Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


980 просмотров

Оператор фискальных данных должен обеспечить прозрачность экономики

Одним из основных теневых секторов в Казахстане остается торговля

Управляющий директор по развитию B2B продуктов АО «Казахтелеком» Леонид Муравьев / фото: пресс-служба Казахтелеком

Роль АО «Казахтелеком» как оператора фискальных данных в борьбе с теневой экономикой резко возрастает, поскольку государство намерено нарастить долю контрольно-кассовых машин с режимом онлайн.

О намерениях государства масштабировать проект «Онлайн-ККМ» (контрольно-кассовые машины, работающие в режиме реального времени) сообщил в конце прошлой недели на брифинге в правительстве первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов. Система контрольно-кассовых машин выстраивалась в республике АО «Казахтелеком» с 2015 года, и в настоящий момент более половины из этих машин способны передавать сведения на серверы фискальных органов в режиме реального времени.  

Между тем, по словам Шолпанкулова, одним из основных теневых секторов в Казахстане остается торговля, и поэтому фискальным органам необходимо выстроить онлайн-мониторинг обращения продукции на рынке со стадии его ввоза в страну либо производства до покупки потребителями. Это позволит эффективно бороться с контрабандой и контрафактом, объективно оценивать процесс ценообразования товаров, а в конечном счете – снизить уровень теневой экономики, которая сейчас, по официальной оценке минфина, занимает около трети рынка.

«В Казахстане нужно проводить онлайн-мониторинг любой выпускаемой либо импортируемой продукции, вплоть до попадания ее в руки конечного потребителя: мы рассчитываем, что такой шаг поможет обеспечить прозрачность и снизить уровень теневой экономики», – заявил первый вице-министр.

Техническую поддержку такой массированной электронной атаке на тень может на данный момент дать только АО «Казахтелеком», национальный оператор, обладающий необходимыми инфраструктурными и финансовыми возможностями. Компания уже смогла за три с лишним  года работы в качестве оператора фискальных данных выстроить эффективную систему учета фискальных данных, начав с центров высокой экономической активности: Нур-Султана, Алматы и Шымкента. Теперь же глубокое проникновение системы О-ККМ необходимо обеспечить по всей стране, потому что это позволит создать равные условия игры для всех участников рынка.

«Мы рады выполнять эту важную социальную функцию по увеличению прозрачности экономики, – говорит управляющий директор по развитию B2B продуктов АО «Казахтелеком» Леонид Муравьев. – Мы уверены, что проект «Онлайн-ККМ» позволит создать то, чего на нашем рынке не хватает: единые и прозрачные правила игры для всех игроков с точки зрения налогообложения. Мы считаем, что развитие малого и среднего бизнеса сейчас сдерживается не высокими налогами, а как раз отсутствием этих единых правил, по которым бы играли все: сейчас кто-то платит налоги, а кто-то их не платит, и мы, как социально ответственная компания, рады участвовать в установлении этих равных условий для бизнеса», – добавляет он.

Всего сейчас в Казахстане действует 603 тыс. ККМ, из которых более половины (311 тыс.) были подключены к онлайн-системе АО «Казахтелеком» после его утверждения в роли оператора фискальных данных. Причем оператор работал на упреждение спроса: если в 2015 году функцией работы в реальном режиме обладала лишь четверть установленных им машин, то в 2018 году доля таких аппаратов среди вновь установленных машин выросла до 92%.

Одновременно в «Казахтелекоме» считают, что часть машин, не обладающих этой функцией, может быть «прошита» и адаптирована к использованию в проекте «Онлайн-ККМ». Помимо этого, в нацкомпании работают над постоянным снижением стоимости аппаратного оборудования проекта для бизнеса: в настоящее время одна контрольно-кассовая машина стоит 78 тыс. тенге, что достаточно дорого для малого и среднего бизнеса с точки зрения единовременного платежа. Взамен «Казахтелеком» предлагает предпринимателям финансовый продукт «Аренда ККМ», в рамках которого можно оплачивать и само устройство, и его обслуживание в системе за счет ежемесячного платежа в размере менее 5 тыс. тенге в месяц.

Также оператор фискальных данных активно развивает онлайн-кассы – мобильные приложения, которые работают в браузере с компьютера, смартфона или планшета с доступом в Интернет, и способны заменить любой физический кассовый аппарат. Эта программа намного дешевле ККМ и легче в использовании, помимо этого, она изначально заточена на работу в режиме реального времени. И все эти планы подкрепляются строительством «Казахтелекомом» масштабной волоконно-оптической линии связи в Казахстане, что позволит подключить к фискальной системе более 1 млн 256 тыс. онлайн-касс всех видов экономической деятельности и налоговых режимов во всех регионах страны.

Эффекты от создания «Казахтелекомом» современной автоматизированной системы полного учета выручки и контроля за применением контрольно-кассовых машин возникнут и для государства, и для бизнеса, и для потребителя. Государство получит возможность резко сократить теневой оборот и увеличить поступления в бюджет, а также сможет постоянно мониторить уровень цен в стране для своевременного принятия решений по сдерживанию инфляции.

Одновременно появление системы контроля, работающей в системе онлайн, снизит количество физически проводимых налоговых проверок, а владельцы бизнеса получат возможность отслеживать динамику ежедневных поступлений и реагировать на снижение рентабельности.  Потребителю же при работе такой системы не надо будет хранить фискальные бумажные чеки для того, чтобы доказать факт его приобретения для того, чтобы вернуть или обменять товар ненадлежащего качества. Поскольку теперь все сведения о каждой торговой операции будут сохранены в фискальном накопителе и изменить или удалить их оттуда станет невозможно.

Отметим, что в 2017 году сумма собираемых налогов в 11 видах торговой деятельности, где использование ККМ является обязательным, выросла на 22%, с 81 млрд тенге до 100 млрд тенге, а количество зарегистрированных в этих сферах налогоплательщиков выросло на 6%. Предполагается, что фискальный эффект от внедрения новой системы выразится в приросте поступлений в 9%, или 85 млрд тенге в год, дополнительный эффект от увеличения результативности налогового мониторинга составит 14%, или 128 млрд тенге ежегодно, и, наконец, эффект от гражданского контроля, который обеспечивается в Казахстане акциями «Требуй чек – выиграй приз», составит 18%, или 173 млрд тенге в год.

В этом году данная акция была проведена АО «Казахтелеком», ее победители получили 100 айфонов.  По данным приложения «Тандау», общее количество участников акции в этом году приблизилось к 20 тыс. человек за 100 дней ее проведения, в среднем свои чеки присылали по 1,5 тыс. человек в день. Это достаточно большая активность: в прошлом году за полгода проведения аналогичного розыгрыша в нем приняло участие около 30 тыс. человек.

Партнерский материал подготовлен совместно с АО «Казахтелеком»


5413 просмотров

Казахстан может не выполнить экспортных обязательств по поставкам зерна

Стоит ли нашей стране искать новых покупателей в дальнем зарубежье?

Фото: shutterstock/Raland

В период 2019-2020 годов Казахстан может не выполнить своих экспортных обязательств по зерну. 

В Казахстане почти закончилась уборка хлеба – работы завершены на 93,5% уборочных площадей в большинстве областей страны. Такие данные приводит Минсельхоз РК. Всего намолочено более 17 млн т зерновых и зернобобовых культур при средней урожайности в 12 центнеров с гектара.

Почти секретная информация

На прошедшем в Нур-Султане 30 сентября брифинге первый вице-министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что в текущем году валовый сбор зерна из-за аномальной жары в июле будет меньше прошлогоднего на 3 млн т.

В 2018 году, по информации Сапарова, было собрано 20,3 млн т. Тем не менее первый вице-министр не сомневается, что собранного урожая зерновых хватит не только для 100%-ного покрытия внутренних потребностей Казахстана, но и для отправки части зерна (в основном пшеницы. – «Курсив») на экспорт. В то же время Айдарбек Сапаров не стал уточнять цифры внутренней потребности страны в той же самой пшенице. Хотя они имеют немалое значение для понимания экспортных возможностей Казахстана на мировых рынках.

В конце сентября в ряде казахстанских изданий появилась информация от Минсельхоза, согласно которой потребность населения страны в пшенице составляет 2,9 млн т. При этом не уточнялось, что речь идет о пшенице, отгружаемой только на продовольственные нужды, или это общий объем, включая фуражное зерно и семенной фонд.

В свою очередь руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктор Асланов в беседе с «Курсивом» назвал иные цифры. Сославшись на волатильность их ежегодной оценки внутренней потребности страны в пшенице, он сообщил, что на текущий момент Казахстану надо приблизительно 1,5 млн т продовольственного зерна, 1,8 млн т для поддержки семенного фонда и 1,3 млн т для фуража. Итого – 4,6 млн т пшеницы в основном мягких сортов.

Наконец, совсем другая картина внутренних потребностей Казахстана в пшенице нового урожая складывается из данных продовольственной и сельскохозяйственной программы ООН (FAO-AMIS), Международного совета по зерну (IGC) и Министерства сельского хозяйства США (USDA). Так, в IGC прогнозируют, что на период 2019-2020 годов нашей стране потребуется 5,96 млн т пшеницы, в FAO-AMIS – 6,54 млн т, а в USDA – 6,60 млн т.

Кстати, в отличие от главного сельскохозяйственного ведомства Казахстана, все три вышеперечисленные организации, на прог­нозы которых и ориентируются все ведущие мировые трейдеры зерна, отделяют друг от друга все основные зерновые и зернобобовые культуры. Соответственно, в их маркетинговых сводках, основанных в том числе и на мониторинге из космоса, можно увидеть данные о том, сколько пшеницы предположительно соберет Казахстан. Согласно выводам экспертов из FAO-AMIS, в текущем году урожай пшеницы в нашей стране составит 13 млн т, что на 950 тыс. т меньше, чем в прошлом году, и на 1,9 млн т ниже показателей осенней страды 2017 года. Еще более худший прогноз дают специалисты из IGC и USDA, которые указывают, что Казахстан соберет в пределах 11,5 млн т пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna444.jpg

Фото: shutterstock/Автор Subbotina Anna

Задел на экспорт

Если международные эксперты правы в расчетах, то Казахстан попадает в странную ситуацию. Дело в том, что весь 2019 год представители нашей страны вели активные переговоры о возможности экспорта пшеницы в ряд стран, рассчитывая составить конкуренцию поставкам зерна из России, Украины и Румынии. В частности, в конце августа текущего года в ходе прошедшей в Саудовской Аравии II сессии Генеральной ассамб­леи Исламской организации по продовольственной безопасности делегация из Казахстана по этому поводу провела серию переговоров. Речь шла о возобновлении прекращенных в 2010 году поставок пшеницы в Египет, а также о расширении ее экспорта в Турцию и Афганистан.

К слову, последние 10 лет Египет и Турция наряду с Индонезией, Алжиром, Италией, Филиппинами, Японией, Бразилией, Испанией и Мексикой входят в число 10 крупнейших импортеров пшеницы в мире. При этом больше всего зерна они закупают в России и Украине.

Если окажутся верными расчеты USDA, то Казахстану вряд ли удастся увеличить экспорт зерна в 2019-2020 годы. Ведь в этом случае экспортный потенциал нашей страны составит лишь 5,2 млн т пшеницы.

Зачем нам берег турецкий?

По мнению руководителя исследовательского бюро «Зерновые и масличные Казахстана» Виктора Асланова, искать новые рынки сбыта казахстанской пшеницы вообще не нужно. «У нас под боком имеется активно растущий рынок. Это страны Центральной Азии плюс Афганистан. Тот же Узбекистан еще 20 лет назад мог закупать 300–400 тысяч тонн зерна и муки, а сейчас они готовы брать минимум 2 млн т. В предыдущем же сезоне они 3 млн т зерна и муки купили», – заметил в беседе с «Курсивом» Виктор Асланов.

Он добавил, что, даже имея возможность экспортировать в центральноазиатские страны, включая Афганистан, 8 млн т пшеницы в год, Казахстану для полного обеспечения их потребностей не хватает около 1,5 млн т зерна.

«При текущей ситуации впору говорить о недоборе наших экспортных обязательств. Потому что на международном уровне Казахстан значится как продовольственный донор для этих дружеских нам стран. Более того, мы и зерновой державой стали благодаря тому, что климатические и территориальные особенности стран Центральной Азии не позволяют им производить необходимое количество зерновых культур», – отметил Виктор Асланов.

Схожей точки зрения придерживается и бывший министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков. По его словам, правительство страны до сих пор несколько политизирует процесс производства и экспорта пшеницы, хотя в подавляющем большинстве стран мира это обычный биржевой товар.

«Это было характерно для Советского Союза, когда пшеницу из Казахстана можно было встретить в портах Владивостока и Находки. Сегодня надо в первую очередь думать, как получить максимальную выгоду от продажи зерна. Возьмем, к примеру, Грузию. В действительности ей нет смысла у нас покупать пшеницу. Несмотря на сложные отношения с Россией, она намного дешевле купит ее в Ставрополье. Невыгодно покупать у нас пшеницу и Беларуси. У нее под боком Украина. На регион Средиземноморья вообще выходить бессмысленно. При поставке пшеницы в Египет и даже в Турцию мы теряем минимум $100 с каждой тонны», – заметил в беседе с «Курсивом» Асылжан Мамытбеков.

При этом он, как и Виктор Асланов, выразил уверенность, что Казахстану достаточно ограничиться экспортом пшеницы лишь в страны Центральной Азии и Афганистан.

«Рынок этих стран стабильно забирает 6 млн т пшеницы. Столько же – 6 млн т – составляет и внутренняя потребность Казахстана. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ограничиться производством 12 млн т пшеницы, а в случае получения излишков отправлять их в Азербайджан и в Иран. На высвободившихся от пшеницы землях начать возделывать более высокодоходные культуры, на которые есть устойчивый спрос на мировых рынках», – заметил собеседник «Курсива».

При этом он особо подчеркнул роль «Продкорпорации», которая, по его мнению, должна проводить контрцикличную политику, выполняя не коммерческую, а стабилизационную функцию. То есть в годы перепроизводства активно закупать зерно, а в неблагоприятные для урожая периоды гарантировать правительству, что внутренний рынок не останется без необходимой для страны пшеницы.

Kazahstan mozhet ne vypolnit' eksportnyh obyazatel'stv po postavkam zerna11.png

 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций