Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2310 просмотров

«КазТрансОйл» планирует наращивать долю доходов от операторской деятельности

Интервью с заместителем генерального директора компании Аленом Танатаровым

Фото: «КазТрансОйл»

В ближайшие годы в республике планируется рост нефтедобычи на крупных месторождениях. Куда пойдет эта нефть и как проводится операторская деятельность по обслуживанию нефтепроводов, проходящих по территории Казахстана – на вопросы «Курсив» ответил заместитель генерального директора АО «КазТрансОйл» Ален Танатаров.

- Про операторскую деятельность «КазТрансОйла» известно немного. Чем она отличается от основной деятельности и что дает?

- Операторская деятельность является достаточно новым направлением для «КазТрансОйла», ведется с 2003 года. Известно, что основная деятельность компании заключается в транспортировке нефти и эксплуатации собственной системы нефтепроводов – порядка 5,4 тыс. км. Операторская деятельность - это работа с собственниками нефтепроводов, то есть здесь мы, можно сказать, работаем по требованиям сторонних организаций. Это работа в новой среде и, соответственно, тут, помимо оказания услуг, мы  получаем ценный опыт. Конечно, хотелось бы отметить финансовую составляющую. На сегодняшний день доля операторской деятельности в общих доходах, которые генерирует компания «КазТрансОйл», составляет около 6%. Это существенная часть доходов. Поэтому данное направление деятельности очень важно для нас с точки зрения доступа к опыту сторонних организаций и в перспективе – увеличение доли финансовой составляющей для компании в целом. 

- Есть ли какие-то прогнозы по росту доли доходов от операторской деятельности?

- Мы стремимся к ежегодному росту доли доходов от операторской деятельности. Планируем провести дополнительные переговоры по некоторым из наших проектов. Конкретные цифры роста сейчас трудно обозначить, но в целом ожидаем рост в этом направлении.

- КТО заключил пятилетний договор на обслуживание «Казахстанско-Китайского Трубопровода» по территории Казахстана. Насколько это добавило «забот» компании, как этот договор отразился на вашей операционной деятельности?

- «КазТрансОйл» заключил договор с 2017 по 2021 годы с ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) на операторскую деятельность, то есть обслуживание нефтепровода, принадлежащего ККТ, в котором помимо нашего 50%-ного участия имеется участие китайского партнера – компании CNODC, долей которой управляет компания SPI. Из положительных моментов хотелось бы отметить, во-первых, что между «КазТрансОйл» и SPI имеются долгосрочные партнерские отношения, позволяющие строить наши взаимоотношения на перспективу. Во-вторых, мы можем планировать свои ресурсы: инвестиции, закуп техники, технологий и человеческие ресурсы. Еще одним существенным плюсом долгосрочного договора является исключение ежегодных переговоров с собственником нефтепровода по перезаключению договора. По предыдущей практике, когда договоры заключались на 1 год, переговоры занимали по нескольку месяцев, что осложняло обслуживание нефтепроводов. Из минусов долгосрочных отношений можно отметить, что не все можно учесть данным договором. Есть девальвационная составляющая, инфляция, поэтому не все получается предусмотреть, но, тем не менее, положительных сторон намного больше и мы планируем продолжать работу на долгосрочной основе. 

Помимо отношений с ККТ «КазТрансОйл» является оператором по эксплуатации нефтепровода компании «Мунайтас», где мы также являемся партнерами с компанией SPI. По сути, два проекта идентичны, эксплуатируют нефтепроводы, входящие в казахстанско-китайскую систему трубопроводов. МунайТас – «Кенкияк – Атырау», ККТ – «Кенкияк – Кумколь» и «Атасу – Алашанькоу».  В 2017 году мы также подписали долгосрочный договор с компанией «Мунайтас», поэтому, можно сказать, по всей системе   нефтепроводов Казахстан-Китай у нас имеются долгосрочные договоры на операторскую деятельность, где мы ожидаем стабильный доход для компании.

- Вы также выиграли и тендер на обслуживание КТК. Насколько изменилась работа оператора благодаря таким крупным контрактам?

- КТК - это самый мощный по производительности нефтепровод, проходящий по территории Казахстана. В прошлом году по нему было прокачано более 60 млн тонн - это максимальный годовой объем за весь период его эксплуатации. В данном проекте акционерами являются ведущие нефтегазовые компании Российской Федерации,   АО НК «КазМунайГаз», «Шеврон», Мобил и другие. В проекте приняты и действуют международные требования к технике безопасности, охране окружающей среды, а также применяются передовая техника и технологии. Можно сказать, что для «КазТрансОйла» это уникальный опыт. Сегодня мы имеем доступ к передовой технике, технологиям и процессам транспортировки нефти,  также есть возможность обучать персонал. Работа с новым заказчиком и новыми вызовами дает мультипликативный эффект. Имея долгосрочный договор с компанией КТК, мы полагаем, что операторская деятельность по истечении периода будет продолжена и даст очень хороший эффект. 

- Такие контракты не могли не повлечь увеличение операционных затрат компании. Какие ресурсы потребовали обновления? Как это отразилось на структуре доходов компании?

- Все верно – заключение контракта с КТК потребовало, в первую очередь, финансовых затрат, так как требованиями конкурса предусматривался закуп нового оборудования и техники. В рамках подготовки участия в данном проекте компания приобрела 110 единиц автотранспортной и специальной техники. Также было закуплено оборудование по ликвидации разливов нефти и механоэнергетической части. Общая сумма инвестиций в проект составила порядка девяти миллиардов тенге. Но при этом стоит отметить, что проект долгосрочный и по истечении этого периода все инвестиции планируется окупить. Что касается составляющей КТК в общей доле операторской деятельности, то мы видим существенный положительный экономический эффект – с момента подписания договора доля доходов, полученных от оказания услуг КТК во втором полугодии 2018 года, в сумме  общих доходов от операторской деятельности составила 16 %. И это, подчеркиваю, только по итогам работы за шесть месяцев.  Мы ожидаем по истечении пяти лет контракта существенный экономический эффект, а также эффект со стороны технического и человеческого развития. 

- Насколько активно КТО вкладывает в улучшение своей инфраструктуры в последние годы? Планируете ли вы новые капитальные расходы?

- Что касается операторской деятельности, то мы исходим из нужд собственника. У нас имеется пять основных договоров: с ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», ТОО «Мунайтас», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг», «Тургай Петролеум» и КТК. Во главу угла мы ставим, безусловно, технику безопасности, безаварийную и безопасную транспортировку нефти, то есть с нашей стороны мы должны  обеспечить весь процесс эксплуатации нефтепровода наших партнеров всеми необходимыми ресурсами, техникой и специалистами, а также обеспечить такие условия труда, чтобы наши работники не травмировались. 

- Как продвигается проект по реверсу нефтепровода Атырау-Кенкияк? Увеличатся ли поставки на ПНХЗ и экспорт в Китай?

- Проект реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау является частью проекта по увеличению пропускной способности нефтепровода Казахстан-Китай.  Сегодня транспортировка нефти идет по маршруту Кенкияк-Атырау, и, частично,  в объеме 1 млн тонн в год – в реверсном режиме, по маршруту Атырау - Кенкияк. Проект реверса нефтепровода рассчитан на увеличение объема транспортировки в реверсном режиме до 6 млн тонн в год. Для этого сейчас ведется строительство нефтеперекачивающей станции «Аман». Данный проект подразумевает вовлечение западной группы месторождений в обеспечение внутренних и экспортных потребностей. Что это позволит сделать? Во-первых, разгрузит кумкольскую группу месторождений, нефть с которых на сегодняшний день полностью поставляется на нефтеперерабатывающие заводы. После завершения проекта реверса мы ожидаем, что нефть с западной группы месторождений будет поступать на  Шымкентский и Павлодарский нефтеперерабатывающие заводы и  на экспорт в Китай. 

Во-вторых, когда проект Кашаган, который сегодня находится в первой фазе разработки, перейдет на вторую стадию освоения месторождения, это повлечет за собой увеличение добычи нефти. На Тенгизском месторождении  сейчас реализуется проект будущего расширения. Со второй половины 2022 года ожидается, что пойдет дополнительный объем нефти. Предполагается, что основная доля этого объема пойдет на экспорт через КТК, но также возможно, что часть пойдет и в восточном направлении. И в этом случае реализация проекта реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау будет своевременным решением для обеспечения возможности поставок как внутренний рынок, так и на экспорт в восточном направлении.

- Сейчас через наш трубопровод в Китай идет российская нефть. Когда произойдет расширение Тенгиза и Кашагана, их доля сохранится?

- На сегодняшний день 10 млн тонн российской нефти по участку «Атасу-Алашанькоу» транспортируется в Китай. На это у нас имеется отдельный договор транзита. При этом пропускная мощность нефтепровода составляет 20 млн тонн. По факту на сегодняшний день в экспортном направлении Атасу-Алашанькоу транспортируется порядка 11 млн тонн, то есть у нас есть девять миллионов тонн дополнительных мощностей. Вопрос только в ресурсной базе.

- Мы знаем, что КТО, как и вся группа КМГ стремится к нулевому уровню травматизма. Как улучшился этот показатель за последние годы? Какие программы вы принимаете, чтобы добиться такой амбициозной цели?

- Данный показатель имеет положительную динамику в «КазТрансОйле» по ряду причин. Во-первых, в нашей компании, как и во всех производственных компаниях, есть вовлеченность высшего руководства в достижение данной цели, установлены  соответствующие КПД (ключевые показатели деятельности).  Вопросы техники безопасности ставятся в нашей компании на первое место. За последние годы было внедрено много новшеств в этом направлении. Из основных -  внедрение культуры безопасности на всех уровнях управления компанией. Например, в центральном аппарате управления в Нур-Султане, где расположено Главное диспетчерское управление транспортировкой нефти,  ежеквартально проводятся учения с участием всего руководства компании по возможным чрезвычайным ситуациям на производстве. Коллектив аппарата управления ежемесячно проводит собрания по вопросам техники безопасности в различных ситуациях – в офисе, при стихиях, пожарах. Для обмена опытом и знакомства с лучшими практиками в сфере HSE второй год проводим форумы для производственного персонала компании и руководства. Как вы знаете, коллектив у нас большой – свыше семи тысяч работников, большинство из которых это производственный персонал, задействованный на производстве. Я сейчас рассказал только о самых крупных мероприятиях, внедренных за последние годы. Мы видим положительный результат от внедренных инициатив: за первое полугодие у нас не было инцидентов, связанных с травматизмом. Конечно,  все предусмотреть невозможно, но мы будем стремиться к достижению поставленных целей – нулевой травматизм на производстве. 
 
- Каковы планы компании по повышению доходности от операторской деятельности?

- Сегодня  компания «КазТрансОйл» является национальным оператором по магистральному нефтепроводу Республики Казахстан. Мы оказываем услуги по транспортировке нефти, эксплуатируем  собственную  систему нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км,  обслуживаем 3,3 тыс. км нефтепроводов, принадлежащих сторонним организациям. Мы ожидаем от реализации  проекта реверса участка нефтепровода «Кенкияк – Атырау» с увеличением производительности до 6 млн тонн в год рост доли дохода от операторской деятельности в общей сумме доходов компании с 6% до 11%. Плюс ожидаем существенный экономический эффект от партнерства с КТК. Также мы будем продолжать работу по повышению эффективности управления затратами в рамках заключенных договоров. В целом операторская деятельность – это выгодное и перспективное направление деятельности для АО «КазТрансОйл», которое обеспечивает существенный экономический эффект и дает возможность оказывать услуги на уровне требований и стандартов международных компаний.


5038 просмотров

Казахстан может не выполнить экспортных обязательств по поставкам зерна

Стоит ли нашей стране искать новых покупателей в дальнем зарубежье?

Фото: shutterstock/Raland

В период 2019-2020 годов Казахстан может не выполнить своих экспортных обязательств по зерну. 

В Казахстане почти закончилась уборка хлеба – работы завершены на 93,5% уборочных площадей в большинстве областей страны. Такие данные приводит Минсельхоз РК. Всего намолочено более 17 млн т зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности в 12 центнеров с гектара.

Почти секретная информация

На прошедшем в Нур-Султане 30 сентября брифинге первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что в текущем году валовый сбор зерна из-за аномальной жары в июле будет меньше прошлогоднего на 3 млн т.

В 2018 году, по информации Сапарова, было собрано 20,3 млн т. Тем не менее первый вице-министр не сомневается, что собранного урожая зерновых хватит не только для 100%-ного покрытия внутренних потребностей Казахстана, но и для отправки части зерна (в основном пшеницы. – «Курсив») на экспорт. В то же время Айдарбек Сапаров не стал уточнять цифры внутренней потребности страны в той же самой пшенице. Хотя они имеют немалое значение для понимания экспортных возможностей Казахстана на мировых рынках.

В конце сентября в ряде казахстанских изданий появилась информация от Минсельхоза, согласно которой потребность населения страны в пшенице составляет 2,9 млн т. При этом не уточнялось, что речь идет о пшенице, отгружаемой только на продовольственные нужды, или это общий объем, включая фуражное зерно и семенной фонд.

В свою очередь руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктор Асланов в беседе с «Курсивом» назвал иные цифры. Сославшись на волатильность их ежегодной оценки внутренней потребности страны в пшенице, он сообщил, что на текущий момент Казахстану надо приблизительно 1,5 млн т продовольственного зерна, 1,8 млн т для поддержки семенного фонда и 1,3 млн т для фуража. Итого – 4,6 млн т пшеницы в основном мягких сортов.

Наконец, совсем другая картина внутренних потребностей Казахстана в пшенице нового урожая складывается из данных продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (FAO-AMIS), Международного совета по зерну (IGC) и Министерства сельского хозяйства США (USDA). Так, в IGC прогнозируют, что на период 2019-2020 годов нашей стране потребуется 5,96 млн т пшеницы, в FAO-AMIS – 6,54 млн т, а в USDA – 6,60 млн т.

Кстати, в отличие от главного сельскохозяйственного ведомства Казахстана, все три вышеперечисленные организации, на прог­нозы которых и ориентируются все ведущие мировые трейдеры зерна, отделяют друг от друга все основные зерновые и зернобобовые культуры. Соответственно, в их маркетинговых сводках, основанных в том числе и на мониторинге из космоса, можно увидеть данные о том, сколько пшеницы предположительно соберет Казахстан. Согласно выводам экспертов из FAO-AMIS, в текущем году урожай пшеницы в нашей стране составит 13 млн т, что на 950 тыс. т меньше, чем в прошлом году, и на 1,9 млн т ниже показателей осенней страды 2017 года. Еще более худший прогноз дают специалисты из IGC и USDA, которые указывают, что Казахстан соберет в пределах 11,5 млн т пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna444.jpg

Фото: shutterstock/Автор Subbotina Anna

Задел на экспорт

Если международные эксперты правы в расчетах, то Казахстан попадает в странную ситуацию. Дело в том, что весь 2019 год представители нашей страны вели активные переговоры о возможности экспорта пшеницы в ряд стран, рассчитывая составить конкуренцию поставкам зерна из России, Украины и Румынии. В частности, в конце августа текущего года в ходе прошедшей в Саудовской Аравии II сессии Генеральной ассамб­леи Исламской организации по продовольственной безопасности делегация из Казахстана по этому поводу провела серию переговоров. Речь шла о возобновлении прекращенных в 2010 году поставок пшеницы в Египет, а также о расширении ее экспорта в Турцию и Афганистан.

К слову, последние 10 лет Египет и Турция наряду с Индонезией, Алжиром, Италией, Филиппинами, Японией, Бразилией, Испанией и Мексикой входят в число 10 крупнейших импортеров пшеницы в мире. При этом больше всего зерна они закупают в России и Украине.

Если окажутся верными расчеты USDA, то Казахстану вряд ли удастся увеличить экспорт зерна в 2019-2020 годы. Ведь в этом случае экспортный потенциал нашей страны составит лишь 5,2 млн т пшеницы.

Зачем нам берег турецкий?

По мнению руководителя исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктора Асланова, искать новые рынки сбыта казахстанской пшеницы вообще не нужно. «У нас под боком имеется активно растущий рынок. Это страны Центральной Азии плюс Афганистан. Тот же Узбекистан еще 20 лет назад мог закупать 300–400 тысяч тонн зерна и муки, а сейчас они готовы брать минимум 2 млн т. В предыдущем же сезоне они 3 млн т зерна и муки купили», – заметил в беседе с «Курсивом» Виктор Асланов.

Он добавил, что, даже имея возможность экспортировать в центральноазиатские страны, включая Афганистан, 8 млн т пшеницы в год, Казахстану для полного обеспечения их потребностей не хватает около 1,5 млн т зерна.

«При текущей ситуации впору говорить о недоборе наших экспортных обязательств. Потому что на международном уровне Казахстан значится как продовольственный донор для этих дружеских нам стран. Более того, мы и зерновой державой стали благодаря тому, что климатические и территориальные особенности стран Центральной Азии не позволяют им производить необходимое количество зерновых культур», – отметил Виктор Асланов.

Схожей точки зрения придерживается и бывший министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. По его словам, правительство страны до сих пор несколько политизирует процесс производства и экспорта пшеницы, хотя в подавляющем большинстве стран мира это обычный биржевой товар.

«Это было характерно для Советского Союза, когда пшеницу из Казахстана можно было встретить в портах Владивостока и Находки. Сегодня надо в первую очередь думать, как получить максимальную выгоду от продажи зерна. Возьмем, к примеру, Грузию. В действительности ей нет смысла у нас покупать пшеницу. Несмотря на сложные отношения с Россией, она намного дешевле купит ее в Ставрополье. Невыгодно покупать у нас пшеницу и Беларуси. У нее под боком Украина. На регион Средиземноморья вообще выходить бессмысленно. При поставке пшеницы в Египет и даже в Турцию мы теряем минимум $100 с каждой тонны», – заметил в беседе с «Курсивом» Асылжан Мамытбеков.

При этом он, как и Виктор Асланов, выразил уверенность, что Казахстану достаточно ограничиться экспортом пшеницы лишь в страны Центральной Азии и Афганистан.

«Рынок этих стран стабильно забирает 6 млн т пшеницы. Столько же – 6 млн т – составляет и внутренняя потребность Казахстана. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничиться производством 12 млн т пшеницы, а в случае получения излишков отправлять их в Азербайджан и в Иран. На высвободившихся от пшеницы землях начать возделывать более высокодоходные культуры, на которые есть устойчивый спрос на мировых рынках», – заметил собеседник «Курсива».

При этом он особо подчеркнул роль «Продкорпорации», которая, по его мнению, должна проводить контрцикличную политику, выполняя не коммерческую, а стабилизационную функцию. То есть в годы перепроизводства активно закупать зерно, а в неблагоприятные для урожая периоды гарантировать правительству, что внутренний рынок не останется без необходимой для страны пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna11.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций