Как в Казахстане собираются бороться с мошенниками на рынке аренды жилья

И что нужно делать сейчас, чтобы не стать их жертвой

Фото: Shutterstock

С точки зрения экспертов, действия мошенников на рынке аренды негативно отражаются на работе профессионалов. Поэтому последние ратуют за новый закон, регламентирующий деятельность риелторов. Предполагается, что национальный стандарт оказания риелторских услуг будет принят уже через год.

Пятно на репутации

Напомним, почти два года назад в Караганде осудили риелторов, обманувших 180 человек. Во главе преступной схемы стоял Марат Нокербеков, основавший четыре агентства недвижимости. Как выяснилось на суде, здесь продавали телефонные номера собственников квартир и требовали от клиентов подписывать договор с пунктом о невозврате предоплаты. Также в документе было отмечено, что агентство не отвечает за ход переговоров с хозяином недвижимости. 

Несмотря на вынесенный приговор, подобные организации продолжают работать не только в Караганде, но и в других крупных городах Казахстана. Привлечь их к ответственности достаточно проблематично. Из-за небольшой суммы ущерба, которая составляет от 8 до 10 тыс. тенге, правоохранительные органы, как правило, отказывают в возбуждении уголовного дела, направляя заявителей в гражданский суд. Да и там доказать правоту практически невозможно, поскольку договор заключался добровольно. 

«Если клиенту предлагают купить список номеров, он должен развернуться и уйти. Подобная деятельность не имеет ничего общего с работой риелтора. Настоящий специалист оказывает услуги, а не продает информацию. Мы писали администраторам сайтов olx.kz, krisha.kz и kn.kz, просили запретить объявления от так называемых информационных агентств недвижимости. Но для них важна монетизация», – говорит член Объединенной ассоциации риелторов Казахстана, директор агентства недвижимости Gold Business Kazakhstan Виталий Браиловский. 

Нужен закон 

По его словам, созданный мошенниками имидж негативно отражается на работе профессио­налов. Поэтому им часто приходится сталкиваться с недоверием со стороны потенциальных клиентов. 

Корень проблемы Браиловский видит в отсутствии регламентации риелторской деятельности. По его словам, в Казахстане не существует законодательных актов, которые бы разъясняли, что именно включает в себя перечень услуг специалистов рынка недвижимости. 

«В 2008 году ассоциация предлагала принять закон о риелторской деятельности, но безрезультатно. Недавно она обратилась в Комитет технического регулирования и метрологии МИИР РК с требованием о создании национального стандарта по оказанию риелторских услуг. В результате ее членов включили в рабочую группу», – отмечает эксперт. 

В ассоциации надеются, что очередная законодательная инициатива наконец изменит сложившуюся ситуацию. Для занятия риелторской деятельностью будет необходимо обучиться и сдать экзамен, а также пройти официальную регистрацию в государственных органах. Кроме того, перечень риелторских услуг наконец будет регламентирован. 

Услуга услуге рознь

Чтобы не стать жертвой мошенников при поиске жилья, следует понимать, какие именно услуги оказывает риелтор и каким образом происходит оплата его труда, утверждает Виталий Браиловский. 

«Принцип оплаты труда один вне зависимости от того, идет ли речь о покупке или об аренде жилья: деньги за свою работу риелтор получает только после того, как обе стороны заключили между собой договор. Члены ассоциации, куда входит 70 агентств со всего Казахстана, выработали единые расценки. При продаже недвижимости в Караганде применяется тариф 2%, но не менее 300 тыс. тенге, причем платит только продавец. Такой же тариф котируется в Нур-Султане и Алматы. Правда, там 1% удерживается и с покупателя, и с продавца. Что касается аренды жилья, оплата труда риелтора должна составлять 10%, но не менее 8 тыс. тенге. Данная сумма взимается и с арендодателя, и с арендатора», – объясняет специалист. 

Профессиональные риелторы также работают с открытыми базами данных. Обзванивают авторов частных объявлений, которым предлагают свои услуги. Если потенциальные клиенты соглашаются, назначают им встречу, на которой прежде всего показывают собственнику доверенность от компании, которую представляют. 

Эксперт отмечает, что перед сделкой риелтор обязан провести экспертизу правоустанавливающих документов.

«Часто профессиональный риелтор водит собственника за руку по всем инстанциям, чтобы привести документы в порядок. Затем он консультирует клиента: по какой цене предложить объект недвижимости, а по какой – продать, так как это две разные величины, отличающиеся друг от друга на 5–15%. Далее специалист делает профессиональные фотографии и создает продающее объявление, за размещение которого платит сам», – рассказывает директор агентства недвижимости. 

Также риелтор берет на себя все проблемы, связанные с продажей недвижимости. Его главная задача – из общей массы отсеять звонки настоящих покупателей, доля которых обычно составляет всего 15–20%. 

«Прежде чем риелтор приведет покупателя к собственнику, он должен в целях безопасности подписать с ним уведомление о показе. Собственник пускает всех, кто позвонил, а риелтор – только тех, кто подписал уведомление. На следующем этапе риелтор управляет процессом переговоров. При возникновении спорных вопросов предлагает компромиссные варианты. Он также отвечает за безопасность сделки», – отмечает Виталий Браиловский. 

По его словам, национальный стандарт оказания риелторских услуг, вероятнее всего, будет принят через год. Эксперт ожидает, что нормативно-правовой документ исключит недобросовестных игроков рынка. 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казахстан перетягивает на себя китайский транзит в Европу

Этому не мешает даже появление альтернативных маршрутов

Фото: Depositphotos/vladvitek

Международный транзит контейнеров через территорию Казахстана растет из года в год. В 2019 году его общий объем увеличился почти на четверть по сравнению с 2018-м и составил 664,6 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица в контейнерных перевозках). Транзит контейнеров является одним из наиболее доходных направлений для АО «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ). Заработать на транзите хотят и соседи по региону – летом 2020 года появился торговый путь из Китая в Узбекистан в обход Казахстана. 

Комбинированная альтернатива

Именно на маршрут Китай – Европа – Китай традиционно приходится основной объем транзита через РК. Грузы из Китая в Европу до июня доставлялись по трем маршрутам: из Китая сразу в российский Забайкальск, из Китая через Монголию в Россию и из Китая через Казахстан в Россию. Затем через Беларусь грузы отправляются в Европу.

«Мы еще больше увеличили долю присутствия в этом транзите и за четыре месяца он достиг доли 91% среди всех этих трех маршрутов. По двум другим маршрутам эта доля даже уменьшилась в абсолютном выражении», – сообщил председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев на июньском совещании совета по управлению АО «Самрук-Казына». По данным Мынбаева, за первые четыре месяца 2020 года из Китая в Европу через казахстанские Достык и Алтынколь прошло 123,8 тыс. ДФЭ (+48,5% к аналогичному периоду прошлого года). Через Россию 7,9 тыс. ДФЭ (-15,2%), через Монголию – 2,6 тыс. ДФЭ (-65,1%). Еще одно растущее направление транзита – из Китая через казахстанский Сарыагаш в страны Центральной Азии (ЦА) и Афганистан. За январь – апрель 2020 года туда доставлено 65 тыс. ДФЭ (+26%).

За транзит грузов в Европу и ЦА решили побороться и соседи. 5 июня из логистического центра «Дунчуань», находящегося в китайском Ланьчжоу (провинция Ганьсу), в Ташкент отправился первый контейнерный поезд. Маршрут комбинированный – грузы доставляются до Кашгара на поезде, затем перегружаются на фуры, которые едут до кыргыз­ского Оша, и там груз вновь «садится» на поезд. Контейнерный поезд доставил в Ташкент 230 тонн электроприборов на $2,6 млн, а обратно в Китай отправил 525 тонн хлопчатобумажной ткани местного производства на $1 млн. Ожидается, что новый маршрут станет первой частью международного коридора из КНР в Европу в обход Казахстана и России. Вторая часть маршрута пройдет через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. 

Генеральный директор компании KTZ Express (оператор контейнерного транзита) Дмитрий Абдуллаев на онлайн-форуме «Магистраль» отметил, что альтернативный маршрут из Китая через Кыргызстан в Узбекистан проходит по сложному рельефу и пока предполагает перегрузку. Скорость прохождения груза из Кашгара до Ташкента составит 12 суток против 1,5-2 суток от Алтынколя до Ташкента. 

2 полоса_ЖД дорога из Китая в обход РК - первые результаты-1_0.jpg

Есть ли угроза 

Новый маршрут в Центральную Азию в обход Казахстана вряд ли будет работать в зимнее время в связи со сложным рельефом и погодными условиями, полагает и. о. директора департамента развития транзита и транспортной логистики МИИР РК Зейнолла Ахметжанов. Необходимость оплаты двух перегрузок – с поезда на автомобили и обратно – также негативно отражается на привлекательности маршрута. Еще одной сложностью он считает бюрократические вопросы с прохождением сразу нескольких межгосударственных границ.

Заместитель генерального директора международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» Суат Шыныбаев считает, что у альтернативного маршрута «есть шанс стать привлекательным», хотя пока по комбинированной схеме грузоперевозок через Кыргызстан идут «мизерные» объемы из Китая. Свою точку зрения он изложил в ходе форума «Магистраль».

«Существенная угроза оттока транзитных грузов может быть в случае, если страны построят железную дорогу Китай – Кыргыз­стан – Узбекистан», – сказал он.

Кроме того, в своей речи Шыныбаев отметил, что и в Казахстане из-за заторов на Алтынколе и Достыке владельцы грузов, предназначенных для отправки в ЦА, вынуждены прибегать к перегрузке товаров на автомобильный транспорт.

Как расширить узкое место казахстанского транзита

Альтернативные маршруты не представляют опасности для транзита через Казахстан при условии продолжения работ по модернизации транспортной инфраструктуры в РК, считает директор Международного координационного центра контейнерных блок-поездов Китай – Европа Ассоциации транспорта и коммуникаций КНР У Цзинь Юй. Дело в том, что бурный рост транзита уже привел к скоплению поездов и ограничениям в перевозках/перегрузке на Достыке и Алтынколе, а если трафик будет нарастать, то соответствующие проблемы возрастут кратно.

«За последние пару месяцев есть большое скопление и заторы на казахстанских погранпереходах. Ощущается нехватка подвижного состава на пограничных переходах», – констатировал китайский эксперт, предложив Казахстану оперативно решить эти вопросы.

В правительстве уже заявили о планах принять меры по повышению конкурентоспособности казахстанских железнодорожных транзитных коридоров за счет минимизации административных барьеров, оптимизации тарифной политики, модернизации инфраструктуры, повышения контейнерного сервиса, в том числе увеличения скорости контейнерных поездов. 
Чтобы сохранить привлекательность казахстанского маршрута, был отменен таможенный досмотр контейнерных поездов. Эта мера позволит нарастить скорость прохождения грузов. 

Стоит отметить, что на фоне заторов на Алтынколе и Достыке доля Казахстана в общем трафике Китай – Европа – Китай по итогам января – июня сократилась до 89% по сравнению с 91% в январе – апреле. Однако сам рост транзита через Казахстан продолжается: по данному маршруту в январе – июне перевезено 261,1 тыс. ДФЭ (+96%). Из КНР через Казахстан в Центральную Азию доставлено 106,8 тыс. контейнеров (+32%). 

Единственным маршрутом через Казахстан, где зафиксировано снижение трафика, стал Дальний Восток – ЦА. По маршруту перевезено 41,7 тыс. ДФЭ (-19% к аналогичному периоду годом ранее). «Это обусловлено тем, что мы переориентировали данный грузопоток, который был в прошлом году, через коридор Китай – ЦА – Китай. Мы подписали прямой контракт с корейскими производителями автокомплектующих и осуществляем перевозки через территорию Китая и Казахстана в Узбекистан на завод «Дженерал Моторс», – объяснил Абдуллаев.

В целом транзит контейнеров через Казахстан в первом полугодии вырос на 54% (до 450,2 тыс. ДФЭ).

2 полоса_Сведения по транзитным перевозкам железнодорожным транспортом-1.jpg

Все для скорости, все для транзита

Пока соседи только планируют наращивать перевозку грузов в обход Казахстана на Азербайджан, Турцию и Южную/Восточную Европу, Казахстан уже осуществляет регулярные перевозки в том направлении. Генеральный секретарь Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Рахметолла Кудайбергенов отметил, что ТМТМ предоставляет сквозные тарифные ставки и сервис на протяжении всего маршрута в режиме «единого окна». Участок от Алтынколя до порта Актау протяженностью в 3128 км контейнеры проходят за трое суток. С 16 апреля прошлого года фидерное судно компании «Казмортрансфлот» еженедельно доставляет 225 контейнеров в порт Баку, откуда грузы по железной дороге идут в Грузию и Турцию. Общее время в пути от китайского Сианя до турецкого Стамбула занимает 12 суток.

Абдуллаев также обратил внимание на регулярность движения. Контейнерный поезд из Алтынколя на Баку отправляется каждую субботу, а фидерное судно из Актау в Баку ходит каждую среду независимо от загрузки. Фидер из порта Туркменбаши в Баку ходит нерегулярно, поэтому пока при сравнении сроков, стоимости и времени доставки грузов он не видит рисков для трансказахстанского маршрута от запуска альтернативного.
 
Тем не менее время нахождения контейнеров в пути можно сократить, признается генеральный директор KTZ Express. «В России скорость выше, поэтому для нас ориентир – это Российская Федерация. У них скорость 1200-1250 км в сутки и мы потихонечку прибавляем и увеличиваем скорость», – сказал он.

Скорость позволит и минимизировать воровство из контейнеров – такие случаи отмечались в 2018 году: тогда были похищены товары из китайских контейнеров, направляющихся в Европу. В прошлом году подобного уже не было благодаря увеличению скорости прохождения поездов, сокращению количества остановок на станциях в пути и организации видеонаблюдения на перегрузочных терминалах.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg