В мире набирает популярность искусственное мясо

По мнению биохимика, использование животных для пищи стало одной из самых разрушительных технологий на Земле

Фото: Depositphotos

Cтартап, занимающий 0,1% от $1,7-триллионного глобального рынка мяса, рыбы и птицы, грозится покончить с ним к 2035 году. Об этом рассказывается в статье сентябрьского номера New Yorker. В материале 65-летний биохимик Пэт Браун – основатель и CEO Impossible Foods – размышляет об окончании эры мяса.

Исходная точка

По мнению Пэта Брауна, использование животных для производства пищи стало одной из самых вредных и разрушительных технологий на Земле. Сельское хозяйство сегодня потребляет больше пресной воды, чем любая другая человеческая активность. Почти треть этой воды уходит на выращивание скота. Треть пахотных земель на планете занята под выращивание пищи для этого скота, а это ни много ни мало почти 14,5% глобальных выбросов парниковых газов. Для создания пастбищ всего за четверть века было вырублено лесов на территории размером с Южную Америку.

Ни биотопливо, ни налог на углерод не смогут изменить климат более кардинально, чем «вопрос коров». Побочный продукт культивации крупного рогатого скота – метан. Это самый мощный из парниковых газов, более чем в 25 раз больше удерживающий тепло, чем углекислый газ. Крупнорогатый скот «ответственен» за почти 2/3 выбросов парникового газа от домашнего скота. По мнению бывшего министра энергетики США Стивена Чу, каждые 4 фунта говядины (1,8 кг), которые вы съедаете (а именно столько говядины потребляет средний американец ежемесячно), имеют такой же эффект на глобальное потепление, как и ваш полет на самолете из Нью-Йорка в Лондон. 

Так как же решить «вопрос коров»? «Только с помощью законного экономического саботажа», – отвечает Браун. Никакие цифры и страшилки не смогут убить страстного желания мясоеда съесть кусок вкусного сочного стейка. Единственный выход – использовать силу свободного рынка, распространяя лучшую дешевую альтернативу. И поскольку 60% американской говядины перемалывают в фарш, Браун зашел с бургеров.

Смертельное оружие

Его первым продуктом стал Impossible Burger («Невероятный бургер») – котлета из сои и картофельного протеина с добавлением кокосового и подсолнечного масел. Сегодня «Невероятный бургер» доступен в 17 тыс. ресторанов мира. Есть он и в меню Burger King под именем Impossible Whopper в 720 точках по всей Америке. «Невероятный бургер» Брауна выглядит как мясо, пахнет как мясо и «звучит» во рту как мясо. При этом стоит в два раза дешевле говяжьего аналога. Многократные слепые тесты показали, что как минимум половина респондентов не может отличить котлету из говядины от котлеты из «растительного мяса». Продажи «растительного» и альтернативного мяса в ресторанах и розничных точках США по итогам прошлого года выросли в четыре раза! 95% потребителей нового продукта – мясоеды. И это создало настоящую «золотую лихорадку» среди инвесторов и стартаперов. Компания-конкурент Брауна Beyond Meat вышла на IPO в мае текущего года. Один из соинвесторов и фанатов стартапа – Билл Гейтс. Акции компании уже выросли более чем на 500%, и это только начало гонки. 

Подход профессора Брауна

Для создания «Невероятного бургера» Браун собрал команду ученых, которые подошли к вопросу «Что делает мясо таким вкусным?» с научной точки зрения. Они разложили мясо на молекулы и попытались собрать его заново уже из растительных компонентов. Все это было похоже на работу над космической программой «Аполло», где вместо космоса и звезд – мясо и его компоненты.

Экспериментировали долго, но нашли в итоге секретный ингредиент, который стал точкой прорыва – молекулу под названием гем. Именно гем отвечает за тот самый искренний говяжий вкус, цвет и сочность, дающий нам umami experience. В «Невероятном бургере» гем извлекли из дрожжей, добавив в них щепотку ДНК сои. Стабильная коммерческая версия «Невероятного бургера» требует на 87% меньше воды, на 96% меньше земли, а его производство генерирует на 89% меньше выбросов парникового газа, чем в случае с говяжьей котлетой. Они сделали его равным и даже превосходящим говяжий бургер с точки зрения питательности. «Невероятный бургер» имеет приятный розовый цвет, который не исчезает по мере готовки.

Как отметил один из коллег-конкурентов Брауна:

«Он заставил всех нас поверить в то, что здесь есть реальная индустрия. Он перестал использовать слова «веган», «вегетарианский» и установил новые правила для индустрии: «Если наш продукт не может конкурировать по таким стандартным метрикам, как вкус, цена, удобство, питательные свойства, тогда мы просто занимаемся благотворительностью в интересах богатых гурманов. Пэт Браун сделал альтернативное мясо – секси. Он сделал его интересным для мясоедов».

Похоже, что профессору Брауну совершенно наплевать на то, что доля «растительного мяса» сегодня занимает меньше 0,1% от $1,7-триллионного глобального рынка мяса, рыбы и птицы, дающего пищу более чем 1,3 миллиардам людей. Он одержимо твердит:

«В наших планах занять двузначную долю на рынке говядины в США в течение пяти лет. Затем мы будем оказывать еще большее давление на эту хрупкую индустрию с малой маржой, пока она не войдет в мертвую спираль. Потом мы приступим к свинине и курятине. Эти индустрии мы обанкротим еще быстрее».

P.S. За те шесть месяцев, что Тед Френд писал свой материал о Брауне для New Yorker, штат Impossible Foods вырос с 60 человек до 552, а фондирование удвоилось до $750 млн.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В правительстве и регионах Казахстана видят разные сценарии развития интернет-торговли

С чем связан выбор различных моделей

Фото: Depositphotos/nmedia

Объемы интернет-торговли и электронных платежей резко выросли в Казахстане. Если в 2019 году безналичные платежи внутри страны составили 2,8 триллиона тенге, то к 1 мая этого года они достигли 7,5 триллионов тенге. То есть лишь первые четыре месяца 2020-го «перевесили» годовой показатель 2019-го в 2,6 раза. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Министерство торговли и интеграции сообщает, что за шесть месяцев 2020 года объем электронной торговли составил 435 млрд тенге. Это больше итогового показателя всего 2019 года (422 млрд тенге). По прогнозу министерства, к концу 2020 года размер рынка электронной торговли дорастет до 900 млрд тенге.

Вирус – двигатель торговли

Рост интернет-торговли – следствие тех ограничений, которые были наложены на казахстанский рынок оффлайн-торговли из-за пандемии коронавируса.

По данным Комитета по статистике, общий объем розничной торговли в стране в первом полугодии текущего года сократился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В то же время доля электронной торговли, на работу которой ограничения повлияли в меньшей степени, в общем объеме резко выросла. За шесть месяцев 2020 года она составила 9,4% всего объема (по итогам 2019 года – 3,7%). С учетом этого правительство изменило целевой показатель развития этого рынка в 2025 году с 10 до 15%.

Наиболее активно растут foodtech и pharmtech. Например, лидер рынка онлайн-заказа и доставки медпрепаратов «Биосфера» обслуживает в 5 раз больше заказов, чем в прошлом году. С начала года востребованность услуги доставки продуктов проекта Arbuz.kz выросла в 7 раз. Arbuz работает на рынке Алматы, и, вероятно, именно проекты мегаполиса вносят самый заметный вклад в увеличение доли онлайн-торговли.

Не хватает маркетплейса

Если смотреть на цифровое развитие торговли в регионах, то успехи там довольно скромные. Так, Карагандинская область занимает третье место среди регионов по объему розничной торговли (9,5% от рынка всей страны). Однако доля онлайн-продаж этого региона в прошлом году составляла лишь 0,8% (8,1 млрд тенге при годовом обороте 1012,5 млрд тенге). До конца года интернет-торговля должна вырасти до 2,4%. Такой прогноз дает управление предпринимательства Карагандинской области.

Почему в регионе такие низкие показатели онлайн-торговли? Одна из причин – отсутствие маркетплейса, где местные предприниматели могли бы представлять свои товары. «Курсив» опросил продавцов карагандинских рынков. 90% из опрошенных предпочитают работать через Instagram. При этом в Караганде есть пример успешного развития интернет-магазина. Это Flip.kz, который открылся в 2007 году и осуществляет поставки по всему Казахстану и миру, пункты выдачи которого находятся в 31 населенном пункте РК.

«Объемы наших продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года увеличились на 60%», – говорит директор Flip.kz Александр Соколов, не раскрывая абсолютные данные.

Но этот магазин работает в формате, который невыгоден мелким продавцам. Flip.kz приобретает товары оптом и продает их в розницу по всему Казахстану, используя собственную службу доставки.

«Мы готовы предоставить свою площадку предпринимателям, которые в силу ограничений не могут торговать офлайн, но для этого они должны отвечать ряду условий», – поясняет менеджер по развитию ассортимента Flip.kz Алтын Бесимбаева.

Решение о партнерстве Flip.kz принимает после изучения ассортимента, схемы ценообразования, сертификатов соответствия на продукцию. Также важно, чтобы у компании была точная система учета складских запасов. Сейчас интернет-магазин сотрудничает с 200 крупными компаниями.

В период карантина Flip.kz начал доставку продуктов питания. Соответствующий раздел на сайте появился еще в прошлом году, но был неактивен. До Flip.kz такую услугу в Караганде уже предлагали торговые сети «Космос» и «Аян». Данные о сервисе эти игроки не раскрывают.

Виртуальная полка дороже

Северо-Казахстанская область –один из аутсайдеров показателей розничной торговли. В первом полугодии 2020 года объем розницы зафиксирован на 107,7 млрд тенге. Это 86,2% от первого полугодия 2019 года.

По наблюдениям корреспондента «Курсива» по СКО, проникновение онлайн-торговли и таких услуг, как заказ продуктов на дом, очень слабое. Спрос на эти услуги, по данным игроков рынка, вырос на этапе жесткого карантина, но с послаблением ограничений люди вернулись к формату самостоятельных покупок в магазинах.

И тому есть причины: в Петропавловске цена одного товара, выставленного в онлайн-магазине, часто оказывается выше, чем в торговом зале. Да и присутствие его в приложении или на интернет-странице не гарантирует наличие на складе.

В период карантина борьбу за клиентов в онлайн-пространстве развернули две торговые сети города – «Северный» и «Семейный». Каждая выбрала свою линию продвижения в интернете.

Торговая сеть «Семейный» – это 13 супермаркетов, два гипермаркета и онлайн-магазин, который организует доставку заказов, полученных через собственное приложение или через сайт. Также в активе компании имеются распределительный центр, фабрика-кухня и линейка продуктов под собственной торговой маркой.

Торговая сеть «Северный» – второй по величине игрок регио­нального розничного рынка, опирающийся на три супермаркета. В период карантина «Северный» сделал ставку на сотрудничество с интернет-площадкой TUTA.SHOP, имеющей собственную службу доставки.

Ассортимент и цены на товары в обеих сетях одинаковы, а вот условия доставки разные. Например, курьеры TUTA.SHOP везут продукты «Северного» в самый отдаленный уголок Петропавловска бесплатно при сумме заказа от 2,5 тыс. тенге. Бесплатная доставка курьерами сети «Семейный» доступна при сумме заказа 15 тыс. тенге. При этом ожидание клиента «Северного» может затянуться до глубокой ночи, а курьеры «Семейного» закрывают доставку в течение 2-3 часов. Платная услуга доставки в обеих сетях одинакова – 500 тенге.

На выходе из режима ограничений обе сети отчитались, что доставка помогла удержать розничные продажи на привычном уровне. Директор торговой сети «Семейный» Андрей Исаков сказал, что в период карантина продажи через приложение выросли на 120%. Руководство онлайн-магазина TUTA.SHOP заявило, что число активных пользователей этой площадки в период карантина увеличилось в 1,5 раза.

Но когда ограничения ослабли, стало ясно, что обращения в службы доставки было временной данью обстоятельствам. Сейчас пользование приложением «Семейный», свидетельствует Андрей Исаков, упало до уровня, существовавшего до карантина, аналогичные данные приводит сеть «Северный».

Как выжил «Чунга-Чанга»

Объем розничной торговли Западно-Казахстанской области за шесть месяцев 2020 года зафиксирован на уровне 149 млрд тенге. Это 90,6% от аналогичного периода прошлого года.

Как следует из опроса «Курсива», компании региона, которые сделали ставку на онлайн-торговлю и организацию доставки товаров до покупателя... прогадали.

«Мы давно занимаемся доставкой продуктов и лекарств на дом, принимая заказы по телефону, и можем сравнивать. Это парадокс, но в период карантина заказов у нас стало меньше», – говорит совладелец сети магазинов и аптек «Назэль» Альбек Кусаинов.

Основной площадкой для мелких предпринимателей стал Instagram. Компании с крупными оборотами обратились к теме создания собственных интернет-магазинов. Тему перевода бизнеса в интернет-магазин изучил владелец магазина сувениров и мелкой бытовой техники Азамат Тайкенов. Он столкнулся с дефицитом специалистов в области. В итоге свой выбор Тайкенов сделал в пользу иностранных фрилансеров: разрабатывает техзадание и ищет добросовестного исполнителя на виртуальных биржах труда.

Как ни странно, лучше иных ограничения в торговле пережил супермаркет детских игрушек «Чунга-Чанга». Руководство компании вовремя оформило разрешение на розничную торговлю продуктами питания. Изменение формата позволило продолжить торговлю в период ограничений. «Даже если продукты составляют 5% всего товара, по закону мы считаемся продуктовым супермаркетом», – комментирует директор ТД «Чунга-Чанга» Дархан Сариев.

Способы развития

Для развития рынка электронной торговли в регионах правительство планирует организовать обучающие семинары для местных предпринимателей. Опытом развития бизнеса с ними поделятся лидеры рынка – Аrbuz.kz, Chocofood.kz, другие компании.

Серьезным стимулом для развития обещают стать налоговые послабления для рынка электронной торговли. Министерство торговли и интеграции предлагает освободить от уплаты КПН и ИПН индивидуальных предпринимателей, чьи доходы от электронной торговли составляют не менее 40% совокупного годового дохода.

9-полоса_Доля-электронной-коммерции-в-объеме-розничного-товарооборота_млрд-тенге.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg