Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


468 просмотров

Узбекистан хочет удвоить долю страхового рынка в ВВП

Для этого вводятся обязательное медстрахование и электронные полисы

Фото: Shutterstock

На базе Государственной инспекции по страховому надзору при Министерстве финансов Узбекистана создается Агентство по развитию страхового рынка. Это предусмотрено постановлением президента Шавката Мирзиёева «О мерах по реформированию и обеспечению ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан» от 5 августа 2019 года.   

Согласно постановлению доля страховых услуг в ВВП страны должна расти по 0,1% каждый год. К  2022 году она должна удвоиться с нынешних 0,4 % в 2018 году до 0,8%. При этом количество страховых услуг планируется увеличить в 1,7 раза.

Реализацией поставленной задачи займется новое aгентство. До 30 ноября 2019 года оно должно внести в кабмин проекты законов по внедрению механизмов обязательного медицинского страхования (ОМС) в Узбекистане. Пилотный проект планируется реализовать в Сырдарьинской области начиная с 2020 года, а в целом система должна заработать в 2021 году.

Также постановление президента утвердило «Дорожную карту» ускоренного развития страхового рынка на 2019-2020 годы. Она включает в себя поэтапное повышение минимальных размеров уставного капитала страховых компаний в зависимости от видов страховой деятельности, увеличение предельного размера резервного фонда страховой организации и внедрение механизма оформления электронных полисов (Е-полис) по отдельным видам страхования.

Согласно постановлению, оформленные через интернет, мобильные приложения и инфокиоски полисы будут приравнены к договорам страхования на бумажных носителях. При использовании мобильных приложений в продажах страховых услуг планируется использование системы Cashback и начисление бонусов. Кроме того, согласно постановлению будут внедрены инновационные для Узбекистана виды страхования. Среди них: комплексное страхование банковской деятельности, страхование от задержки или отмены железнодорожных и авиарейсов, страхование от онкологических заболеваний с возможностью лечения за рубежом и другие.   

До 1 января 2020 года в Узбекистане планируется разработка проекта Стратегии поэтапного внедрения в страховую деятельность международных стандартов достаточности капитала и платежеспособности страховщиков.  

Напомним, что, по данным Министерства финансов, в начале 2019 года на страховом рынке Узбекистана действовали 30 страховых компаний. Из них 24 работают в области общего страхования, а шесть – в сфере страхования жизни. По итогам 2018 года совокупный сбор страховых премий страховыми компаниями Узбекистана увеличился на 76% по сравнению с предыдущим годом и достиг 1,64 трлн сумов ($189 млн по текущему курсу ЦБ РУз.). Согласно отчёту Минфина РУз за 1-е полугодие 2019 года, 30 страховых компаний, действующих в Узбекистане, за 6 месяцев собрали страховых премий на 1,25 трлн сум ($146 млн по курсу ЦБ РУз на 30 июня 2019 года). Это в полтора раза больше, чем за 1-е полугодие 2018 года. Страховые выплаты при этом составили 383,6 млрд. сум ($44,76 млн по курсу ЦБ РУз на ту же дату), что более чем в два раза превышает сумму выплат первого полугодия прошлого года.


575 просмотров

Рынок печатной периферии находится в депрессии

Рассказываем, почему так происходит

Фото: Shutterstock

Рынок печатных устройств – это небольшая, но важная составляющая часть рынка IT. И было бы удивительно, если бы этот небольшой рынок жил своей отдельной жизнью. Он подвержен общим тенденциям, характерным для большого рынка IT. 

Общий тренд

Казахстанский IT-рынок уже несколько лет не может компенсировать потери, которые стали итогом девальвации 2014-го. Тогда он упал на 8%. В 2015 году, «отработав» негатив по девальвации, рынок упал еще на 30%. В 2016 году по инерции – еще на 8% (все приведенные данные – оценка аналитической компании IDC). В 2017 году наметилось робкое восстановление – по оценкам участников рынка (данные IDC по итогам 2017–2018 годов недоступны), рост составил до 10%. Это означает, что его емкость достигла примерно $1,4 млрд. Опираясь на ту же экспертную оценку, можно утверждать, что темпы роста IT-рынка Казахстана в 2018-м также вряд ли превысили 10%, несмотря на неплохую конъюнктуру. Таким образом, емкость рынка составила примерно $1,6 млрд (в 2013 году, на пике «славы», его емкость составляла около $2,2 млрд). 

Говоря о неплохой конъюнк­туре, следует понимать, что на внутреннем рынке все оказалось не так однозначно – тенге продолжил обесцениваться по отношению к доллару (2018 год начали на отметке 327 тенге за доллар, а закончили на отметке 372). 

Здесь следует пояснить, что структура IT-рынка в Казахстане имеет ощутимый «железный» акцент. То есть на аппаратное обеспечение приходится почти 80%, а на программное обеспечение и IT-услуги – плюс-минус по 10%. Этот дисбаланс является очень болезненной темой. По сути, низкая доля IT-услуг в структуре рынка – это признак его незрелости с точки зрения наличия массы компетенций. Еще один вывод из вышесказанного – высокий уровень импортозависимости (почти 90%). Иными словами, любой валютный шок – это большая проблема для IT-рынка. Понятно, эта стартовая позиция для рынка печатной периферии была изначально невыгодной.

Вывод бумаги

Даже в крайне негативных для отрасли 2014–2015 годах печатная периферия смогла «выделиться». По данным IDC, емкость рынка «печатки» в Казахстане в 2014 году составила $53 млн. В 2015 году рухнула сильнее рынка – до $30 млн, а в 2017-м – до $27 млн. В этой ситуации единственный способ не сорвать большие проекты – уходить в сторону бюджетных конфигураций. Об этом в свое время говорил и региональный директор IDC в Центральной Азии, Монголии и Азербайджане Андрей Беклемишев: с одной стороны, это несколько компенсировало шок от девальвации, но с другой – появился целый ряд проектов, основанных на бюджетных конфигурациях оборудования, которое имеет низкий жизненный цикл.

Иван Гончаров, директор департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, комментируя «принтерные» итоги 2018 года, отмечает рост продаж, а вот с объемом не все так просто – в штучном выражении рынок многофункциональных устройств (МФУ) несколько снизился. В то же время монофункциональные принтеры существенно подросли – на 61%. К этим цифрам следует относиться с осторожностью: несмотря на то что рынок фрагментирован и фактически контролируется несколькими игроками, рост продаж у одного крупного игрока не может быть причиной, чтобы повысить общий градус оптимизма по отношению к печатной периферии. Впрочем, здесь, пожалуй, наиболее интересно даже не это, а наблюдения эксперта в части структуры рынка.

«Из достаточно свежих трендов рынка назвал бы желание крупных игроков на рынке развить аутсорсинг печати. С другой стороны, хотя новые продукты есть на рынке и появляются ресурсы для управления таким бизнесом, сдвиги незначительные. Запущены проекты исключительно только для компаний с иностранным участием. В госсекторе и квазигоссекторе такие проекты не работают ввиду законодательных ограничений (контракты заключаются на период не более чем один год). Здесь же еще одна зона риска – валютные риски», – комментирует он.

Следует отметить еще одну тенденцию – струйная печать имеет серьезные виды на офис: по ряду эксплуатационных параметров она опережает лазерную печать. Исход битвы уже сейчас видится предрешенным: эволюция лазерной печати почти остановилась, чего не скажешь о «струе» – она оказалась не только быстрее и энергоэффективнее, но и экологичнее и дешевле.

Наконец, электронный документооборот. Здесь риски для печатной периферии также очевидны и не нуждаются в дополнительных комментариях. 

Встречный ветер

В противовес оптимизму, который прозвучал от директора департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, – новости из России. По итогам II квартала 2019 года на российский рынок было поставлено на 9,3% меньше (к аналогичному периоду прошлого года) устройств печати, включая принтеры, копиры и многофункциональные устройства. В IDC, которая анонсировала эти данные, оценивают рынок печатной периферии России по итогам 2018 года в $190 млн. Причем наиболее тревожная динамика наблюдается именно в потребительском сегменте: принтеры в домашнем интерьере – это уже лишнее.

Не исключено, что эти тренды, как было уже не раз, мигрируют и в Казахстан. Если этого уже не произошло.

Хотя в целом тренды для печатной периферии видятся в негативном ключе, есть сегменты, где спрос, как ожидается, будет расти. Например, это большие, «тяжелые» решения, ориентированные в том числе и на проекты в области аутсорсинга печати. Сюда же можно отнести упомянутое смещение спроса в сторону струйной печати, причем этот тренд замечен уже даже в наиболее консервативном сегменте – корпоративном.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций