Перейти к основному содержанию

1896 просмотров

Внутренний рынок Казахстана не обеспечивается электроэнергией равномерно

В чем причина

Фото: Shutterstock

Пока в Павлодарской области имеется профицит мощностей в 1 тыс. МВт, нехватку в них испытывают другие регионы. В ряде областей проблему решило строительство высоковольтной линии 500 кВ «Север – Восток – Юг». 

Более 40% всей казахстанской выработки электроэнергии приходится на долю Павлодарской области. Здесь тепловой электростанцией национального значения ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 им. Булата Нуржанова» в 2018 году выработано 19,1 млрд кВт*ч, то есть почти на 30% больше, чем годом ранее. Доля АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» с двумя работающими энергоблоками на рынке скромнее – по словам председателя правления Ануара Берлибаева, в прошлом году было выработано 5,4 млн кВт*ч. 

Генеральный директор ТОО «ЭГРЭС-1» Мади Абишев ранее информировал «Курсив» об увеличении объема производства электрической энергии ГРЭС-1 и коммерческого спроса потребителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

«Потребление выросло на 5,5% по сравнению с 2017 годом, особенно в северной, западной и южной зонах. В самой Павлодарской области потребление электроэнергии выросло на 779 млн кВт*ч. Экспортные поставки осуществляются в Российскую Федерацию», – ответил г-н Абишев на запрос издания. 

По его словам, в этом году ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» планирует выработать 18,9 млрд кВт*ч электроэнергии. 

Руководитель управления энергетики Павлодарской области Ержан Иманзаипов уточнил, что основной причиной роста объемов производства явилось увеличение потребления электроэнергии южными областями: Жамбылской – на 286,9%, Туркестанской – на 215,3%, Алматинской – на 131,4% и Кызылординской – на 134,6%. В самой Павлодарской области зафиксировано увеличение потребления на 4,6%, что обусловлено ростом производства на таких предприятиях области, как ТОО «KAZ Minerals Bozshakol», ТОО «Богатырь Комир», а также вводом новых объектов – производства колесных пар на ТОО «Проммашкомплект», увеличением производственных площадей теплиц для выращивания томатов и роз в ТОО «Greenhоuse-Qaztomat».

Впрочем, планы ГРЭС-1 на 2019 год были связаны не только с экспортом электроэнергии в Российскую Федерацию, но и с созданием в Экибастузе индустриальной зоны с ориентировочным объемом потребления электроэнергии 1100 МВт. Тогда Мади Абишев предполагал, что будет введен в эксплуатацию завод технического кремния ТОО «Ansa Silicon» c ориентировочным объемом потребления электроэнергии более 200 МВт. Но пока этого не случилось. А вот надежды энергетиков на рост поставок после завершения строительства линии «Север – Восток – Юг» небезосновательны. В 2018 году KEGOC завершил реализацию крупнейшего в отрасли инфраструктурного проекта. Ввод линий электропередачи увеличил транзит электроэнергии от электростанций северного региона Казахстана в южных регионы республики с 1450 до 2100 МВт, сообщает системный оператор.

Напомним, на сегодня в Казахстане общая установленная мощность электростанций составляет почти 22 тыс. МВт, располагаемая – на 4 тыс. МВт меньше. В том числе в Павлодарской области, где имеется семь станций, по данным областного акимата, существует профицит в пределах 1 тыс. МВт. Такой резерв недорогой мощности – гарантия инвестиционной привлекательности региона. И в первую очередь Экибастуза, где должна появиться та самая индустриальная зона. Ставка делается, конечно же, на ГРЭС-1, располагающую этим резервом и, главное, дешевой электроэнергией – по 5,76 тенге за киловатт-час. 

Новые производства должны появиться и вокруг города Аксу. Запланировано строительство сахарного и крахмального заводов с помощью китайских инвесторов, в самом Павлодаре грядет строительство третьей очереди Казахстанского электролизного завода. Таким образом, мощности будут востребованы не только южными и западными регионами Казахстана, но и самой Павлодарской областью. 

В то же время, по данным управляющего директора по производству и управлению активами АО «Самрук-Энерго» Серика Тютебаева, согласно утвержденному Министерством энергетики РК семилетнему прогнозному балансу на 2019–2025 годы, сохранение профицита мощностей ожидается до 2025 года. 

864 просмотра

Как можно реформировать и сделать процесс закупок в крупных компаниях эффективнее

Рассказывает директор по развитию Accenture, Казахстан и Средняя Азия

Коллаж: Вадим Квятковский

Мы привыкли к тому, что ключевым фокусом и параметром, по которому оценивается качество работы службы закупок, было и остается снижение покупной цены. Вне зависимости от категории товара или услуги основной инструмент – это тот или иной вид конкурентной процедуры. Зачастую, несмотря на регулярное потребление товара, каждая новая партия покупается по конкурсу, особенно если речь идет о крупной компании с регламентированными процессами. Для поставщиков постоянные конкурсы – это элемент непредсказуемости: они не могут эффективно планировать свои ресурсы, инвестиции и новые разработки. Покупатель, в свою очередь, получает чехарду поставщиков, очень условные гарантии сроков и качества, а также ощутимые административные издержки.

На постсоветском пространстве такая практика закупок сформировалась в 90-х годах прошлого века, когда многие международные некоммерческие организации активно консультировали по вопросам организации госзакупок и ставили во главу угла обеспечение прозрачности, равных возможностей поставщиков и усиление конкурентности закупки. Это было во многом оправданно на раннем этапе становления рыночных закупок, в ситуации пока еще не развитого рынка поставщиков.

Проблемой это стало, когда частные компании скопировали подходы госзакупок и с тех пор их практически не поменяли. Конкуренция важна, и мы не ставим под сомнение конкуренцию как основной драйвер развития бизнеса, гарантию сдерживания цен и улучшения продукта. Но конкурс, тем более редукцион, – это конкуренция в моменте. Она не имеет никакого отношения к развитию поставщика или его продукта и направлена только на «выжимание» у поставщика самых выгодных коммерческих условий, часто под серьезным психологическим прессингом. В ситуации непредсказуемости поставщик может давать условия, позволяющие ему едва сводить концы с концами, не говоря уже про новые разработки и развитие. Если это поставщик ширпотреба, большой проблемы для покупателя это не составляет. Но если речь идет о сложных товарах и услугах, то ценовое давление может повлечь деградацию продукта и риск ухода поставщика с рынка. А это уже по-настоящему снижает конкуренцию и создает риски стабильности для бизнеса покупателя. Кроме того, сможете ли вы обсуждать с поставщиком потенциальные улучшения, требующие от него инвестиций, если поставщик не уверен в завтрашнем дне? А таких улучшений много – от простой оптимизации логистики, изменения характеристик продукта «под вас» до интеграции процессов и систем.

В мире за последние 20 лет все большее распространение получает альтернативный подход к закупкам, предполагающий долгосрочные партнерские отношения с поставщиками. Компании-покупатели не только добиваются снижения совокупных затрат, но и серьезно выигрывают за счет оптимизации цепи поставок, совместного планирования, совместных инноваций и финансирования проектов. Этот подход основан на сегментации поставщиков по степени влияния на бизнес покупателя, уровню рисков, потенциалу совместных будущих выгод и предполагает индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым сегментом или отдельными поставщиками. Стратегии варьируются от привычных открытых тендеров до стратегических партнерств с совместными разработками и инвестициями.

Изменение фокуса и подходов к работе с поставщиками является следствием эволюции роли закупок в современных организациях. Из чисто сервисной роли бизнес-процесс закупки переходит в разряд стратегического архитектора бизнеса: закупщики участвуют в разработке новых продуктов и решений, включаются на самой ранней стадии в проработку инвестиционных проектов.

Среди крупных российских и казахстанских компаний вектор движения в этом направлении становится все более очевидным. Успех зависит от того, насколько компании смогут поменять культуру и внутренние процессы, создать новые компетенции и инструменты работы с поставщиками.

Для того чтобы закупки смогли работать в соответствии с ведущими мировыми практиками, зачастую требуется достаточно глубокая трансформация как самой функции закупок, так и некоторых смежных функций. Важнейшим шагом в повышении эффективности функции закупок является разделение стратегических, операционных и транзакционных процессов на фронт-, мидл- и бэк-офис. Под стратегическими процессами мы понимаем:

  • формулировку стратегии функции и ее добавочной стоимости,
  • разработку и реализацию категорийных стратегий,
  • заключение долгосрочных договоров,
  • управление взаимоотношениями с поставщиками.

Операционные процессы включают непосредственно обработку текущей потребности бизнеса, определение источника поставки, проведение разовых закупок, не покрытых долгосрочными договорами, поддержку фронт-офиса в конкурентных процедурах.

Транзакционные процессы связаны с договорным документооборотом, обработкой первичных документов, мониторингом поставки, отчетностью.

Такое разделение позволяет существенно ускорить закупочный процесс: в результате выполнения стратегических процессов к моменту возникновения потребности бизнеса компания уже будет иметь проработанную стратегию, пул поставщиков и действующие контракты. Кроме того, развитые стратегические процессы позволят реализовать преимущества, связанные с управлением взаимоотношениями с поставщиками: партнерства, интеграцию процессов планирования и пополнения, совместную оптимизацию затрат и т. п.

Почему мы говорим про разделение процессов? Представьте традиционного закупщика, который выполняет весь цикл работ: взаимодействие с бизнесом, исследование рынка, определение стратегии закупок, переговоры с поставщиками, подготовку тендера, согласование договора, переписку по оперативным вопросам поставки. Он же ведет претензионную работу, обрабатывает первичные документы, планирует платежи и даже заказывает пропуска. Можно ли ждать от такого закупщика глубокого профессионализма во всем? Сможет ли человек, пунктуально работающий с юридическими документами, эффективно вести переговоры или анализировать рыночные тренды? Наш опыт подсказывает, что скорее нет, чем да. В передовых компаниях эти три блока процессов управляются абсолютно по-разному – у них разные требования к компетенциям персонала, разные показатели эффективности, разная мотивация, карьерные треки, разные инструменты автоматизации, разная внутренняя организация.

Конечно, разделение процессов и изменение организационной модели – это не единственный элемент трансформации функции закупок. Важно также оптимизировать сами процессы, пересмотреть подходы к закупке в зависимости от категории, уровня риска, критичности для бизнеса, разработать и внедрить процессы категорийного управления, управления взаимоотношениями с поставщиками, внести изменения в IТ-системы и т. д.

При кажущейся простоте принципов многие компании сталкиваются со сложностями в их реализации. Главным препятствием, на наш взгляд, является фактор сложившейся корпоративной культуры. Это прежде всего высокий уровень бюрократии, слабое горизонтальное взаимодействие, недоверие и тотальный контроль. Сдерживающее влияние оказывают и смежные функции – бизнес-планирование, бюджетирование, контрольные процедуры.

Однако, несмотря на все сложности трансформации, игра стоит свеч. Компании, трансформирующие закупки, добиваются экономии затрат на 10–25% и двух-трехкратного сокращения сроков закупки уже в первый год реализации программы. Значительно улучшается восприятие функции закупок со стороны бизнеса. Успех таких программ зависит прежде всего от решимости высшего руководства проводить изменения.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance