Перейти к основному содержанию

3398 просмотров

«КазТрансОйл» планирует наращивать долю доходов от операторской деятельности

Интервью с заместителем генерального директора компании Аленом Танатаровым

Фото: «КазТрансОйл»

В ближайшие годы в республике планируется рост нефтедобычи на крупных месторождениях. Куда пойдет эта нефть и как проводится операторская деятельность по обслуживанию нефтепроводов, проходящих по территории Казахстана – на вопросы «Курсив» ответил заместитель генерального директора АО «КазТрансОйл» Ален Танатаров.

- Про операторскую деятельность «КазТрансОйла» известно немного. Чем она отличается от основной деятельности и что дает?

- Операторская деятельность является достаточно новым направлением для «КазТрансОйла», ведется с 2003 года. Известно, что основная деятельность компании заключается в транспортировке нефти и эксплуатации собственной системы нефтепроводов – порядка 5,4 тыс. км. Операторская деятельность - это работа с собственниками нефтепроводов, то есть здесь мы, можно сказать, работаем по требованиям сторонних организаций. Это работа в новой среде и, соответственно, тут, помимо оказания услуг, мы  получаем ценный опыт. Конечно, хотелось бы отметить финансовую составляющую. На сегодняшний день доля операторской деятельности в общих доходах, которые генерирует компания «КазТрансОйл», составляет около 6%. Это существенная часть доходов. Поэтому данное направление деятельности очень важно для нас с точки зрения доступа к опыту сторонних организаций и в перспективе – увеличение доли финансовой составляющей для компании в целом. 

- Есть ли какие-то прогнозы по росту доли доходов от операторской деятельности?

- Мы стремимся к ежегодному росту доли доходов от операторской деятельности. Планируем провести дополнительные переговоры по некоторым из наших проектов. Конкретные цифры роста сейчас трудно обозначить, но в целом ожидаем рост в этом направлении.

- КТО заключил пятилетний договор на обслуживание «Казахстанско-Китайского Трубопровода» по территории Казахстана. Насколько это добавило «забот» компании, как этот договор отразился на вашей операционной деятельности?

- «КазТрансОйл» заключил договор с 2017 по 2021 годы с ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» (ККТ) на операторскую деятельность, то есть обслуживание нефтепровода, принадлежащего ККТ, в котором помимо нашего 50%-ного участия имеется участие китайского партнера – компании CNODC, долей которой управляет компания SPI. Из положительных моментов хотелось бы отметить, во-первых, что между «КазТрансОйл» и SPI имеются долгосрочные партнерские отношения, позволяющие строить наши взаимоотношения на перспективу. Во-вторых, мы можем планировать свои ресурсы: инвестиции, закуп техники, технологий и человеческие ресурсы. Еще одним существенным плюсом долгосрочного договора является исключение ежегодных переговоров с собственником нефтепровода по перезаключению договора. По предыдущей практике, когда договоры заключались на 1 год, переговоры занимали по нескольку месяцев, что осложняло обслуживание нефтепроводов. Из минусов долгосрочных отношений можно отметить, что не все можно учесть данным договором. Есть девальвационная составляющая, инфляция, поэтому не все получается предусмотреть, но, тем не менее, положительных сторон намного больше и мы планируем продолжать работу на долгосрочной основе. 

Помимо отношений с ККТ «КазТрансОйл» является оператором по эксплуатации нефтепровода компании «Мунайтас», где мы также являемся партнерами с компанией SPI. По сути, два проекта идентичны, эксплуатируют нефтепроводы, входящие в казахстанско-китайскую систему трубопроводов. МунайТас – «Кенкияк – Атырау», ККТ – «Кенкияк – Кумколь» и «Атасу – Алашанькоу».  В 2017 году мы также подписали долгосрочный договор с компанией «Мунайтас», поэтому, можно сказать, по всей системе   нефтепроводов Казахстан-Китай у нас имеются долгосрочные договоры на операторскую деятельность, где мы ожидаем стабильный доход для компании.

- Вы также выиграли и тендер на обслуживание КТК. Насколько изменилась работа оператора благодаря таким крупным контрактам?

- КТК - это самый мощный по производительности нефтепровод, проходящий по территории Казахстана. В прошлом году по нему было прокачано более 60 млн тонн - это максимальный годовой объем за весь период его эксплуатации. В данном проекте акционерами являются ведущие нефтегазовые компании Российской Федерации,   АО НК «КазМунайГаз», «Шеврон», Мобил и другие. В проекте приняты и действуют международные требования к технике безопасности, охране окружающей среды, а также применяются передовая техника и технологии. Можно сказать, что для «КазТрансОйла» это уникальный опыт. Сегодня мы имеем доступ к передовой технике, технологиям и процессам транспортировки нефти,  также есть возможность обучать персонал. Работа с новым заказчиком и новыми вызовами дает мультипликативный эффект. Имея долгосрочный договор с компанией КТК, мы полагаем, что операторская деятельность по истечении периода будет продолжена и даст очень хороший эффект. 

- Такие контракты не могли не повлечь увеличение операционных затрат компании. Какие ресурсы потребовали обновления? Как это отразилось на структуре доходов компании?

- Все верно – заключение контракта с КТК потребовало, в первую очередь, финансовых затрат, так как требованиями конкурса предусматривался закуп нового оборудования и техники. В рамках подготовки участия в данном проекте компания приобрела 110 единиц автотранспортной и специальной техники. Также было закуплено оборудование по ликвидации разливов нефти и механоэнергетической части. Общая сумма инвестиций в проект составила порядка девяти миллиардов тенге. Но при этом стоит отметить, что проект долгосрочный и по истечении этого периода все инвестиции планируется окупить. Что касается составляющей КТК в общей доле операторской деятельности, то мы видим существенный положительный экономический эффект – с момента подписания договора доля доходов, полученных от оказания услуг КТК во втором полугодии 2018 года, в сумме  общих доходов от операторской деятельности составила 16 %. И это, подчеркиваю, только по итогам работы за шесть месяцев.  Мы ожидаем по истечении пяти лет контракта существенный экономический эффект, а также эффект со стороны технического и человеческого развития. 

- Насколько активно КТО вкладывает в улучшение своей инфраструктуры в последние годы? Планируете ли вы новые капитальные расходы?

- Что касается операторской деятельности, то мы исходим из нужд собственника. У нас имеется пять основных договоров: с ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», ТОО «Мунайтас», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг», «Тургай Петролеум» и КТК. Во главу угла мы ставим, безусловно, технику безопасности, безаварийную и безопасную транспортировку нефти, то есть с нашей стороны мы должны  обеспечить весь процесс эксплуатации нефтепровода наших партнеров всеми необходимыми ресурсами, техникой и специалистами, а также обеспечить такие условия труда, чтобы наши работники не травмировались. 

- Как продвигается проект по реверсу нефтепровода Атырау-Кенкияк? Увеличатся ли поставки на ПНХЗ и экспорт в Китай?

- Проект реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау является частью проекта по увеличению пропускной способности нефтепровода Казахстан-Китай.  Сегодня транспортировка нефти идет по маршруту Кенкияк-Атырау, и, частично,  в объеме 1 млн тонн в год – в реверсном режиме, по маршруту Атырау - Кенкияк. Проект реверса нефтепровода рассчитан на увеличение объема транспортировки в реверсном режиме до 6 млн тонн в год. Для этого сейчас ведется строительство нефтеперекачивающей станции «Аман». Данный проект подразумевает вовлечение западной группы месторождений в обеспечение внутренних и экспортных потребностей. Что это позволит сделать? Во-первых, разгрузит кумкольскую группу месторождений, нефть с которых на сегодняшний день полностью поставляется на нефтеперерабатывающие заводы. После завершения проекта реверса мы ожидаем, что нефть с западной группы месторождений будет поступать на  Шымкентский и Павлодарский нефтеперерабатывающие заводы и  на экспорт в Китай. 

Во-вторых, когда проект Кашаган, который сегодня находится в первой фазе разработки, перейдет на вторую стадию освоения месторождения, это повлечет за собой увеличение добычи нефти. На Тенгизском месторождении  сейчас реализуется проект будущего расширения. Со второй половины 2022 года ожидается, что пойдет дополнительный объем нефти. Предполагается, что основная доля этого объема пойдет на экспорт через КТК, но также возможно, что часть пойдет и в восточном направлении. И в этом случае реализация проекта реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау будет своевременным решением для обеспечения возможности поставок как внутренний рынок, так и на экспорт в восточном направлении.

- Сейчас через наш трубопровод в Китай идет российская нефть. Когда произойдет расширение Тенгиза и Кашагана, их доля сохранится?

- На сегодняшний день 10 млн тонн российской нефти по участку «Атасу-Алашанькоу» транспортируется в Китай. На это у нас имеется отдельный договор транзита. При этом пропускная мощность нефтепровода составляет 20 млн тонн. По факту на сегодняшний день в экспортном направлении Атасу-Алашанькоу транспортируется порядка 11 млн тонн, то есть у нас есть девять миллионов тонн дополнительных мощностей. Вопрос только в ресурсной базе.

- Мы знаем, что КТО, как и вся группа КМГ стремится к нулевому уровню травматизма. Как улучшился этот показатель за последние годы? Какие программы вы принимаете, чтобы добиться такой амбициозной цели?

- Данный показатель имеет положительную динамику в «КазТрансОйле» по ряду причин. Во-первых, в нашей компании, как и во всех производственных компаниях, есть вовлеченность высшего руководства в достижение данной цели, установлены  соответствующие КПД (ключевые показатели деятельности).  Вопросы техники безопасности ставятся в нашей компании на первое место. За последние годы было внедрено много новшеств в этом направлении. Из основных -  внедрение культуры безопасности на всех уровнях управления компанией. Например, в центральном аппарате управления в Нур-Султане, где расположено Главное диспетчерское управление транспортировкой нефти,  ежеквартально проводятся учения с участием всего руководства компании по возможным чрезвычайным ситуациям на производстве. Коллектив аппарата управления ежемесячно проводит собрания по вопросам техники безопасности в различных ситуациях – в офисе, при стихиях, пожарах. Для обмена опытом и знакомства с лучшими практиками в сфере HSE второй год проводим форумы для производственного персонала компании и руководства. Как вы знаете, коллектив у нас большой – свыше семи тысяч работников, большинство из которых это производственный персонал, задействованный на производстве. Я сейчас рассказал только о самых крупных мероприятиях, внедренных за последние годы. Мы видим положительный результат от внедренных инициатив: за первое полугодие у нас не было инцидентов, связанных с травматизмом. Конечно,  все предусмотреть невозможно, но мы будем стремиться к достижению поставленных целей – нулевой травматизм на производстве. 
 
- Каковы планы компании по повышению доходности от операторской деятельности?

- Сегодня  компания «КазТрансОйл» является национальным оператором по магистральному нефтепроводу Республики Казахстан. Мы оказываем услуги по транспортировке нефти, эксплуатируем  собственную  систему нефтепроводов протяженностью 5,4 тыс. км,  обслуживаем 3,3 тыс. км нефтепроводов, принадлежащих сторонним организациям. Мы ожидаем от реализации  проекта реверса участка нефтепровода «Кенкияк – Атырау» с увеличением производительности до 6 млн тонн в год рост доли дохода от операторской деятельности в общей сумме доходов компании с 6% до 11%. Плюс ожидаем существенный экономический эффект от партнерства с КТК. Также мы будем продолжать работу по повышению эффективности управления затратами в рамках заключенных договоров. В целом операторская деятельность – это выгодное и перспективное направление деятельности для АО «КазТрансОйл», которое обеспечивает существенный экономический эффект и дает возможность оказывать услуги на уровне требований и стандартов международных компаний.

611 просмотров

How Hotel Business in Uzbekistan Tries to Catch Up with Rising Flow of Tourists

In the country, tourism already has high priority and authorities are providing this type of business with finance

Image: Andrei Bortnikau/Shutterstock

By the end of 2021, Uzbekistan is planning to double its number of guest rooms as the market requires more of them for foreign tourists.

Pavel Nosachev
Tashkent

About 6.7 million foreign tourists visited Uzbekistan in 2019. Three years earlier this figure was only 2.2 million. As the World Tourist Organization (UNWTO) estimates, Uzbekistan holds the fourth position among countries with fast-developing tourism industries. However, the rising flow of foreign guests showed some shortcomings fir Uzbekistani tourism. One of the main pressure points is a low number of guest rooms.

Bed space under Uzbek sun

According to the State Tourism Committee of Uzbekistan, early this year there were 1,200 hospitality business sites including hotels (70%), hostels (18%) and other options (12%). The total number of rooms is about 24,000, with a total of50,000 beds available. “On average 83% of all rooms were booked in 2019. This is a very good result. Sometimes in peak season, it’s very hard to find available rooms in famous tourist centers like Tashkent or Khiva, Samarkand, and Bukhara,” says Shukhrat Isakulov, head of the Department on Strategic Development and Human Resources of the State Tourism Committee.

As Farangiz Abdullaeva, head of the Uzbekistan Association of Hoteliers noted, because of high demand the seasonal swing is no longer crucial. “Usually Uzbekistan tourism is considered seasonal, but in 2019 demand for room inventory was throughout the year,” she stated.

Support by the money

Authorities labelled tourism a strategic industry and are now trying to resolve problems with the shortage of available rooms. In 2019 the country launched a program to subsidize the construction of new hotels. The state covers developers' expenses in the amount of 40 million Uzbekistani soʻm ($4,200) for one room for three-star hotels and 65 million sums ($6,800) for a room in four-star hotels.

Aziz Tashev, the owner of the three-star Sogdiana Hotel in Samarkand, is one of those entrepreneurs who has already taken advantage of such support. “Thanks to this subsidy, we were able to cover our expenses by 20%; in total, we received 4.08 billion soʻm (equivalent to $ 428 thousand). This is significant support for us. It is impossible to develop tourism so fast without support from the state,” Tashev said.

The subsidy program will run until 2022. During this time, the number of hotels in the country should double (up to 2,400) and the number of rooms should increase to 50,000. Last year, 270 new hotel business facilities were built in Uzbekistan.

Change one’s lifestyle and become a hotelier

Uzbek authorities are ready to support local entrepreneurs not only with money but also with administrative power to simplify the procedure and requirements for obtaining a license for this type of activity. As a result, the number of guest houses and hostels has risen sharply in the country. According to Shukhrat Isakulov, these small businesses helped to manage the situation during peak periods in the 2019 tourist season.

The first hostel in Tashkent was opened by Abdulaziz Ikramzhanov and his parents more than a year ago. Now he is very confident that this type of hotel has great prospects in Uzbekistan. “We do not feel much competition, and there is no diversity among hostels either. Uzbeks are used to living in large houses, and now more and more people understand that it is normal to use their home to accommodate guests for money. Moreover, no additional paperwork is needed,” Ikramzhanov says.

The lack of bureaucracy to start a hotel business leads some owners of apartments to register their property as a hostel. According to Tashkent realtors, this trend is driven by a lack of available rooms in hotels and demand for apartments by daily rent. As Uzbekistani law requires foreigners to register at a place of stay if they do not leave the country before three days, hostels help to do that because they are registered in the state database.

“Now we see that many entrepreneurs are interested in tourism and shift here from other business segments. Businesses in tourism can be paid off very quickly, especially when there is such high demand for rooms,” Shukhrat Isakulov describes.

The deficit in rooms also affects the pricing policy of hotels, he says. “At the moment, hotel prices in Uzbekistan are relatively higher than in other countries. In Tashkent or Bukhara, a room in a three-star hotel will cost about $40-50,” Isakulov said. He is confident that the situation will change when more hotels in the country start operation.

Living well is not forbidden

The growth of tourist activity provoked interest in Uzbekistan from companies that specialize in the construction of five-star hotels and large hotel complexes. Currently, there are only two hotels of the highest segment in the republic - Hyatt Regency and Hilton, both located in Tashkent. According to Farangiz Abdullayeva, by the end of the year, the Marriot hotel will be opened in the Uzbekistani capital.

“Negotiations are ongoing with Sheraton and InterContinental - these are the brands that were on our market, but for some reason left it. Now they are returning, and very active. There was information, but not yet confirmed that the Four Seasons wants to enter our market. Big brands show great interest in Samarkand. Large hotel chains want to enter the local market because there are many different preferences for hotels in the country,” Abdullaeva emphasized.

Another reason why global hotel chains are so interested in Uzbekistan is the growth of business activity in the country. In turn, it stimulates the development of such a direction as MICE tourism which involves holding large business events, forums, congresses and so on. “We see that strong demand is the main reason more hotels with conference rooms currently are under construction. Therefore, Uzbekistan can pose itself as an effective platform for various business events,” she said.

Hotels without service - money down the drain

The development of the hospitality industry has also required new, well-trained workers. To guarantee high-quality service and to train personnel, the State Tourism Committee has created an institute of tourism development (methodological center for new standards and training programs development) as well as Silk Road International University in Samarkand for future tourist managers. Besides, last year 18 professional colleges in all regions of the country came under the jurisdiction of the State Committee for Tourism. The Association of Hoteliers of Uzbekistan opened its academy of hospitality. These education centers are expected to train personnel for the whole industry and hotels in particular.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif