Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1524 просмотра

Прогноз: облачно

В Казахстане резко вырос рынок «облачных» сервисов

Фото: Shutterstock.com

В 2018 году объем рынка «облачных» сервисов в Казахстане резко возрос – на 32%. Разбираемся, что стало драйверами рынка.

По оценке компании iKS-Consulting, 2018 год оказался крайне удачным для отечественного «облачного» рынка: в ушедшем году он вырос на 32%, достигнув $8 млн (рынок «облачных» услуг с 2015 года вырос почти вдвое). Ни один сегмент отечественного рынка ИТ не показывает столь высокие темпы роста. Справедливости ради нужно отметить, что емкость «облачного» рынка пока не высока, особенно на фоне всего ИТ-рынка, который исчисляется $1,6 млрд. Впрочем, ничего экстраординарного здесь нет – отечественный рынок всегда имел очень сильный «железный» акцент: услуги в нем составляют лишь около 12%.

«Облакам» поверили

К тенденциям, которые стали заметны в 2018 году в Казахстане, эксперты относят рост доверия к «облакам» – потребители осознали экономические выгоды от аутсорсинга ИТ-инфраструктуры. Это касается не только частного бизнеса – в «облака» пошел и госсектор. Здесь речь идет о т.н. сервисной модели, когда вместо «ИТ-зоопарка» организации выстраивают эффективные процессы и выводят бэк-энд, то есть инфраструктурную ИТ-часть, в «облака». 

Второй драйвер – осознание того, что «облака» – это экономически выгодно. В среднесрочной и долгосрочной перспективах «облачный» подход может помочь сэкономить до 50% (в сравнении с подходом on premis). Если добавить к этому, что расходы из капитальных переходят в операционные, то идея становится еще более привлекательной.
 
Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, согласна, что у бизнеса нет задачи уйти в «облако», но есть задача оптимизировать затраты. «С этой точки зрения понимание эффективности «облака», особенно для решения тривиальных задач и размещения не очень ценной информации, безусловно, есть. Безусловно, есть инерция мышления, особенно у руководителей. Я всегда говорю, что перед местными поставщиками «облачных» решений стоит огромная задача по просветительской работе», – делится она, добавляя, что с инфраструктурой ЦОДов, как и с телеком-инфраструктурой вообще, в Казахстане дела обстоят отлично – предложение пока опережает спрос.

С другой стороны, Рустэм Нысанбаев, коммерческий директор Дирекции информационных систем «Казахтелекома», считает, что в последнее время в облако идут не только крупный бизнес и госсектор: «Наши клиенты, помимо традиционных – телекома и госсектора, все чаще прирастают бизнесом, в том числе представителями малого и среднего бизнеса! Это очень важное замечание, своего рода сигнал, что нам доверяют».  

Особенность казахстанского рынка дата-центров заключается в его высокой концентрации. Лет пять-семь назад «Казахтелеком» поставил задачу создать развитую сеть дата-центров. И, судя по всему, это у него получилось – сегодня доля оператора на этом рынке 54% (15 ЦОДов в 11 областных центрах Казахстана). 

«Казахтелеком» остается ключевым игроком, имеющим основную долю в общей рыночной инфраструктуре ЦОД. Его стратегическая роль всегда будет ключевой при выполнении государственных проектов. И я бы не сказала, что «Казахтелеком» не дает развиваться другим игрокам. Ведь в отличие от рынка телефонии и рынка ШПД, где ключевой фактор успеха – наличие инфраструктуры, на рынке ЦОД огромную роль играет клиентоориентированность, скорость реакции и т.д. И на этом поле конкурировать с лидером рынка можно вполне успешно», – говорит директор представительства iKS-Consulting.

Структура казахстанского рынка

По словам Рустэма Нысанбаева, такие услуги, как аренда программного обеспечения (SaaS), услуги виртуального дата-центра (IaaS) и аренда физического оборудования, пользуются уверенным спросом в Казахстане. «В целом на сегодня на IaaS приходится подавляющая доля казахстанского «облачного» рынка, но, думаю, структура спроса будет меняться в сторону SaaS. Это общемировой тренд», – считает он. Действительно, на «чистые» «облачные» услуги приходится 36% от всего рынка. Рост есть – с 2015 года доля выросла на 7% – с 29%, но он несколько отстает от того, что мы видим в качестве «средней температуры по больнице» в мировом масштабе: по данным Gartner, в 2018 году на SaaS пришлось почти 44% мирового рынка «облачных» сервисов. То есть можно ожидать, что именно здесь у казахстанского рынка есть хороший потенциал. И не только.  

Взгляд в будущее

«Разработчикам местных «облачных» решений будет непросто: слишком сильна мощь мировых поставщиков – Google, Amazon и т.д. Вполне возможно, что казахстанские разработки будут идти в направлении развития государственных услуг и правительства для граждан. Такой диалог (открытые API) между разработчиками и идеологами электронного правительства уже имеется. Это очень перспективное направление для локальных компаний, ибо компетенций и «рыночности» государственной компании, реализующей сейчас электронное правительство, явно недостаточно», – акцентирует Светлана Черненко. Рустэм Нысанбаев считает, что вокруг «облачных» сервисов складывается неплохая конъюнктура в целом. 

«Например, сервисная модель, и в ее основе ЦОДы. В эту сторону сейчас активно идут госорганы и здесь будут происходить интересные события для дата-центров», – добавляет он. 

В пользу этого оптимизма говорят и цифры: казахстанским игрокам есть куда расти – отечественные поставщики удовлетворяют лишь 27% существующего платежеспособного спроса на «облачные» услуги. Второе – если посмотреть дальше, то очевидно, что дата-центры – это не только базис для Индустрии 4.0 и цифровой экономики в самом широком ее понимании – 5G, IoT, Big Data, VR, AI и Smart City. Мировой рынок пока подыгрывает – к 2022 году, по оценке Gartner, он вырастет почти вдвое – до $331 млрд.


578 просмотров

Kraft Heinz начал приходить «в форму»

Сдавший ранее свои позиции гигант пищевой индустрии под управлением нового топ-менедж­мента разрабатывает обновленную стратегию бизнеса

Фото: Richard B. Levine/Zuma Press

Наблюдая за признаками стабилизации ситуации в Kraft Heinz, а также за новым видением, которое демонстрирует обновленный топ-менеджмент компании, инвесторы не скрывают своей радости. Впрочем, учитывая, как долго Kraft Heinz управляли неправильно, до полного восстановления ей очень далеко.

В прошлый четверг компания объявила о том, что органические продажи (то есть без учета колебаний курсов валют и изменений в портфеле) в III квартале 2019 года упали на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению со снижением продаж на 1,5% в первом полугодии это стало небольшим улучшением ситуации.

Скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA), аналитический показатель, которому в компании традиционно отдают предпочтение, снизилась на 7,8% по сравнению с годом ранее. В первом полугодии падение составило 19,3%.

Тогда же, в четверг, акции компании выросли в цене на 13%. Однако они по-прежнему на 33% ниже февральских показателей, когда компания объявила о катастрофических результатах, включая списание убытков по брендам, в том числе Kraft, на сумму $15 млрд. В итоге это привело к тому, что летом были назначены новый генеральный директор компании Мигель Патрисио и финансовый директор Пауло Базилио.

Новое руководство было напрямую назначено владельцами из бразильской инвестиционной компании 3G Capital и, похоже, знает, почему все пошло не так. Свою новую стратегию бизнеса они планируют представить в начале следующего года, однако уже во время конференц-звонка в разговоре с аналитиками в прошлый четверг топ-менеджеры поделились своими предварительными оценками.

WSJ_kraft-heinz-starts_0.png

В частности, Мигель Патрисио заявил о необходимости «ментальных изменений» в компании. Так, он намерен сместить акцент с краткосрочного сокращения расходов и роста за счет приобретений на долгосрочный органический рост.

Однако отказываться от политики экономии средств компания не будет. Более того, Патрисио отстоял принятую в 3G Capital практику «бюджетирования с нуля» как меру, необходимую для высвобождения ресурсов для инвестирования. Он также подчеркнул необходимость очистить портфель Kraft Heinz от убыточных и малорентабельных продуктов.

«Инновации – это та область, которую мы должны развивать, то направление, где нам предстоит огромная работа», – заявил он аналитикам после того, как те попросили его поделиться своими взглядами на необходимость исследований и разработок, которым предшествующий менеджмент большого внимания не уделял.

Тем не менее, по словам Патрисио, расходы на R&D будут главным образом сосредоточены на нескольких ключевых направлениях и не станут широкомасштабными. То есть, по сути, сохранится та же позиция, которой придерживался прежний гендиректор компании Бернардо Хис.

Акцент на экономии средств – это не столько выбор, сколько необходимость. Кредитное плечо компании остается повышенным, а чистый долг за последние четыре квартала превышает скорректированный показатель EBITDA в 4,5 раза. Во время конференц-звонка в прошлый четверг Пауло Базилио особо подчеркнул, что новая стратегия будет включать в себя шаги по уменьшению кредитного плеча и поддержанию кредитного рейтинга компании. Однако комментировать вопрос о том, будут ли уменьшены дивиденды после того, как они уже были сокращены в феврале, он отказался.

Так или иначе, но инвесторам пока лучше воздержаться от каких-либо выводов. Все-таки просто знать направление, куда нужно идти, – это одно. А быть способным добраться туда – это совсем другое.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций