Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


8562 просмотра

Почему Air Astana переводит московские рейсы в Домодедово

«Курсив» опросил участников рынка авиаперевозок

фото: shutterstock.com

С 27 октября казахстанская авиакомпания Air Astana переводит свои московские рейсы из аэропорта Шереметьево в Домодедово. Число рейсов не изменится: 11 в неделю из Нур-Султана и 14 (летом – 16) – из Алматы. В Шереметьево из Казахстана продолжит летать Аэрофлот, во Внуково – SCAT, в Жуковский доставят самолеты «Уральских авиалиний».

Air Astana меняет аэропорт базирования в Москве, и эти изменения коснутся большого числа клиентов, которые привыкли планировать поездки с учетом прибытия в Шереметьево. Например, из Шереметьево есть платная дорога до Москвы, и пассажиры бизнес-класса, которым нравилось ее использовать, не слишком довольны необходимостью пересаживаться в «Аэроэкспресс» из Домодедово. Последний, кстати, с недавнего времени, скорее, теряет клиентов в лице авиакомпаний, чем привлекает. Зачем Air Astana прерывает сотрудничество с Шереметьево? «Курсив» опросил участников рынка авиаперевозок.

Air Astana: в поисках новых возможностей

В авиакомпании Air Astana решение о смене Шереметьево на Домодедово охарактеризовали как «самостоятельное», объяснив, что переход связан с возможностями, которые предоставляет инфраструктура Домодедово.

Air Astana указывает на стратегическое партнерство с российской авиакомпанией S7 Airlines, для которой Домодедово является аэропортом базирования. Это сотрудничество делает компании «партнерами в разных сферах бизнеса, включая интерлайновые и кодшеринговые соглашения, техническое обслуживание и ремонт самолетов», – сообщила компания.

В компании считают, что договор с новым партнером «предоставит Air Astana возможность позиционировать авиакомпанию в рамках международной и внутренней маршрутной сети S7 и позволит S7 продвигать Казахстан как направление». В Air Astana уверены, что со сменой аэропорта пассажиропоток авиакомпании увеличится.

Аэропорт Шереметьево: без взаимных претензий

Пассажиропоток аэропорта Шереметьево в 2018 году – 45,8 млн пассажиров, по сравнению с предыдущим годом он увеличился более чем на 14%. Количество направлений полетов в 2018 году – 220. В ответе на запрос «Курсива» представители аэропорта Шереметьево сообщили, что трений между аэропортом и казахстанской авиакомпанией не отмечено.

«Претензий к условиям обслуживания и сотрудничества у авиакомпании Air Astana к аэропорту Шереметьево нет», – гласит цитата из официального ответа.

Переход на новый аэропорт – обычная практика для авиакомпаний, заключающих кодшеринговые соглашения.

«В стратегические планы авиакомпании Air Astana входит тесное сотрудничество с авиакомпанией S7, с которой уже заключено соглашение о кодшеринге. S7 выполняет полеты из аэропорта Домодедово, чем и было обусловлено решение авиакомпании Air Astana сменить аэропорт обслуживания. Только при условии выполнения полетов из одного аэропорта сотрудничество может быть эффективным», – сообщила пресс-служба аэропорта, добавив, что Аэрофлот по-прежнему летает из Казахстана и в Казахстан из Шереметьево.

Домодедово: 56 европейских маршрутов

Пассажиропоток аэропорта Домодедово в 2018 году – 29,4 млн пассажиров, по сравнению с предыдущим годом он сократился примерно на 4% – в 2017 году Домодедово перевезло 30,7 млн пассажиров. Количество направлений полетов в 2018 году – 189. Пресс-служба аэропорта Домодедово, отвечая на вопросы нашего издания, сообщила, что «доля трансфера в объеме трафика составляет 27%. У некоторых зарубежных компаний до 88% трансфера через Москву обеспечивается за счет развитой маршрутной сети авиакомпаний – партнеров Домодедово».

В текущем году в Домодедово введено обслуживание пассажиров по электронным посадочным талонам. Для этого аэропорт внедрил автоматизированные турникеты – eGate, которые распознают 2D-штрих-код и QR-код как на бумажном, так и на электронном носителе. В ближайшее время аэропорт планирует протестировать технологию следующего поколения – face recognition, чтобы упростить прохождение предполетных формальностей. Система распознавания лиц – совместный проект S7 с компанией VisionLabs. Эта технология основана на возможности обучаемых нейронных сетей самостоятельно разрабатывать и применять алгоритм сравнения объектов.

Эксперт: клиенты выберут удобного перевозчика

Олександр Ланецкий, директор Friendly Avia Support, считает, что перемены принесут выгоду той авиакомпании, которая окажется более расторопной в разделе «наследия», оставленного Air Astana. По его предположениям, это будет Lufthansa или Turkish Airlines, которые имеют все шансы перехватить казахстанский пассажиропоток в Шереметьево. Эксперт питает скепсис относительно выгоды, которую для Air Astana несет новое сотрудничество.

«Решение было бы оправданно, запусти параллельно Air Astana несколько новых направлений в Европу и США. А пока этого нет, в выигрыше остается Аэрофлот», – заключает Ланецкий.


186 просмотров

Қазақстанда ІТ алыптары неге шықпады?

Жағдайды өзгерту үшін не істеу керек?

Фото: Shutterstock.com

Жалпы, ақпараттық технологиялар нарығы үш сегментке бөлінеді: аппараттық жабдықтау, («темір»), бағдарламалық қамтамасыз ету және ІТ-қызметтер. 

IDC мәліметтеріне сүйенсек, Қазақстанда аппараттық жабдықтау бүкіл нарықтың 78% құрайды. Бағдарламалық қамтамасыз ету  және IT-қызметтерінің үлесі –10 және 12%. Яғни, қазақстандық нарықтың сыйымдылығы $1,6 млрд болса, IT-қызметтердің табатын пайдасы 200 миллион доллардан да аз. 

Десе де, ресми статистика Қазақстандағы бағдарламалық қамтамасыз ету нарығының мүмкіндігін оптимистік тұрғыда бағалайды. Мәселен, Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитетінің мәліметтері бойынша, 2017 жылы ол шамамен 7% өсім көрсетіп, 105 млрд теңгені (271 млн доллардан астам) құраған.

Салыстыру үшін айтсақ, Ресей IT нарығының құрылымында «темірдің» үлесі – 61,5%, бағдарламалық қамтамасыз ету – 14,6%, ал IT-қызметтер 23,9% құрайды.  IDC дерегі бойынша,  Ресей IT нарығының сыйымдылығы 2018 жылы 22,6 млрд долларға жеткен.

Егер Forrester Research деректеріне сүйене отырып,  әлемдік нарық тұрғысынан қарасақ, консалтинг және әртүрлі интеграциялық қызметтердің үлесі –19%, жабдықтауға – 23,3%, бағдарламалық қамтамасыз етуге 21% тиесілі (қалғаны телекоммуникациялық қызметтер, телекоммуникациялық жабдықтар). 

Бұл бағыттардың нарықтағы үлесіне қарап, қаншалықты пісіп-жетілгенін бағамдауға болады. Осы көрсеткіш бүкіл нарықтағы салмағы мен қолдан келетін шаруаға сұраныс қандай екенін айқындайды. 

Басқаша айтсақ, ірі жобаларға деген сұраныс пен оларды жүзеге асыру құзіретінің арасында  өзара байланыс бар деп тұжырымдауға болады. Қазақстанда бұндай жобалар жоқ деуге болмас. Бар, әрине, бірақ бірді-екілі ғана. Яғни, осындай жобаларды жүзеге асыру үшін жергілікті компаниялардың мүмкіндіктері мен құзыретін арттыру экономикалық тұрғыда тиімсіз тірлік, бұндай бірді-екілі сұраныс импорт есебінен-ақ қанағаттандырылады. 

Не істеу керек?

ІТ-қызметтердің ірі тапсырыс берушілері –мемлекеттік органдарда  севистік қызмет көрсетуді енгізу жағдайды өзгертерді деп күтілген-тұғын. Бұндай жағдайда мемлекеттік органдар аса қымбат ІТ-жүйелерін өздері құруды қойып, сервис-провайдерлер ұсынатын қызметті тұтынушыға айналуы тиіс. 

Сервистік үлгіні қолдану қазіргі кезде ең қажетті дүниенің пайда болуына, яғни осы қызметті ұсынатын компаниялардың көптеп құрылуына ықпал етуі керек еді. Ең бастысы – бәсеке пайда болуы тиіс. Мемлекеттік органдарды автоматтандыруда сервистік қызметті енгізудің тағы бір мақсаты – мемлекеттің экономикаға шамадан тыс араласуын азайту еді. Оның үстіне ол осы жүйелерді қолдауға кететін шығынды жабу мәселесін де шешуі тиіс.

Осындай оптимистердің қатарына Нұр-Сұлтан қаласының жанынан дата-орталық салған Intarget Solution компаниясының бас директоры Серікжан Құнанбаевты жатқызуға болады. Бұл дата-орталық былтыр K-Tech Technology форумында 2017 жылдың үздік IT-жобасы деп танылған. Серікжан Құнанбаев «Цифрлық Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы Қазақстанның IT нарығындағы сапалы өзгерістердің драйвері болуы керек деп пайымдайды. Ал жеке дата-орталықтардың сөресін өз серверлерімен толтыратындардың қатарында мемлекеттік органдар да табылмақ.
 
Анықтама үшін айта кетсек, Цифрлы Қазақстан бағдарламасы авторлары бағдарламаны жүзеге асырудан туындайтын жиынтық әсер 2025 жылға қарай 1,7 ден 2,2 трлн теңгеге дейін көтерілуі тиіс деп болжам жасайды. Ал салынатын инвестиция көлемі – 310 миллиард теңге.

Әділдігін айтар болсақ, біз аппараттық жабдықтауда да, софтта да бәсекеге түсе алмаймыз. Сондықтан отандық ІТ нарықтың болашағы шарықтау мен шаттықсыз, бірқалыпты болмақ. Бәлкім мұның да өз мәні бар шығар, өйткені, бекерге үміттенуді қойып, шындыққа, нақты өмірге жақындай түсеміз.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций