properties, including SAT business centers and Aport malls in Almaty. The ultimate beneficiary of Eurasia RED company is the Mukashev family. (In 2019, the family’s net worth was estimated by Forbes Kazakhstan of about $269 million, No. 24 of the list).

“In the eastern direction of the city of Almaty, the first construction work of the Mall Aport East project has begun. The second mall of the Aport network will be built in the area of ​​the Halyk Arena sports complex and Almaty International Airport and will be the first business card to welcome guests to the metropolis. The launch of Mall Aport East is scheduled for spring 2021,” a Eurasia RED statement said.

3 очередь 2_0.jpg

According to Revin, the plot of land for Mall Aport East was purchased by the company in 2009 and its location is very promising. “In cooperation with Colliers International Kazakhstan, an international consulting agency, Eurasia RED conducted research that showed the potential of the future project: more than 1.5 million residents currently live in the Aport Mall East area.

Moreover, about 850 thousand square meters of housing is being built by local developers. Infrastructural changes in this development area have already begun. For example, the ‘airport ring’ [road junction] is under construction now, Eurasia RED press release notes.

​The Mall Aport East project was designed by experts from MB architects, an international company providing architecture, engineering and design services. Among other foreign companies that consult Eurasia RED on this project are PwC, CBRE, KPMG and Norton Rose.

The main concept of Mall Aport East is of family vacations. Therefore, all spaces were distributed in the following proportions: 35% of the project area will be allocated for “smart vacation,” 50% for retail space and 15% for restaurants and services. There are also free parking lots for 2.5 thousand cars, a large "green" pedestrian zone and an area for active entertainment.

To date, over 80% of the Mall Aport East space has already been booked by Sulpak, Technodom, Kinoplexx, Hawaii Fitness, Sportmaster, and many other local retail companies.

“At the local neighborhood level, the new Аport project creates a modern infrastructure for several city districts. Almaty should become a city without outskirts – it is the general vision of Bakytzhan Sagintayev, head of the city,” Dmitry Revin explained.

4acd75ae-8801-40fe-9b90-57353c31d013.jpg

The Eurasia RED top managers are very optimistic about the new project, citing the performance of the first Aport mall on Raimbek Street, which has been operating for ten years. According to company data, since opening, almost 100 million visitors have come to this Aport. At the moment, about a million people visit the mall every month.

“The current Mall Aport West is a place where well-known international brands are presented and where every family can have a very good time. Most of our guests visited the gastronomic space with five most popular cuisines; many visited the all-season water entertainment complex Hawaii and Miami Aquapark & ​​SPA, and of course, children love to play in the Funky Town and Funky World amusement park,” Eurasia RED said.

Along with the start of construction, Eurasia RED announced the launch of Aport Oxygen, an updated environmental tree planting program for Almaty residents. If successful, this program is expected to be replicated in other regions of Kazakhstan.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif