Перейти к основному содержанию

1817 просмотров

Прогноз: облачно

В Казахстане резко вырос рынок «облачных» сервисов

Фото: Shutterstock.com

В 2018 году объем рынка «облачных» сервисов в Казахстане резко возрос – на 32%. Разбираемся, что стало драйверами рынка.

По оценке компании iKS-Consulting, 2018 год оказался крайне удачным для отечественного «облачного» рынка: в ушедшем году он вырос на 32%, достигнув $8 млн (рынок «облачных» услуг с 2015 года вырос почти вдвое). Ни один сегмент отечественного рынка ИТ не показывает столь высокие темпы роста. Справедливости ради нужно отметить, что емкость «облачного» рынка пока не высока, особенно на фоне всего ИТ-рынка, который исчисляется $1,6 млрд. Впрочем, ничего экстраординарного здесь нет – отечественный рынок всегда имел очень сильный «железный» акцент: услуги в нем составляют лишь около 12%.

«Облакам» поверили

К тенденциям, которые стали заметны в 2018 году в Казахстане, эксперты относят рост доверия к «облакам» – потребители осознали экономические выгоды от аутсорсинга ИТ-инфраструктуры. Это касается не только частного бизнеса – в «облака» пошел и госсектор. Здесь речь идет о т.н. сервисной модели, когда вместо «ИТ-зоопарка» организации выстраивают эффективные процессы и выводят бэк-энд, то есть инфраструктурную ИТ-часть, в «облака». 

Второй драйвер – осознание того, что «облака» – это экономически выгодно. В среднесрочной и долгосрочной перспективах «облачный» подход может помочь сэкономить до 50% (в сравнении с подходом on premis). Если добавить к этому, что расходы из капитальных переходят в операционные, то идея становится еще более привлекательной.
 
Светлана Черненко, директор представительства iKS-Consulting в Казахстане, согласна, что у бизнеса нет задачи уйти в «облако», но есть задача оптимизировать затраты. «С этой точки зрения понимание эффективности «облака», особенно для решения тривиальных задач и размещения не очень ценной информации, безусловно, есть. Безусловно, есть инерция мышления, особенно у руководителей. Я всегда говорю, что перед местными поставщиками «облачных» решений стоит огромная задача по просветительской работе», – делится она, добавляя, что с инфраструктурой ЦОДов, как и с телеком-инфраструктурой вообще, в Казахстане дела обстоят отлично – предложение пока опережает спрос.

С другой стороны, Рустэм Нысанбаев, коммерческий директор Дирекции информационных систем «Казахтелекома», считает, что в последнее время в облако идут не только крупный бизнес и госсектор: «Наши клиенты, помимо традиционных – телекома и госсектора, все чаще прирастают бизнесом, в том числе представителями малого и среднего бизнеса! Это очень важное замечание, своего рода сигнал, что нам доверяют».  

Особенность казахстанского рынка дата-центров заключается в его высокой концентрации. Лет пять-семь назад «Казахтелеком» поставил задачу создать развитую сеть дата-центров. И, судя по всему, это у него получилось – сегодня доля оператора на этом рынке 54% (15 ЦОДов в 11 областных центрах Казахстана). 

«Казахтелеком» остается ключевым игроком, имеющим основную долю в общей рыночной инфраструктуре ЦОД. Его стратегическая роль всегда будет ключевой при выполнении государственных проектов. И я бы не сказала, что «Казахтелеком» не дает развиваться другим игрокам. Ведь в отличие от рынка телефонии и рынка ШПД, где ключевой фактор успеха – наличие инфраструктуры, на рынке ЦОД огромную роль играет клиентоориентированность, скорость реакции и т.д. И на этом поле конкурировать с лидером рынка можно вполне успешно», – говорит директор представительства iKS-Consulting.

Структура казахстанского рынка

По словам Рустэма Нысанбаева, такие услуги, как аренда программного обеспечения (SaaS), услуги виртуального дата-центра (IaaS) и аренда физического оборудования, пользуются уверенным спросом в Казахстане. «В целом на сегодня на IaaS приходится подавляющая доля казахстанского «облачного» рынка, но, думаю, структура спроса будет меняться в сторону SaaS. Это общемировой тренд», – считает он. Действительно, на «чистые» «облачные» услуги приходится 36% от всего рынка. Рост есть – с 2015 года доля выросла на 7% – с 29%, но он несколько отстает от того, что мы видим в качестве «средней температуры по больнице» в мировом масштабе: по данным Gartner, в 2018 году на SaaS пришлось почти 44% мирового рынка «облачных» сервисов. То есть можно ожидать, что именно здесь у казахстанского рынка есть хороший потенциал. И не только.  

Взгляд в будущее

«Разработчикам местных «облачных» решений будет непросто: слишком сильна мощь мировых поставщиков – Google, Amazon и т.д. Вполне возможно, что казахстанские разработки будут идти в направлении развития государственных услуг и правительства для граждан. Такой диалог (открытые API) между разработчиками и идеологами электронного правительства уже имеется. Это очень перспективное направление для локальных компаний, ибо компетенций и «рыночности» государственной компании, реализующей сейчас электронное правительство, явно недостаточно», – акцентирует Светлана Черненко. Рустэм Нысанбаев считает, что вокруг «облачных» сервисов складывается неплохая конъюнктура в целом. 

«Например, сервисная модель, и в ее основе ЦОДы. В эту сторону сейчас активно идут госорганы и здесь будут происходить интересные события для дата-центров», – добавляет он. 

В пользу этого оптимизма говорят и цифры: казахстанским игрокам есть куда расти – отечественные поставщики удовлетворяют лишь 27% существующего платежеспособного спроса на «облачные» услуги. Второе – если посмотреть дальше, то очевидно, что дата-центры – это не только базис для Индустрии 4.0 и цифровой экономики в самом широком ее понимании – 5G, IoT, Big Data, VR, AI и Smart City. Мировой рынок пока подыгрывает – к 2022 году, по оценке Gartner, он вырастет почти вдвое – до $331 млрд.

1489 просмотров

Мода на скромность и простые вещи ведет к новой реальности в экономике и ритейле

О новой реальности рассказывает партнер Scot Holland | CBRE в Казахстане и Центральной Азии

Фото: Shutterstock

Slowalization, или Медленнизация, – это новое слово, которым описывают развитие экономики и ритейла на ближайшие десять лет. Ритейл переживает непростые времена. Если несколько лет назад оптимисты говорили, что это временно, надо переждать и все настроится, то пессимисты были более осторожны в оценках, указывая на фундаментальные проблемы и называя состояние экономики new normal. Другими словами, призывали всех переосмыслить ситуацию и принять текущую стагнацию в мировой экономике как новую реальность.  

Сейчас в сфере ритейла, в зависимости от сегмента, мы наблюдаем очень вялое развитие или спад и стагнацию. Единственный сегмент ритейла, который рос до недавнего времени, – это онлайн-продажи. Развитие онлайн-ритейла стало своего рода приговором для традиционного ритейла и ТРЦ. Когда ситуация с падением продаж начала затягиваться и доходы некоторых сетей стали пробивать красную зону, собственники ТРЦ были вынуждены принимать меры. Кто-то менял концепты, кто-то снижал аренду, однако это помогло далеко не всем. Но даже в онлайн-ритейле, сглаживавшем общий стагнирующий тренд последнего десятилетия, сейчас наблюдается замедление роста. Черные пятницы и Киберпонедельники, Дни холостяков и прочие маркетинговые изобретения последних лет уже не дают того эффекта, что был раньше.

Ситуация в мировом ритейле усугублялась ростом фиксированных затрат, современным пониманием проблем экологии и осознанным уменьшением потребления.

Многие сетевики для сокращения фиксированных затрат предлагают магазины без продавцов. И если это было революционным несколько лет назад, то теперь это достаточно частое явление. В магазинах нет персонала на кассах, точнее вообще нет касс. Клиент все складывает в тележку, и на выходе сумма покупок автоматически списывается с телефона. Технологии заменяют людей.

Практически все автомобильные бренды регистрируют падение продаж. Термин slowalization неприменим только для Tesla и других производители EVs (Electric vehicles, электромобили). Потому что эти компании предлагают продукт, который отвечает требованиям и запросам современного мира, ценящего экономию и простоту.

В Великобритании ритейлеры зафиксировали 2019-й как самый тяжелый год в истории торговли с момента начала наблюдений. Известные компании,  например Debenhams and Fraser’s, уходят с highstreet location, где их магазины стояли больше 100 лет. Это равносильно тому, как если бы «Реал Мадрид» вылетел из Высшего дивизиона. Даже при исключительно низких кредитных ставках в 1–3% ритейл не может обслуживать долговую нагрузку. Если же центробанки начнут поднимать ставки, это может стать триггером массовых банкротств и положить начало полномасштабному кризису в ритейле.

Идет перестройка как рынков, так и сознания потребителей. Новое поколение оказалось очень отзывчивым на моду скромности и простых вещей. Молодые люди видят современных миллиардеров в толстовках и рубашках no name, пропагандирующих определенный аскетизм и здоровый образ жизни, борющихся за экологию путем умеренного потребления, и невольно перенимают эту модель. Они хотят быть такими же, это модно. Современный атрибут успешности – скромность и ответственное потребление с заботой об окружающем мире. И вот этот тектонический сдвиг в поведении и философии молодого поколения определит развитие экономики следующего десятилетия.

Нет смысла ждать бурного роста ритейла, его не будет, началось замедление, в корне которого – новая поведенческая модель современного потребителя. Это и есть new normal для современного ритейла.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance