Перейти к основному содержанию


1911 просмотров

Сколько стоят люксовые отели в Казахстане

И как устроен этот рынок

Фото: Shutterstock

В начале года в южной столице открылся Novotel, в середине лета прошел технический запуск пятизвездочного Double Tree by Hilton, на стадии завершения строительства – тоже пятизвездочный Kempinski.

Эксперты Scot Holland|CBRE напоминают о строящихся в Алматы и Нур-Султане отелях бренда Holyday Inn Express и стройплощадке на месте бывшей гостиницы «Жетысу». Какой бренд будет представлен здесь, пока не сообщается.

Выбирай известное

Более 1 млн посетителей в прошлом году выбрали брендовые отели в категории 3*, 4* и 5* – это данные комитета по статистике. Отели с известным именем традиционно выбирают иностранные гости. В 2018 году в Казахстане в брендовых отелях остановилось более 587 тыс. иностранцев, или 70% от общего количества обслуженных в республике иностранных гостей. Логика этих туристов очевидна: узнаваемый гостиничный бренд воспринимается как знак качества, а сам факт остановки в гостиницах, осуществляющих свою деятельность под известными международными брендами, гарантирует безопасность и привычный уровень сервиса. 

Сегодня 90% всех брендовых гостиниц расположены в Алматы и Нур-Султане. Столица – лидер по числу брендированных гостиниц в Казахстане. Таковы данные исследования аналитической службы ТОО «Оценка собственности» на апрель 2019 года. Сейчас в Нур-Султане действует 12 сетевых отелей от крупнейших гостиничных операторов, таких как Marriot, Hilton, Rixos, Radisson SAS, Accor. Номерной фонд указанных отелей, как указывается в исследовании компании, составляет 2393 номера, или 25% от общего номерного фонда города. Большую часть предложения сетевых отелей занимают 5-звездочные отели – 45%, на 4-звездочные и 3-звездочные приходится 40 и 15% соответственно.

По оценке экспертов, сейчас инвесторы в сегмент брендовых отелей в РК заинтересованы скорее в проектах с тремя или четырьмя звездами на фасаде. «Мы не видим повышенного интереса инвесторов к пятизвездочным отелям, в основном – к трех-четырехзвездочным. Пятизвездочные отели заполняются во время прохождения саммитов, конференций, крупных выставок. Трех-четырехзвездочные отели более доступны и быстрее заполняются», – отмечают представители Scot Holland|CBRE.

Часто стоимость инвестиций в подобные проекты остается коммерческой тайной, а отели одного зонтичного бренда могут иметь разных владельцев, поскольку сотрудничество организовано в формате франшизы: это выходит намного дешевле, чем под международным управлением. Но некоторыми подробностями об условиях и принципах работы в Казахстане представители брендовых отелей с «Курсивом» поделились.

The Ritz-Carlton

Отелей люксового бренда The Ritz-Carlton в Казахстане всего два – в Алматы и Нур-Султане. При этом бренд The Ritz-Carlton не предоставляет франшизы, а сам принимает непосредственное участие в управлении. 

Объем вложенных в алматинский отель инвестиций представители The Ritz-Carlton, Almaty не уточняют, однако из открытых источников известно, что общий объем инвестиций в проект Esentai Park, частью которого является и отель, составили более $1,5 млрд. Инициатором выхода The Ritz-Carlton в Казахстан выступили частные инвесторы. 

Сегодня алматинский The Ritz-Carlton демонстрирует неплохие показатели, его загруженность составляет более 70%. Около 90% гостей приезжают по делам, и только у 10% из них цель – отдых. В то же время количество туристов, у которых отдых в приоритете, растет с каждым годом. Стоимость номеров, судя по данным сайта отеля, варьируется от 100 с лишним тысяч до 3,5 млн тенге за президентский люкс.

«Финансовая модель разнится в зависимости от рынка, на котором тот или иной отель работает. В сегменте люкс стоит говорить не о прямом возврате инвестиций, а о том, что наличие глобального бренда в городе и в определенной локации экономически положительно влияет на многие факторы: цены на недвижимость и землю, потребительское доверие и возможность привлекать публику с высокими доходами», – отметили в The Ritz-Carlton, Almaty. 

The Ritz-Carlton, Astana обошелся инвестору ГК «Верный Капитал» в $430 млн. Стоимость проживания в отеле можно назвать чуть более демократичной по сравнению с таковой в отеле бренда в Алматы. Самый дешевый номер, который удалось найти на сайте гостиницы, обойдется гостю примерно в 77 тыс. тенге. 

По словам представителей гостиницы, конструкция здания столичного The Ritz-Carlton имеет несколько отличительных особенностей. Так, панорамные окна обеспечивают естественным солнечным светом 90% всех площадей, а на крыше торгового центра, ресторана Mökki и SPA-центра выращивают съедобные травы трех видов. Для их полива используют дождевую воду. Она попадает в танкер, где фильтруется и подвергается чистке, и только затем уходит в систему капельного орошения. Выращенные травы использует шеф-повар отеля. Представители отеля комментируют: «Пока это сезонное решение, но мы задумываемся над возведением теплиц в будущем. Кроме зелени, на крыше растут цветы. Стекла на крыше – с подогревом, поэтому выпавший снег быстро тает и попадает в танкер для полива». 

Hilton

Отели одной из крупнейших гостиничных корпораций мира представлены в Казахстане преимущественно в Нур-Султане. В городе действует три гостиницы бренда в разных категориях: Hilton Astana, Hilton Garden Inn Astana и Hampton by Hilton. В июне состоялся технический запуск первого отеля группы в Алматы. Double Tree by Hilton расположен на улице Досмухамедова и уже принимает гостей. 

Строительством объекта занималась компания «Абли-Құрылыс». Объем инвестиций превысил 6 млрд тенге. Государство субсидирует этот проект в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020». «Абли-Құрылыс» в конце июля активно набирал персонал отеля на сайтах вакансий. 

Апарт-отель YE’S

В Казахстан заходят не только бренды с громкими именами, но и более молодые сети. В Нур-Султане началось строительство первого отеля российской сети YE’S. Это сеть апарт-отелей, созданная в 2011 году. Апарт-формат представляет собой жилой комплекс с отдельными квартирами, который при этом имеет типичные для гостиницы элементы (стойка обслуживания, система регистрации и т. п.). Финансирует проект компания KazCapital Invest, инвестиции составляют порядка $50 млн. Не исключено, что второй отель сети YE’S в Казахстане будет построен в Алматы. 

Сетевой плюс

Наличие сетевых отелей – хороший показатель инвестиционной привлекательности страны, поэтому в появлении все большего числа таких отелей на территории РК заинтересованы власти. Для инвестора отель под международным брендом – это более низкие риски, преимущество при продаже объекта или получении банковского кредита. И наконец, практика показывает, что в кризисное время сетевые отели более устойчивы. Среди причин этой устойчивости и стабильный спрос со стороны лояльных гостей, и спрос со стороны корпорантов – так в туротрасли называют корпоративных туристов. 

По словам маркетолога Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Татьяны Ходоровской, окупаемость проектов в гостиничном бизнесе занимает порядка 15–17 лет. Она резюмирует:

«Гостиницы – это долгосрочные инвестиции. Конечно, иногда мы видим картину, когда инвестор вкладывает средства и хочет побыстрее, лет за пять, их «вытащить». Но это невозможно, нужно учитывать время окупаемости».


1 просмотр

Рынок печатной периферии находится в депрессии

Рассказываем, почему так происходит

Фото: Shutterstock

Рынок печатных устройств – это небольшая, но важная составляющая часть рынка IT. И было бы удивительно, если бы этот небольшой рынок жил своей отдельной жизнью. Он подвержен общим тенденциям, характерным для большого рынка IT. 

Общий тренд

Казахстанский IT-рынок уже несколько лет не может компенсировать потери, которые стали итогом девальвации 2014-го. Тогда он упал на 8%. В 2015 году, «отработав» негатив по девальвации, рынок упал еще на 30%. В 2016 году по инерции – еще на 8% (все приведенные данные – оценка аналитической компании IDC). В 2017 году наметилось робкое восстановление – по оценкам участников рынка (данные IDC по итогам 2017–2018 годов недоступны), рост составил до 10%. Это означает, что его емкость достигла примерно $1,4 млрд. Опираясь на ту же экспертную оценку, можно утверждать, что темпы роста IT-рынка Казахстана в 2018-м также вряд ли превысили 10%, несмотря на неплохую конъюнктуру. Таким образом, емкость рынка составила примерно $1,6 млрд (в 2013 году, на пике «славы», его емкость составляла около $2,2 млрд). 

Говоря о неплохой конъюнк­туре, следует понимать, что на внутреннем рынке все оказалось не так однозначно – тенге продолжил обесцениваться по отношению к доллару (2018 год начали на отметке 327 тенге за доллар, а закончили на отметке 372). 

Здесь следует пояснить, что структура IT-рынка в Казахстане имеет ощутимый «железный» акцент. То есть на аппаратное обеспечение приходится почти 80%, а на программное обеспечение и IT-услуги – плюс-минус по 10%. Этот дисбаланс является очень болезненной темой. По сути, низкая доля IT-услуг в структуре рынка – это признак его незрелости с точки зрения наличия массы компетенций. Еще один вывод из вышесказанного – высокий уровень импортозависимости (почти 90%). Иными словами, любой валютный шок – это большая проблема для IT-рынка. Понятно, эта стартовая позиция для рынка печатной периферии была изначально невыгодной.

Вывод бумаги

Даже в крайне негативных для отрасли 2014–2015 годах печатная периферия смогла «выделиться». По данным IDC, емкость рынка «печатки» в Казахстане в 2014 году составила $53 млн. В 2015 году рухнула сильнее рынка – до $30 млн, а в 2017-м – до $27 млн. В этой ситуации единственный способ не сорвать большие проекты – уходить в сторону бюджетных конфигураций. Об этом в свое время говорил и региональный директор IDC в Центральной Азии, Монголии и Азербайджане Андрей Беклемишев: с одной стороны, это несколько компенсировало шок от девальвации, но с другой – появился целый ряд проектов, основанных на бюджетных конфигурациях оборудования, которое имеет низкий жизненный цикл.

Иван Гончаров, директор департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, комментируя «принтерные» итоги 2018 года, отмечает рост продаж, а вот с объемом не все так просто – в штучном выражении рынок многофункциональных устройств (МФУ) несколько снизился. В то же время монофункциональные принтеры существенно подросли – на 61%. К этим цифрам следует относиться с осторожностью: несмотря на то что рынок фрагментирован и фактически контролируется несколькими игроками, рост продаж у одного крупного игрока не может быть причиной, чтобы повысить общий градус оптимизма по отношению к печатной периферии. Впрочем, здесь, пожалуй, наиболее интересно даже не это, а наблюдения эксперта в части структуры рынка.

«Из достаточно свежих трендов рынка назвал бы желание крупных игроков на рынке развить аутсорсинг печати. С другой стороны, хотя новые продукты есть на рынке и появляются ресурсы для управления таким бизнесом, сдвиги незначительные. Запущены проекты исключительно только для компаний с иностранным участием. В госсекторе и квазигоссекторе такие проекты не работают ввиду законодательных ограничений (контракты заключаются на период не более чем один год). Здесь же еще одна зона риска – валютные риски», – комментирует он.

Следует отметить еще одну тенденцию – струйная печать имеет серьезные виды на офис: по ряду эксплуатационных параметров она опережает лазерную печать. Исход битвы уже сейчас видится предрешенным: эволюция лазерной печати почти остановилась, чего не скажешь о «струе» – она оказалась не только быстрее и энергоэффективнее, но и экологичнее и дешевле.

Наконец, электронный документооборот. Здесь риски для печатной периферии также очевидны и не нуждаются в дополнительных комментариях. 

Встречный ветер

В противовес оптимизму, который прозвучал от директора департамента дистрибуции компании LLP VS Trade, – новости из России. По итогам II квартала 2019 года на российский рынок было поставлено на 9,3% меньше (к аналогичному периоду прошлого года) устройств печати, включая принтеры, копиры и многофункциональные устройства. В IDC, которая анонсировала эти данные, оценивают рынок печатной периферии России по итогам 2018 года в $190 млн. Причем наиболее тревожная динамика наблюдается именно в потребительском сегменте: принтеры в домашнем интерьере – это уже лишнее.

Не исключено, что эти тренды, как было уже не раз, мигрируют и в Казахстан. Если этого уже не произошло.

Хотя в целом тренды для печатной периферии видятся в негативном ключе, есть сегменты, где спрос, как ожидается, будет расти. Например, это большие, «тяжелые» решения, ориентированные в том числе и на проекты в области аутсорсинга печати. Сюда же можно отнести упомянутое смещение спроса в сторону струйной печати, причем этот тренд замечен уже даже в наиболее консервативном сегменте – корпоративном.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций